ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обработка и интерпретация результатов. По мере выполнения заданий фиксируйте особенности поведения детей, все их ответы и действия, отношение к заданиям и процессу их выполненияПо мере выполнения заданий фиксируйте особенности поведения детей, все их ответы и действия, отношение к заданиям и процессу их выполнения. В качестве оценочных критериев сформированности у детей основных компонентов мыслительной деятельности могут быть: 1) интерес к заданию; 2) особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и ее результату; 3) стремление продолжить работу; 4) запас знаний и представлений об окружающем мире и элементарные житейские понятия, позволяющие решать предложенные задачи; 5) овладение иерархией обобщений — усвоение понятий первой, второй и третьей степеней обобщенности, а также абстрактных родовых понятий; 6) специфика использования детьми системы доступных понятий; 7) уровень понимания и принятия задания; 8) качество самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности. В соответствии с этими оценочными критериями можно выделить три уровня овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности. Высокий уровень: задачи сразу заинтересовывают ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется в течение всего занятия. Ребенок понимает задачу быстро, не нуждается в повторении и разъяснении. Фонд действенных знаний для ее решения достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции совершаются правильно и самостоятельно. Ребенок может вербально обосновать свое решение, рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства. Самостоятельно сосредоточивается на задаче, старается обдумать свое решение, совершает умственные действия в определенной последовательности, оценивает степень правильности, может сам заметить и исправить ошибки. Помощь взрослого не нужна. При наличии ошибки достаточно предложения задуматься. Средний уровень: задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполняет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достаточен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но ходом его выполнения может управлять только с помощью взрослого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, с его помощью их и исправляет. Низкий уровень: предложением решать задачи заинтересовывается, но к содержанию занятия индифферентен (особенно к самым трудным заданиям). Готов прекратить решение, перейти к новой задаче, не решив предыдущую. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребенок не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи. Ответы ребенка чаще всего ситуативны. Он не может вычленить главное, обосновать решение вербально. Исследование вербального мышления[5] Тест методики состоит из 20 вопросов, которые в устной форме подаются ребенку. Ответы записываются и оцениваются в баллах. Подсчитывается общая сумма баллов, которая соотносится с нормативными данными. Инструкция. Внимательно слушай вопросы, которые я буду тебе читать и постарайся как можно лучше ответить. В ответе пострайся выделить главное в отношении прочитанного мною ворпоса. 1. Какое животное больше: лошадь или собака? Ответ: лошадь — 0 баллов; собака — минус 5 баллов. 2. Утром мы завтракаем, а днем...? Ответ: обедаем, едим суп, мясо — 0 баллов; ужинаем, спим, играем и т. п. — минус 3 балла. 3. Днем светло, а ночью...? Ответ: правильный — 0 баллов; неправильный — минус 5 баллов. 4. Небо голубое, а трава...? Ответ: правильный — 0 баллов; неправильный — минус 4 балла. 5. Черешни, груши, яблоки, сливы — что это? Ответ: фрукты — 0 баллов; неправильный — минус 1 балл. 6. Почему раньше, чем придет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум? Ответ: чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд и т. п. О баллов; неправильный — минус 1 балл. 7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Кишинев, Тирасполь? Ответ: города — 1 балл; неправильный — минус 1 балл. 8. Который час? на бумажных часах показать четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого. Ответ: если все правильно показывает — 4 балла; если не знает часов — 0 балов. 9. Маленькая корова — это теленок, а маленькая собака —?, а маленькая овечка —? Ответы: щенок и ягненок — 4 балла; называет кого-то другого — 0 баллов; неправильный — минус 1 балл. 10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем они похожи? Ответы: на курицу — минус 3 балла; на кошку и называет 2 или более признаков подобия (хвост, лапы, уши, шерсть и т. п.) — 0 баллов; на кошку, но не указывает признаков подобия — минус 1 балл. 11. Почему во всех автомобилях тормоза? Ответы: называет 2 причины и более (тормозить с горы, тормозить при повороте, остановить в случае надобности: опасности, столкновения, по окончании езды) — 1 балл; неправильный («он бы без тормозов не ехал») — минус 1 балл. 12. Чем похожи друг на друга топор и молоток? Ответы: называет два общих признака (они из дерева и железа, у них / рукоятки, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские и т. д.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов. 13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Ответы: называет два признака подобия и более (хвосты, уши, лапы, глаза и т. п.) — 3 балла; называет один признак подобия — 2 балла; неправильный — 0 баллов. 14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они здесь лежали? Ответы: у винта есть нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) или показывает ее — 3 балла; винт закручивается, а гвоздь забивается, или у винта есть гайка — 2 балла; школьный возраст неправильный — 0 баллов. 15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание — что это? Ответы: спорт, физкультура — 3 балла; игра, упражнение, гимнастические состязания — 2 балла; неправильный — 0 баллов. 16. Какие ты знаешь транспортные средства? Ответы: называет три наземных средства плюс самолет и корабль — 4 балла; только 3 наземных или их полный перечень (с самолетом или кораблем), но только объяснения: «Транспортное средство — это то, на чем мы куда-то передвигаемся» — 3 балла; неправильный — 0 баллов. 17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? Ответы: называет три признака (седые волосы или их отсутствие, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, ходит с палочкой, чаще болеет и т. п.) — 4 балла; называет 1 или 2 признака — 2 балла; неправильный — 0 баллов. 18. Почему люди занимаются спортом? Ответы: называет 2 причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными, чтобы были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были такими толстыми, они хотят победить, поставить рекорд и т. п.) — 4 балла; называет одну причину — 2 балла; неправильный — 0 баллов. 19. Почему это аморально (неправильно, плохо, нехорошо), когда ktg- нибудь уклоняется от работы? Ответы: остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб другой) — 4 балла; он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего k купить — 2 балла; неправильный — 0 баллов. 20. Почему на конверт с письмом нужно наклеить марку? Ответы: так платят за пересылку (перевозку) этого письма — 5 баллов; тот, другой должен был бы уплатить штраф — 2 балла; неправильный — 0 баллов. Итоговый показатель — это сумма баллов (со знаком плюс или со знаком минус), полученных по отдельным вопросам. По итоговому показателю дети могут быть отнесены к одной из 5 групп с различным уровнем развития вербального мышления: I группа — +24 балла и выше — высокий уровень развития вербального мышления. II группа — от + 14 до +23 баллов — уровень развития вербального мышления выше среднего. III группа — от0 до +13 баллов — средний уровень развития вербального мышления. IV группа — от -1 до -10 баллов — уровень развития вербального мышления ниже среднего. V группа — от -11 и ниже — низкий уровень развития вербального мышления. Школьный возраст Память — важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами, способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти. Развитие памяти идет неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения, но преобладание в учебной деятельности словесного материала быстро развивает у детей умение запоминать словесный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного запоминания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|