Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти




Методика «Заучивание 10 слов»[6]

Одна из наиболее часто применяющихся методик предложена А. Р. Лу- рия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активнос­ти внимания.

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообраз­но. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обыч­но каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов. Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция состоит из нескольких этапов.

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повто­рять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый по­вторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под эти­ми словами (табл. 3.7). Затем экспериментатор продолжает инструкцию (вто­рой этап).

Таблица 3.7. Протокол эксперимента
Количество повторений Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мед
  + + + +   Огонь
  + +   + + +
  + + + + + +
  + +       +
  + + + + + +
Спустя час   о   о о о

 

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их — и те, которые уже назвал(а), и те, которые в пер­вый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспро­извел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инст­рукций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, эксперимента­тор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти по­вторяются, ставит крестики и под ними.

В случае, если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во вре­мя этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к дру­гим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50— 60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вер­тикальной — число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особен­ностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5,7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количе­ство воспроизводимых слов 9-10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь; в дальнейшем при повторении, он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям от­дельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страда­ющих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много та­ких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного вни­мания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припо­минает все меньшее и меньшее количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости ле­жит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких, случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количестве одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя пос­ле повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности тера­пии, оценки динамики болезни и т. д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных