ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение кратковременной образной и вербально-логической памятиДля проведения исследования образной кратковременной памяти используются девять геометрических фигур, а для исследования вербально- логической памяти 12 слов: 1. Гора. 7. Книга. 2. Игла. 8. Окно. 3. Роза. 9. Пила. 4. Кошка. 10. Вилка. 5. Часы. 11. Нога. 6. Пальто. 12. Ваза. Для предъявления слов используется метод тахистокопа. Время экспозиции каждого элемента (слова) — 2 с, а интервал между экспозицией — 1 с. Изображения геометрических фигур предъявляются в течение 10 с. Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений. Испытуемый садится за стол напротив экспериментатора и приступает к выполнению задания после его устной инструкции: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геометрические фигуры (или слова). Необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать) их. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». В протоколе (табл. 3.8) экспериментатор фиксирует время воспроизведения, количество правильно воспроизведенных элементов и ошибок. Таблица 3.8. Протокол исследования объема образной и вербально-логической кратковременной памяти
Затем подсчитывают количество правильно воспроизведенных элементов с, ошибочно воспроизведенных элементов т и пропущенных элементов п. Основной показатель продуктивности памяти В определяется по формуле:
Показатель объема кратковременной памяти А вычисляется по формуле А = В + Т, где В —продуктивность памяти; Т — поправка на время, баллы. Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратковременной образной памяти, подсчитывается средняя арифметическая величина показателя успешности по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные данные между собой. Для последующего сопоставления полученных данных с другими характеристиками памяти, а также для интериндивидуального анализа необходимо перевести абсолютные значения объема кратковременной памяти А в шкальные оценки по табл. 3.10. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии межгрупповых (например, возрастных) различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегруп- повых, о степени выраженности индивидуальных различий как по одномо- дальным, так и по разномодальным показателям. * * * Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. У младшего школьника в первые годы обучения может преобладать непроизвольное внимание.
Увеличивается в этом возрасте объем внимания. Менее развиты в младшем школьном возрасте такие свойства внимания, как переключение и распределение. На протяжении школьного возраста они интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста и тем более среднего и старшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации учебной деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|