Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение кратковременной образной и вербально-логической памяти




Для проведения исследования образной кратковременной памяти ис­пользуются девять геометрических фигур, а для исследования вербально- логической памяти 12 слов:

1. Гора. 7. Книга.

2. Игла. 8. Окно.

3. Роза. 9. Пила.

4. Кошка. 10. Вилка.

5. Часы. 11. Нога.

6. Пальто. 12. Ваза.

Для предъявления слов используется метод тахистокопа.

Время экспозиции каждого элемента (слова) — 2 с, а интервал между эк­спозицией — 1 с. Изображения геометрических фигур предъявляются в те­чение 10 с.

Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после установления с ребенком доверительных отношений. Испытуемый садится за стол напро­тив экспериментатора и приступает к выполнению задания после его устной инструкции: «Сейчас я буду показывать по порядку и только один раз геомет­рические фигуры (или слова). Необходимо запомнить и по моей команде на­рисовать (или написать) их. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». В протоколе (табл. 3.8) экспериментатор фиксирует время воспроизведения, количество правильно воспроизведенных элементов и ошибок.

Таблица 3.8. Протокол исследования объема образной и вербально-логической кратковременной памяти

Стимульный материал Время воспроизведения, с Поправка на время Количество правильно воспроизведенных элементов, баллы
Геометрические фигуры Слова

 

Затем подсчитывают количество правильно воспроизведенных элементов с, ошибочно воспроизведенных элементов т и пропущенных элементов п. Ос­новной показатель продуктивности памяти В определяется по формуле:


 

Время воспроизведения каждого элемента рассчитывается с учетом по­правки Г (табл. 3.9). Таблица 3.9. Поправка на время воспроизведения стимульного материала
Геометрические фигуры Слова
Экспериментальное время, с Поправка на время, баллы Экспериментальное Поправка на время, время, с баллы
Менее 5 +1 Менее 4 +1
5-25   4-13 0
25-35 -1 13-17 -1
Более 35 -2 Более 17 -2 '

 

Показатель объема кратковременной памяти А вычисляется по формуле

А = В + Т,

где В —продуктивность памяти; Т — поправка на время, баллы.

Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратков­ременной образной памяти, подсчитывается средняя арифметическая величина показателя успешности по группе в целом. Для получения груп­повых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экс­периментальные данные между собой.

Для последующего сопоставления полученных данных с другими харак­теристиками памяти, а также для интериндивидуального анализа необхо­димо перевести абсолютные значения объема кратковременной памяти А в шкальные оценки по табл. 3.10.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии или от­сутствии межгрупповых (например, возрастных) различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегруп- повых, о степени выраженности индивидуальных различий как по одномо-

дальным, так и по разномодальным показателям.

* * *

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоян­ного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. У младшего школьника в первые годы обучения может преобладать непро­извольное внимание.

Таблица 3.10. Шкальные оценки объема кратковременной памяти
Шкальные оценки Образная память Вербально-логическая память
  Более 100   Более 86
    79-86
  98-100   74-79
  94-97   69-74
  90-93   65-69
  87-89   60-65
  82-86   56-60
  76-81   51-56
  73-75   47-51
  68-72   42-47
  63-67   38-42
  59-62   33-38
  54-58   29-33
  50-53   23-29
  46-49   20-23
  40-45   12-20
  36-39   11-12
  31-35   7-11
  26-30   2-7
  Более 25   Более 2

 

Увеличивается в этом возрасте объем внимания. Менее развиты в млад­шем школьном возрасте такие свойства внимания, как переключение и рас­пределение. На протяжении школьного возраста они интенсивно развива­ются. Ребенок младшего школьного возраста и тем более среднего и старшего школьного возраста способен к концентрированному и устойчивому вни­манию при определенных условиях организации учебной деятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных