ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позитивное и негативное воздействие группы на личностьПозитивное влияние: 1) члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры; 2) в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм; 3) в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности; 4) от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки; 5) члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях. Негативное влияние: 1) потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов – «обезличивание»; Причины обезличивания: а) анонимность; б) высокий уровень эмоциональной возбужденности; в) сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг; г) высокая сплоченность группы ведет к конформизму; д) сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида; 2) группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей. 7. Педагогика как наука – это форма общественного сознания о сущности формирования личности ребенка в системе общественных отношений в процессе воспитания. Объект педагогики – ребенок в его единстве и целостности в процессе обучения, образования и воспитания. Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования личности в условиях обучения, образования и воспитания. Задача педагогики – вскрытие закономерностей: в области воспитания, образования, обучения; в области управления воспитательными и образовательными системами; разработка методов, средств, форм, систем обучения, воспитания и управления; прогнозируемое образование на ближайшее и отдаленное будущее; изучение и обобщение опыта педагогической деятельности. Функции педагогики: описательная; объяснительная; диагностическая; прогностическая; проективно-констрктивная; преобразовательная 7.2. Основные педагогические категории (обучение, воспитание, образование) В педагогике можно выделить три категории: воспитание, образование, обучение. 1. Воспитание – это целенаправленный и специальный процесс формирования этических, эстетических, нравственных, умственных и физических качеств человека. 2. Образование – это усвоение человеком определенной совокупности знаний, обобщенных наук и формирование на этой основе определенных качеств личности. 3. Обучение – это совместная деятельность учителя и учащихся, которая направлена на усвоение знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется развитие личности. Сейчас под воспитанием понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Воспитатель передает накопленный человечеством опыт, знакомит с миром культуры, инициирует к самовоспитанию. Ученик должен овладеть культурой работы над собой, способами общения и нравственным понятиям. Вторая категория педагогики – образование – понимается как процесс обучения, воспитания человека и их результат, который представляет собой систему. Образование включает в себя и воспитание. Принципы, методы, формы обучения и воспитания являются основным фактором направленности образования (педагогического или технократического, демократического или авторитарного). Обучение – третья категория педагогики. В процессе обучения происходит процесс взаимодействия учителя и ученика, как результат – развитие ученика. В этом процессе учитель передает знания, жизненный опыт, основы культуры, управляет процессом освоения обучения, создает условия для развития психических свойств личности учащегося. 7.3. Основные отрасли педагогики Общая педагогика. Эта наука исследует основные закономерности воспитания. История педагогики. Эта наука изучает развитие педагогической науки в различные исторические эпохи. Сравнительная педагогика. Она исследует закономерности развития, функционирования образовательно-воспитательных систем в различных странах вследствие сопоставления и сравнения, нахождения сходств и различий. Возрастная педагогика. Изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах. В зависимости от возрастных характеристик различают преддо-школьную, дошкольную педагогику, педагогику средней школы, педагогику среднеспециального образования, педагогику высшей школы, педагогику профессионально-технического образования, педагогику взрослых. Специальная педагогика. Она разрабатывает методы, формы, принципы воспитания и образования людей, имеющих отклонения в физическом развитии. Специальная педагогика, еще ее называют дефектологией, делится на ряд отраслей: сурдопедагогика (работа с глухими и глухонемыми людьми), тифлопедагогика (работа со слепыми и слабовидящими людьми), олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми), логопедия (работа с детьми, у которых наблюдается расстройство речи). Методика преподавания различных дисциплин. Данная отрасль педагогики содержит специфические закономерности обучения конкретным дисциплинам, например математике, информатике, литературе и т. д. Профессиональная педагогика. Она изучает закономерности, теоретические обоснования, разрабатывает принципы, технологии воспитания человека, выбравшего конкретную профессиональную деятельность. Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной тем, что она направлена на раскрытие трудового потенциала человека, направленного на овладение конкретной профессией. Развитие профессионального потенциала возможно с помощью профессионального воспитания, профессионального образования и обучения. В зависимости от профессиональной направленности различают инженерную, военную, медицинскую педагогику. Социальная педагогика. Она содержит разработки, как теоретические, так и практические, в области внеурочного воспитания детей. Для достижения данной цели создаются образовательно-воспитательные учреждения, такие как клубы, спортивные секции, кружки различных направлений и т. д. Данные учреждения направлены на повышение уровня культуры личности, ее развития, проявления творческих способностей. Исправительно-трудовая педагогика. Она содержит закономерности работы с лицами, находящимися в заключении за совершение преступления. Сравнительная педагогика. Она анализирует воспитательные и образовательные учреждения различных стран, находит их сходства и различия для дальнейшего совершенствования. Лечебная педагогика. Она направлена на разработку методов и принципов обучения больных детей. Создаются интегрированные методы обучения в щадящим режиме в процессе лечения 7.4. Связь педагогики с другими науками Говоря о связи педагогики с другими науками, необходимо выделить методологическую основу педагогики – философию. Философия дает представления о социальной природе человека и процессах становления гармонично развитой личности. Также близкими к педагогике науками можно назвать психологию, физиологию, социальную педагогику, педиатрию, этику, социологию. В психологии методологической базой для педагогики являются такие понятия и категории, как личность и развитие, психика и психические процессы, чувства, деятельность, общение и др. Все они являются основой для преобразующей деятельности педагогики. Основные категории физиологии (высшая нервная деятельность, индивидуально-личностные физиологические различия, темперамент, наследственные основы поведения) дают основу для педагогической деятельности. Система обучения обязана учитывать физиологические особенности человека, иначе в педагогическом процессе будут неизбежны ошибки, которые чреваты различными проблемами со здоровьем у школьников. Понятия этики помогают в решении вопросов о нравственном аспекте в воспитании и обучении. Социология и социальная педагогика оперируют такими понятиями, как социум, формы общественного сознания, социализация. Говоря о социализации, нужно отметить, что она является важным фактором в процессе становления личности. 8. Механизмы психического развития человека (социальная ситуация развития, психологическое новообразование, ведущий вид деятельности) Социальная ситуаци я развития ребенка - конкретная форма значимых для ребенка отношений, в которых он находится с окружающей его действительностью (прежде всего социальной) в тот или иной период своей жизни. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т. е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Психологическое новообразование: 1) психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; 2) обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Ведущая деятельность не появляется сразу, а проходит свое развитие в рамках той или иной социальной ситуации. Ведущая деятельность обусловливает основные изменения в психическом развитии, и прежде всего появление новых психических образований. Виды ведущей деятельности: 1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий. 2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет). 3. Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, - детям дошкольного возраста (от 3 до 6 лет). 4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет. 5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|