Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Признаки и психологические характеристики малой группы.
Признаки малой группы: 1) Пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает возможность личных контактов, включая интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Некоторые исследователи считают, что именно перцептивные аспекты являются самыми важными в характеристике малых групп, так как именно они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе. 2) Наличие постоянной цели совместной деятельности. Реализация общей цели как некоего предвосхищаемого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной деятельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколько ее образ, то есть как она воспринимается членами группы. 3) Наличие в группе организующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе). Однако если такого лидера или руководителя нет, это не означает, что организующего начала нет. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический характер, когда в определенной ситуации человек, более компетентный и подготовленный в данной сфере принимает на себя функции лидера. 4) Разделение персональных ролей. 5) Наличие эмоциональных отношений между членами группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отношений. 6) Выработка специфической групповой культуры, то есть норм, правил, стандартов жизни, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформировавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Некоторое отклонение от групповых стандартов, норм, как правило, позволяется только лидеру
Социально-психологические характеристики малой группы: А. Тип группы (название, пpедназначение, место в системе дpугих гpупп). Соответственно своему предназначению и содержанию деятельности группы делятся на трудовые, боевые, учебные, общественно-политические, спортивные и т.п. Б. Композиция (состав) группы – характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы. Композиция группы раскрывается посредством количественных, возpастных, пpофессиональных, социальных, обpазовательных, этнических хаpактеpистик. В. Групповые процессы (динамика групповой жизни) – процессы осуществления и регуляции группового социального взаимодействия: совместной деятельности, общения и внутригруппового поведения личности. Групповые процессы приводят не только к решению профессиональных задач, но и к дифференциации и интеграции группы (образование микрогрупп, ролевая дифференциация, конфликты, групповое сплочение, совместимость, сработанность, формы регуляции поведения индивида в группе). Групповые процессы приводят к формированию структурных компонентов группы – многоуровневой динамической структуры и групповых социально-психологических образований, которые, в свою очередь, регулируют эти процессы, побуждая, направляя и корректируя их. Г. Динамическая структура группы включает следующие измерения: а) функционально-pолевые взаимосвязи (деятельностное измерение); б) коммуникации (коммуникативное измеpение); в) эмоциональные межличностные пpедпочтения (социометpическое измеpение); Д. Групповые образования. К ним относятся: групповые потребности, интересы и цели; групповые нормы и ценности; групповые ролевые ожидания; групповые роли; традиции; групповые санкции, групповой социальный контроль; социально-психологический климат: межличностные отношения (поведенческий компонент), групповое мнение (познавательный компонент), групповое настроение (эмоциональный компонент); микрогруппы.
6.5. Теории происхождения лидерства
Теория черт лидерства. По этой теории лидер должен обладать определенными чертами. Он глубже и масштабнее мыслить, уметь быстро находить выход из определенных ситуаций и т.п. Качественное превосходство - это производительность идей. Человек должен овладеть умением избегать, а в случае необходимости разрешать конфликты, иметь «подход» к людям, к их проблемам и вопросам, требующим решения. Лидера характеризуют высокий уровень интеллекта, нестандартного мышления. Все это должно создать новое качество, что обеспечивает лидеру способность умело решать весь комплекс проблем, принимая во внимание не только текущую ситуацию, но и возможные последствия своих действий в будущем. Новую идею лидер должен или улучшить, или отвергнуть.
Ситуационная теория лидерства. Согласно этой теории, лидерство - это, в основном, продукт ситуации; то есть лидер - это тот, кто в данной ситуации адекватнее проявил нужную черту (хотя она может быть и у других), "оказался в нужный момент в нужном месте и возглавил". Здесь полностью снимается роль активности личности лидера, и он выступает как флюгер. Чтобы преодолеть очевидную противоречивость такой теории, Хартли предложил 4 модели для объяснения того, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение: - если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он станет лидером и в другой; - вследствие воздействия стереотипов лидеры в данной ситуации начинают рассматриваться группой как лидеры вообще; - человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, что повышает для него вероятность быть избранным вторично; - отдельным людям свойственно "искать посты", и они ведут себя так, что им действительно "дают посты".
Компромиссный вариант - системная теория лидерства. Согласно этой теории, лидер - это тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи. Развитие этой же идеи можно пояснить следующим образом: в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается тот, кто как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей; именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием. Тем не менее проблема происхождения лидерства не решена до сих пор и, по-видимому, не имеет общего решения. И все-таки выделен ряд факторов, от которых зависит то, что у одного человека больше шансов быть выбранным в лидеры группы и оказаться при этом эффективным вожаком, чем у другого. Группа ждет от своего вожака выполнения основных системных требований, то есть что он: сумеет скоординировать ее активность; обеспечит безопасность ее членов; даст им веру в будущее. Поэтому лидером группы в большинстве случаев окажется человек, который способен удовлетворить эти потребности группы и, кроме того, умеет управлять другими.
6.6. Лидерство и руководство
1.руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающие внутри группы психологическое влияние одного члена на других. 2.лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации; 3.лидерство можно констатировать в условиях микросреды, а руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 4.лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается целенаправленно; 5.явление лидерство менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное; 6.у руководителя есть система санкций, у лидера – нет; 7.процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, тогда как лидер принимает более непосредственные решения; 8.сфера деятельности лидера – в основном малая группа, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
6.7 Профессиональные качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности.
Практический интеллект — способность человека мыслить критически и логично; способность быстро, гибко и эффективно использовать свои знания и опыт в решении практических задач.
Социальный интеллект — способность понимать и правильно интерпретировать чувства других людей, ставить себя на место другого, знать, что можно требовать от конкретного человека, а что нет.
Адекватная самооценка — выражается в способности к самонаблюдению, самоконтролю, критичности и коррекции своего поведения.
Профессиональные знания. Установлено, что по мере приближения к вершине управленческой пирамиды объем необходимых узкоспециальных знаний уменьшается.
С повышением уровня управления возрастают требования к таким психологическим качествам руководителей, как чувство ответственности, способность перспективно мыслить, настойчивость и целеустремленность. Также немаловажное значение имеет способность к социальной активизации других людей, способность заражать их своей энергией, волей, уверенностью в своих силах.
На более низких уровнях управленческой иерархии берется во внимание склонность к систематической повседневной работе и способность к быстрой переориентации при изменении ситуации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|