ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задачи и методы специальной психологии. Задачи см. во 2В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются: 1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт. 2. Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях. 3. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.) 4. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. 5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности): o Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла. o Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого. o Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций. o Методики дополнения — например: незаконченное предложение. o Методики экспрессии — рисование. o Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях. o Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим. 6. Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. 7. Условно-рефлекторные методики Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения. В задачи специальной психологии входит:1. изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения; 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической коррекции недостатков развития;4. психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений;5. психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях; 6. псих-кое изучение социальной адаптации лиц с недостатками; 7. психологическая коррекция дезадаптации. В настоящее время наиболее актуальной задачей явл разработка диаг-ских методик. Спец. пс решает также задачи псих-ой коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих порядков.К ним относятся недостатки отдельных психических процессов, несформированность ВПФ, отклонения в развитии личности. Важной задачей спец. пс явл также изучение динамики развития учащихся как в спец-ных образовательных учреждениях, так и в условиях интегрированного обучения, а также особен-ей их адаптации к разным условиям.
5. Механизм компенсации психических функций. Возмещение недоразвитых или нарушенных функций психических путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании такой новой системы функциональной является оценка результатов, к коим приводят попытки организма устранить дефект, производимая благодаря наличию "афферентации обратной". Существуют два типа компенсации функций психических: 1) внутрисистемная, реализуемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур; 2) межсистемная, связанная с перестройкой системы функциональной и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, компенсация функций психических анализатора зрительного у слепорожденного происходит преимущественно путем развития осязания - за счет комплексной деятельности двигательного и кожно-кинестетического анализаторов, что требует специального обучения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|