Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задачи и методы специальной психологии. Задачи см. во 2




В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

2. Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

3. Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)

4. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

o Методики структурирования — формирование стимулов, придание им некоторого смысла.

o Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.

o Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

o Методики дополнения — например: незаконченное предложение.

o Методики экспрессии — рисование.

o Методики катарсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.

o Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.

6. Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

7. Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

В задачи специальной психологии входит:1. изучение закономер­ностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в раз­ных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обуче­ния; 2. создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития; 3. разработка средств психологической кор­рекции недостатков развития;4. психологическое обоснование со­держания и методов обучения и воспитания в системе специаль­ных образовательных учреждений;5. психологическая оценка эф­фективности содержания и методов обучения детей с недостатка­ми развития в разных условиях; 6. псих-кое изучение соци­альной адаптации лиц с недостатками; 7. психологическая коррек­ция дезадаптации.

В настоящее время наиболее актуальной задачей явл раз­работка диаг-ских методик.

Спец. пс решает также задачи псих-ой коррекции недостатков, особенно вторичного и последующих по­рядков.К ним относятся недостатки отдельных психических процес­сов, несформированность ВПФ, откло­нения в развитии личности.

Важной задачей спец. пс явл также изу­чение динамики развития учащихся как в спец-ных образова­тельных учреждениях, так и в условиях интегрированного обуче­ния, а также особен-ей их адаптации к разным условиям.

 

5. Механизм компенсации психических функций. Возмещение недоразвитых или нарушенных функций психических путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При этом возможно вовлечение в ее реализацию новых нервных структур, ранее не участвовавших в осуществлении данных функций. Эти структуры функционально объединяются на основе выполнения общей задачи. Согласно концепции П. К. Анохина, решающим моментом в создании такой новой системы функциональной является оценка результатов, к коим приводят попытки организма устранить дефект, производимая благодаря наличию "афферентации обратной". Существуют два типа компенсации функций психических: 1) внутрисистемная, реализуемая за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур; 2) межсистемная, связанная с перестройкой системы функциональной и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. У человека наблюдаются оба типа компенсации. Они имеют большое значение в случаях преодоления врожденных или рано возникших дефектов развития. Так, компенсация функций психических анализатора зрительного у слепорожденного происходит преимущественно путем развития осязания - за счет комплексной деятельности двигательного и кожно-кинестетического анализаторов, что требует специального обучения.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных