Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ




Слушание музыки.

Детей знакомят с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки; развивают способность адекватно эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать настроение, передаваемое в музыке; формируют умение запоминать, узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего; знакомят со средствами музыкальной выразительности; развивают способность воспринимать музыку осмысленно; формируют эстетические чувства и переживания, учат выражать свое отношение к музыке.

Отбирая музыкальный репертуар, музыкальный руководитель учитывает особенности психического развития детей -олигофренов: плохое внимание, повышенную отвлекаемость, эмоциональную неустойчивость и повышенную утомляемость. Поэтому лучше подбирать музыкальные пьесы и песни, небольшие по объему и доступные по содержанию. Музыкальные образы этих произведений должны быть яркими, четкими и понятными.

По мере обучения музыкальный материал для слушания усложняется, произведения увеличиваются в объеме, усложняется их ритмическая структура. В работе с умственно отсталыми дошкольниками часто обращаются к знакомому музыкальному материалу, так как только при восприятии знакомой музыки возникает чувство удовольствия, желание вновь и вновь прослушать ту или иную пьесу.

Важным моментом при организации работы по слушанию музыки является проведение подготовительной работы. Если для нормально развивающихся детей, даже самых маленьких, оказывается достаточно, скажем, показать игрушку либо сообщить, что именно об этой игрушке (или персонаже) будет рассказываться в песенке или музыкальной пьесе, а затем переходить непосредственно к исполнению, то с умственно отсталыми дошкольниками всегда проводится специальная подготовительная работа, чтобы они могли в ходе слушания представить что-либо связанное с характером пьесы. Учитывая крайне низкий уровень

предметных и игровых действий умственно отсталых детей, с ними перед прослушиванием обязательно проводят обыгрывание, рассматривание игрушек, беседы о назначении тех или иных предметов, о характерных чертах или повадках животных (подбор таких объектов обусловлен программой по музыке). Если, к примеру, для прослушивания детям предлагают бодрую, веселую песенку Е. Тиличеевой «Лошадка» и спокойную, мягкую мелодию «Кошка» Ан. Александрова, то вначале им дают игрушечных лошадку и кошку, с которыми дети играют, подражая их голосам и пр. Действия с игрушками должны быть изобразительными: лошадка скачет, кошка плавно поворачивается.

Затем детям предлагают самим поиграть «в лошадку», «в кошку», как бы превратиться в них. Вместе с воспитателем (на начальном этапе обучения это очень важно), подражая ему, дети учатся мягко ходить по залу, поднимаясь на носочки, шагать осторожно, крадучись, будто кошка. Взрослый обращает внимание на выразительность движений, поощряет стремление малышей быть похожими на кошку: «Какие у нас кошечки! Ласковые киски. Лапки мягкие, тихо шагают, совсем не слышно. Кошечки на носочках идут, крадутся. А вот эта киска идет и мурлычет — прямо настоящая кошечка. Мурр-мурр. Где же дети? Нет детей. Только кошечки». Когда все дети в какой-то степени войдут в образ, музыкальный руководитель начинает играть и петь (игра продолжается с музыкальным сопровождением). Затем точно так же играют «в лошадку».

После таких игр степень осмысленности восприятия музыкальных пьес существенно повышается. Дети вслушиваются в звучание мелодии. Осознанное слушание особенно развивается в тех случаях, если перед детьми ставится задача выбора игрового образа. Обращаясь к ним, педагог говорит: «Сейчас вы послушаете, о ком я вам сыграю. Вы скажете, чья это музыка, о ком в ней говорится. Потом будем играть». Дети учатся выполнять движения по подражанию взрослому только на самых первых этапах обучения. Потом они вспоминают и подбирают их в соответствии с музыкой. В старших группах даже новые музыкальные образы передаются детьми без помощи взрослого (им предоставляется возможность самим двигаться под музыку). Только в случае неудач, неправильного выполнения движений воспитатель вступает в игру.

Таким образом, задача музыкального руководителя и воспитателя заключается в том, чтобы сначала сформировать у умственно отсталых детей положительное отношение к игрушке, а затем игровой образ, т. е. дать возможность превратиться в того персонажа, о котором говорится в музыкальной пьесе.

Опыт показывает, что проведение подготовительной работы перед слушанием музыки обеспечивает возникновение внимания у умственно отсталых дошкольников к музыкальному звучанию; возможность запоминания и последующего узнавания знакомых музыкальных пьес и песен; понимание связи музыки с событиями

или отдельными предметами реальной действительности; формирование самых начальных музыкальных представлений.

В начале обучения такая последовательность работы по ознакомлению детей с музыкой, воспитанию у них умения вслушиваться в музыкальное звучание является обязательной. На первый взгляд кажется, что по своему содержанию эта работа как бы повторяет музыкальную игру как составную часть занятий по развитию музыкально-ритмических движений. Но это сходство имеет скорее внешний характер. Дело в том, что при организации работы по слушанию музыки взрослый формирует необходимые игровые образы и учит детей связывать их с определенной музыкой. Это в значительной степени подготавливает их к восприятию разных жанров программных музыкальных пьес.

Задачи музыкальной игры образного характера (а они занимают в программе значительное место) несколько иные. Они требуют от ребенка самостоятельного создания выразительного образа, исходя из того содержания и настроения, которые они уже способны воспринять в музыке. Музыкальная игра, таким образом, требует от ребенка особой готовности: уметь использовать приобретенные умения, быть изобретательным, придумывать изобразительные движения, соответствующие характеру музыки. Музыка в данном случае диктует содержание образа. Именно поэтому при проведении игр образного характера не используется прямой показ действий и движений со стороны взрослого.

На музыкальных занятиях во всех возрастных группах проводят специальные музыкально-дидактические игры, направленные на ознакомление умственно отсталых детей с различными средствами выразительности музыки. Различают игры: на ознакомление с тембром; ознакомление с силой звучания (громкостью); ознакомление с длительностью звучания и темпом; ознакомление с характером музыки; ознакомление с различными ритмическими рисунками. На одном занятии проводят две-три игры, чтобы дети более осмысленно воспринимали различные средства выразительности, улавливали изменения звучания по выделенным параметрам, отражая это в деятельности.

Игры на ознакомление с силой звучания (громкостью)

Детей учат различать громкие и тихие звуки, определять на слух, громко или тихо звучат отдельные звуки, музыкальные отрывки или короткие музыкальные пьесы. При этом дети не только говорят «это громкая музыка, это тихая, тихо звучит, почти не слышно», но и выполняют определенные действия. Если музыкальная фраза звучит громко, они высоко поднимают флажки, если тихо — опускают вниз; в ответ на громкое звучание выбирают игрушку большого размера, на тихое — берут маленькую игрушку. Такие игры можно проводить на всем протяжении обучения, усложняя действия детей и давая им менее контрастное по силе звучания произведение.

В старшем возрасте детям предлагают на выбор карточки контрастных оттенков. Контраст по силе звука они учатся соотносить с контрастом цвета по светосиле (темно-синий — светло-синий, темно-красный — светло-розовый и т. д.). Каждый ребенок получает парные карточки (причем разным детям можно дать разные пары: одному выбор из оттенков красного, другому — зеленого, третьему — синего и т. д.) и кладет их на колени. По звуковому сигналу он выбирает и поднимает нужную карточку: на громкий звук — темную, на тихий — светлую. Слова «темный», «сильно раскрасили», «очень-очень красный» и др. дети в данном случае употребляют с большей осознанностью.

Если дети уже сами поняли смысл игры, то вводят промежуточную карточку соответственно звучанию умеренной громкости. Ориентировку на громкость звучания вырабатывают на самых разных инструментах (рояль, аккордеон, струнные (смычковые), духовые инструменты и пр.), на единичных звуках и аккордах, на отдельных фрагментах произведений (без изменения темпа) и т. д. Одновременно дети не только учатся определять на слух, как звучит мелодия — громко или тихо, но и воспроизводят, пропевают одно и то же слово, фразу, подражая голосу воспитателя и музыкального руководителя. На этих же занятиях их внимание привлекается к громкости голосов товарищей («Послушайте, как он поет. Громко? А ты теперь спой то же самое, только тише, совсем тихо. Вот так, послушай»). Ощущение контраста, воспринятое на слух, дети отражают и в движении (например, разводят руки в стороны, затем соединяют на уровне груди, сомкнув ладони; поднимают их высоко над головой, затем приседают, касаясь руками пола), выполняют различные действия с наглядным материалом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных