Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА




Программа второго и третьего года обучения предполагает овладение новыми, более сложными видами хозяйственно-бытового труда: ремонт книг и игрушек, стирка и глажение кукольной одежды, участие в уборке помещения не только своей группы, а и всего помещения детского дома, двора, подсобных помещений. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Воспитатель обязательно должен привлекать их к совместным формам труда (вдвоем, втроем); он объясняет детям, что вместе они быстрее и лучше сделают порученное дело. Группе детей необходимо объяснить также ход предстоящей работы, спланировать ее вместе с ними, распределить обязанности.

Общий коллективный труд требует от умственно отсталых дошкольников умения договориться, терпеливо выслушать партнера, принять общее решение. Воспитатель, наблюдая за тем, как группа детей справляется с порученным делом, не должен сразу вмешиваться в их действия и предлагать свою помощь. Важно, чтобы умственно отсталые дети прошли путь «проб и ошибок», ибо в «готовом виде» они могут усвоить немного. Однако в тех случаях, когда это действительно необходимо, воспитатель должен помочь детям.

Например, дети несли ящик с рассадой для пересадки на клумбу и уронили его. Вначале ими овладел страх. «Нина Петровна увидит и накажет. Давайте выбросим его и уйдем», — сказали они. Но вмешался Женя и определил дальнейший ход событий: «Будем чинить ящик». Оля сгребает рассыпанную землю, высвобождает растения, а мальчики чинят ящик, пытаются вручную, без молотка соединить планки. Ничего не выходит. Слышатся взаимные обвинения: «Это ты виновата, плохо держала» и т. п. Ясно, что здесь вмешательство взрослого уже оправданно и необходимо. Он сможет вывести детей из создавшейся ситуации так, что между ними не нарушатся дружеские взаимоотношения.

Оценивая труд детей, педагог должен прежде всего исходить из того, насколько они достигли взаимопонимания во время общей работы, дружно ли действовали, смогли ли исправить ошибку, продолжить начатое. Не все дети хорошо трудятся. Этот факт часто не принимается во внимание воспитателем, при этом аргумент обычно один: дети еще маленькие, в школе научатся, жизнь там заставит. Такая точка зрения ошибочна. Лень формируется исподволь, становится свойством характера очень рано.

Важно направить воспитание детей не только в сторону результата, но и оценки усилий каждого ребенка: «Вася работал усердно, все это видели, а Галя плохо». Трудолюбие должно непременно ставиться в заслугу ребенку, во всеуслышание, чтобы каждый понял, что хороший труд заслуживает похвалы, отмечается всеми. Каждый случай плохо выполненного задания, отказа от дела должен отмечаться, выясняться его причина.

Воспитывать в детях желание трудиться на общее благо, проявлять заботу о других помогает организация помощи младшим детям. Это особенно ценно для нравственного развития умственно отсталых дошкольников, их участия в общей жизни коллектива всего детского дома. «Семейный» дух такого участия проявляется прежде всего во взаимопомощи по отношению к младшим детям. В ходе общих, самых простых дел между младшими и старшими возникают и укрепляются привязанности, зарождается теплое, родственное чувство. Следует помнить, что в детских домах часто воспитываются братья и сестры. Иногда в силу различия в возрасте они попадают в разные возрастные группы и видятся несколько реже, чем это необходимо. Нужно создавать условия для общения детей в детском доме, причем не эпизодически, а ежедневно.

Что могут делать вместе старшие и младшие? Конечно, играть, заниматься простым ручным трудом, строить сооружения для игр: дома, мосты, улицы и т. п. Безусловно, доля младших в таких делах будет меньше, но ведь не это главное. Важно, что объединение детей вызовет взаимный интерес, породит хотя бы у части из них теплые дружеские чувства. Организовать такие совместные игры, развлечения наилучшим образом можно в выходные, праздничные дни, по субботам и воскресеньям. Не только малыши приходят в гости к старшим, но и, наоборот, старшие навещают малышей у них дома. Очень охотно старшие дошкольники берут на себя обязанности старших братьев и сестер, начинают шефствовать над малышами. Однако порой, не зная, как подступиться к малышу, с чего начать, они обращаются с ним как с куклой, ограничивают его действия. Чтобы этого не происходило, воспитатель старшей группы должен предварительно объяснять детям, как следует обращаться с малышами. Нужно приготовить старших к визиту в младшую группу, их внимание надо обратить на то, что не следует все самим делать за малыша. («Посмотрите, какие они еще беспомощные, неумелые. Теперь вы— добрые помощники этих малышей, они — ваши маленькие друзья.

А вот у Васи в младшей группе сестричка. Он знает, как о ней заботиться. Смотрите все на Васю. Он ласковый, заботливый старший брат».)

Объединяя старших и младших детей, воспитатели обеих групп обязательно продумывают, кто кому подойдет наилучшим образом. Ведь не всегда контакт между детьми возникает сам по себе, его нужно обязательно подготовить.

В старшем возрасте возможно более широкое привлечение детей к труду взрослых. Для этого следует использовать самые разнообразные ситуации — уборка комнаты после ремонта, сбор урожая, прополка огорода, подготовка зала к празднику и т. и. Важно, чтобы в ходе совместного дела дети почувствовали, ощутили, что трудиться нелегко, взрослые тратят много сил для того, чтобы жизнь протекала в порядке, чистоте, уюте.

Заранее планируя совместный труд детей и взрослых, следует позаботиться о том, чтобы каждому ребенку обязательно нашлось реальное дело. Нельзя, чтобы одни дети работали, а другие наблюдали. Для каждого надо подготовить необходимые предметы, орудия труда, содержание общего дела.

Во время занятий по ручному труду в старшей группе следует также больше уделять внимания общим, коллективным работам. Это влияет на воспитание чувства общей ответственности за порученное, формирует умение регулировать личные отношения, придерживать посторонние для общего дела желания и намерения. Руководя занятиями, воспитатель не только ставит перед собой цель научить детей трудовым умениям, навыкам (скажем, работы с деревянными заготовками), но и обязательно вводит на занятиях такие приемы, которые будут формировать умение совместно, сообща стремиться к достижению результата. Прежде всего это приемы попеременного использования одного и того же инструмента, материала в ходе работы, общего выполнения определенной части работы, ее этапа, коллективного рассматривания готовой работы, доведения ее общими усилиями до конца.

Например, дети старшей группы готовят к празднику елки новогоднее панно. Делают они его на нескольких занятиях. В комнате труда заранее сдвигают столы, вокруг которых группируются дети. Еще в момент обсуждения предстоящей работы воспитатель намечает с детьми все этапы ее выполнения, особо подчеркивает, что работа общая, в ней будут участвовать все. Поскольку площадь панно достаточно большая, каждый ребенок занимает свое определенное место, выполняет свой участок работы. Однако общий итог сделанному еще раз дает возможность детям убедиться, как важно всем вместе следить за ходом работы, поправлять ее вовремя, не обижаться на критику товарищей.

Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике. К сожалению, еще очень часто этот труд рассматривается взрослыми исключительно с позиции обучения детей навыкам выполнения сельскохозяйственных работ, связанных с использованием различных инструментов. -

Не отрицая необходимости такого обучения, его важности, следует больше внимания уделять воспитанию детей во время труда в природе, формированию у них таких нравственных качеств, которые наилучшим образом возникают в условиях именно этого труда.

Надо, чтобы дети, выполняя любые сельскохозяйственные работы, почувствовали радость от соприкосновения с растениями, увидели их красоту, постигли их значение в жизни человека. Обычно приходится наблюдать, как воспитатель, увлеченный стремлением к результату, забывает даже о разговоре с детьми по ходу работы. Все делается молча.

Любовь к природе рождается не только во время прогулок по лесу, но и в процессе заботы о ней, соприкосновения с ней. Труд в природе наилучшим образом решает задачу воспитания у умственно отсталых дошкольников заинтересованного отношения к ней. «Вокруг все живет»,— сказал один из воспитанников старшей группы после того, как воспитатель с детьми занимался прополкой огурцов. Из разговора во время работы он узнал и увидел, что на грядках течет своя жизнь: здесь и червяки, и гусеницы, и опасная тля, а маленький росточек настойчиво пробивается, тянется к солнцу.

Среди разнообразных и традиционных трудовых поручений, которые доступны умственно отсталым дошкольникам старшего возраста, есть и связанные с уходом за животными. Для того чтобы умственно отсталые дети поняли необходимость ухода за животными, осознали его важность, нужно очень доступно рассказать им о жизни тех зверюшек, с которыми они будут иметь дело. Следует объяснить детям, что, для того чтобы животные не болели, о них нужно постоянно заботиться: устроить им удобное жилище (аквариум с чистой водой, водорослями для рыб, клетку с жердочками для птиц), животным нужно обязательно давать корм, а то они погибнут.

Умственно отсталые дети должны получать от воспитателя четкие указания по уходу за животными, ибо они ответственны за состояние растений и животных, за порядок.

При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. Ведь наличие уголка природы позволяет приблизить детей, особенно если они живут в городе, к неведомому им животному миру, сформировать у них гуманные чувства.

К сожалению, труд в природе носит ограниченный характер в большинстве городских учреждений. А между тем ценность его в нравственном воспитании умственно отсталых дошкольников бесспорна. Об этом ярко свидетельствует работа сельских детских домов. В них, как правило, ощущается большая приспособленность детей к жизни, их трудовая активность. Дети хорошо понимают, «откуда хлеб пришел», знают, кто дает им молоко, несет яйца. Сезонные работы в саду, на огороде, в цветнике, расширяя кругозор ребенка, развивая конкретные трудовые умения и навыки, воспитывают у него естественное отношение к природе, уважение к труду людей.

Воспитатели сельских детских домов устраивают праздники сбора урожая, цветов, отмечают День сельского труженика. Все это не проходит бесследно для развития умственно отсталого ребенка. Он приобретает уважение к труду, желание участвовать в нем.

Нравственно-трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников старшего возраста должно быть принято во внимание учителем-дефектологом при оценке коррекционно-воспитательной работы, проводившейся всем педагогическим коллективом группы на протяжении третьего года обучения детей.

Дошкольники старшего возраста должны уметь: договариваться о совместных делах; знакомиться и дружить со сверстниками и младшими детьми; проявлять заботливее чувства по отношению к малышам, дарить им подарки; помогать в бытовых делах, иметь чувство ответственности за порядок не только в своей группе, но и в детском доме; стремиться участвовать в общих делах; не только испытывать благодарность к окружающим их взрослым на словах, но проявлять ее в конкретных поступках; выражать желание оказывать помощь.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных