Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме: Философские основания (материализм/идеализм) Метод изучения души




1. Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме:

  Философские основания (материализм/идеализм) Метод изучения души Основные понятия учения
Августин Аврелий      
Ибн Рушд (Аверроэс)      
Ибн Сина (Авиценна)      
Ибн Аль-Хайсам (Альгазен)      
Фома Аквинский      
Р.Бэкон      
Д. Скотт      
Уильям Оккам      

2. Определите авторство и проблемное поле по представленным текстам:

«ЭТОТ английский мыслитель Средневековья отводил ведущее место в ряду естественных наук – физической оптике. ОН объяснял это тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а это умение лежит в основе всех наших знаний о мире. ОН сравнивал глаз с тончайшим оптическим инструментом и утверждал, что зрительные ощущения и восприятие – это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, как полагал Ф.Аквинский, а результат действия, преломления и отражения света»

«Согласно воззрениям ЭТОГО мыслителя, душа – орудие, которое правит телом. Основу души образует не разум, но воля. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения в теле имеют психический характер, потому что любой телесный акт происходит благодаря воле. Так, из отпечатков прошлого опыта в органах чувств, воля творит воспоминание; все знания, заложенные Богом в душе, извлекаются опять-таки благодаря воле».

«Физиологическая психология ЭТОГО ученого утверждает возможность управлять процессами в организме и далее придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея данной взаимосвязи, это не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность глубоко влиять на них (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения)».

ЭТОМУ ученому принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм построения зрительного образа. Опираясь на эксперимент, ОН показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор, а причиной возникновения чувственного образа являются не истечения, как предполагали греки, а законы отражения и преломления света. Форма и натуральный объем предмета воспринимаются благодаря умственной деятельности, которая обычно не осознается человеком. Еще одним условием возникновения зрительного образа являются следы прежних ощущений в нервной системе.

В комментариях к трудам Аристотеля, ЭТОТ ученый дал материалистическое объяснение отношений души к телу. Так, индивидуальная душа обладает некоторыми особенностями, которые коренятся в чувственности и позволяют воспринимать ей божественный разум. С исчезновением тела и присущих ему психических способностей низшего уровня, аккумулированный божественный разум не исчезает бесследно, а поглощается им же и продолжает существовать как момент универсального разума, свойственного всему человеческому роду.

 

Контрольные вопросы

1. Опишите основные тенденции развития психологического познания в период Средневековья.

2. Раскройте сущность идеи учения Августина Аврелия.

3. Охарактеризуйте основные достижения арабской психологии в Средние века (Ибн аль-Хайсам, Ибн Сина, Ибн Рушд).

4. Раскройте сущность томизма Фомы Аквинского как богословской обработки учения Аристотеля.

5. Назовите основные черты и достижения эпохи Возрождения.

6. Охарактеризуйте основные психологические идеи и открытия эпохи Возрождения.

7. Охарактеризуйте материалистические тенденции во взглядах Р.Бэкона, В.Оккама и Д.Скотта.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ.

2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд.»Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»).

3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО.

4. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО.

5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.

 

Дополнительная

1.Ерагина, Л.М., Варьяш, О.И. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.

2.Боргош, Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

3. Бэкон, Р. Избранное / Под ред. И. В. Лупандина — М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 480 с.

3.Герье, В.И. Блаженный Августин. М., 1910.

4. Гайденко, В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989.

4. Ибн Сина. Канон врачебной науки: [Пер. с араб.] / 2-е изд. — Ташкент: Ташкент Фан, 1980—1982.

5.Федотов, Г.П. Абеляр. Пг., 1924.

6.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных