ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практические задания. 1. Составьте матрицу идей по схеме: Автор Название концепции Движущая сила развития личности Метод работы с личностью Основные труды1. Составьте матрицу идей по схеме:
2.Смоделируйте психотерапевтический маршрут преодоления неуверенности в себе в соответствии с представлениями: а) К.Роджерса, б) А.Маслоу, в) В.Франкла, г) С.Грофа. 3.Составьте словарь терминов по теме «Гуманистическая психология». 4. Определите авторов нижеприведенных фрагментов и обоснуйте свой ответ: «Для клиента оптимальная психотерапия значила бы исследование все более незнакомых, странных и опасных чувств в себе; исследование, которое только потому и возможно, что клиент начинает постепенно понимать, что его принимают без всяких условий. Поэтому он знакомится с такими элементами своего опыта, осознание которых в прошлом отрицалось, так как они были слишком угрожающими и разрушающими структуру его "Я". В этих отношениях он обнаруживает, что переживает во всей полноте, до конца эти чувства так, что на данный момент он и есть его страх или гнев, нежность или сила. И когда он живет этими различными по интенсивности и разнообразными чувствами, он обнаруживает, что он чувствует свое "Я", что он и есть все эти чувства. Он видит, что его поведение конструктивно изменяется в соответствии с его новым прочувствованным "Я". Он подходит к осознанию, что ему больше не нужно бояться того, что может содержаться в опыте, и он может свободно приветствовать его как часть изменяющегося и развивающегося "Я"». «У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия. Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, — поэтому я и говорю об экзистенциальном вакууме. <...> Когда меня спрашивают, как я объясняю себе причины, порождающие этот экзистенциальный вакуум, я обычно использую следующую краткую формулу: в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)». «Обо всех моих испытуемых можно сказать, что они умеют спокойно и безболезненно переносить одиночество. Мало того, я готов поклясться, что от любят одиночество или, по крайней мере, относятся к нему с гораздо большей симпатией, чем среднестатистический человек. Часто именно благодаря тому, что одиночество не страшит их, этим людям удается сохранить хладнокровие в пылу битвы, они не хватаются за оружие, не поддаются страстям, им чужды хлопоты и заботы обывателя. Им не составляет труда быть отстраненными, сдержанными, спокойными и безмятежными; неудачи и поражения не вызывают у них естественного для менее здоровых людей всплеска эмоций. Даже в самых унизительных ситуациях и даже в окружении самых недостойных людей они умеют сохранять благородство и гордость, и эта способность, вероятнее всего, была бы невозможна, если б у них не было своего собственного мнения о ситуации, если б они во всем полагались на чувства и мнения других людей. В некоторых ситуациях эта отстраненная сдержанность может перерасти себя и возвыситься до суровой, холодной отчужденности» Контрольные вопросы 1. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения гуманистической психологии. 2. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии? 3. Охарактеризуйте теорию мотивации А.Маслоу. 4. По какому основанию А.Маслоу выделил дефицитарные потребности и метапотребности? Каково их значение для физического и психического благополучия человека? 5. Опишите характеристики самоактуализирующейся личности. 6. Охарактеризуйте клиент-центрированный подход К.Роджерса. 7. Объясните понятие «полностью функционирующей личности». 8. В чем заключается сущность экзистенциальной психологии и предмет ее расхождения с идеями гуманистической психологии? 9. Объясните и соотнесите с уже известными гуманистическими теориями проблему трансценденции. 10. Охарактеризуйте научные предпосылки, основные идеи и представители трансперсональной психологии.
Рекомендуемая литература Основная 1. Ждан, А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. / А.Н.Ждан — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.— («Gaudeamus», «Классический университетский учебник»). Рекомендовано МО РФ. 2. Лучинин, А.С. История психологии: учебное пособие / А.С.Лучинин. – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С. (Серия «Учебное пособие для вузов»). 3. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. / Т.Д.Марцинковская – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С. Гриф УМО. 4. Саугстад, Пер. История психологии. От истоков до наших дней. Перевод с норвежского Э.Панкратовой / П.Саугстад – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. – 544 С. 5. Смит, Р. История психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. Смит. - М.: Академия, 2008. - 416 с. 6. Шабельников, В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с. – (Gaudeamus). Гриф УМО. 7. Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в./ М.Г.Ярошевский – Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С. Рекомендовано МО РФ.
Дополнительная 1. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А.Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕРСЭ, 2005. – 784 с. 2. Лихи, Томас. История современной психологии – 3-е изд. – Спб.: Питер, 2003. – 448 с. («Серия «Мастера психологии»). 3. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. 4. Морозов, А.В. История психологии: Учебное пособие. М.:Академический проект, 2004. 5. Мэй, Р. Смысл тревоги. – М.: Независимая фирма "Класс", 2001. 6. Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996. – Т.1,2. 7. Роджерс, К. Клиенто-центрированная терапия. К.: "Ваклер", 1997. 8. Франкл, В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997, К.: PSYLIB, 2004. 9. Холл, Ст, Линдсей Г.. Теории личности. М.: "КСП+", 1997. 10. Хьелл, Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1997. 11. Шульц, Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб,. 1998. 12. Якунин, В.А. История психологии.- СПб.: 1998. 13. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: "Класс", 1999 14. Frankl, V. Zehn Thesen über die Person (1950) // Frankl V. Der Wille zum Sinn: Ausgewählte Vorträge über Logotherapie. 3., erw. Aufl. Bern: Huber, 1982. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2005. №2, с.4-13
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|