ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Встречая родившегося Христа
— Каждую зиму мы предстоим перед волшебством рождественской ночи. Рождество Христово — удивительный праздник, который, похоже, сейчас отмечают даже неверующие. Строгий пост сочельника и приготовление подарков для близких, наряженная елка и сочиво на столе, нетерпеливое ожидание первой звезды и зажженная свечка в темном проеме окна — все это пронизано поэзией рождения Богомладенца, радостью явления в нашем мире Иисуса Христа. И каждый год мы заново вспоминаем Вифлеемские ясли, куда, спеленав, положила Богородица «Сына своего Первенца» (Лк. 2. 7), вспоминаем поклонение пастухов и волхвов, заново переживая эти события. — Дело в том, что церковный праздник — это не просто воспоминание и воспроизведение события, которое произошло когда-то в далеком прошлом и этому же прошлому принадлежит. Когда мы принимаем участие в богослужении церковного праздника, мы становимся причастны тому Божественному событию, которое имеет корни в самой Божественной Вечности — ведь Бог вне временных отрезков. Вечность вторгается в нашу жизнь. И подобно тому, как человече ство, отделенное своим грехопадением от Бога, долгие тысячелетия ждало появления Того, Кто эту пропасть преодолеет, и мы должны пройти путь ожидания к встрече Спасителя. А для того чтобы нам было легче предуготовить себя к Рождеству Христову, и установлен Рождественский пост, который начинается 28 ноября и кончается в сочельник, 6 января. Все чтения во время церковной службы и церковные молитвы Рождественского поста сосредотачивают нас на ожидаемом событии, за эти недели мы проходим путь подготовки к принятию Христа — каждую неделю Церковь напоминает нам о событиях, ему предшествующих. На службах читаются так называемые паремии — отрывки из Священного Писания — Ветхого и Нового Заветов, где рассказывается о пророчествах, ведь даже то, что Спаситель родится в пещере и будет выходцем из города Назарета, было предсказано пророками, возвещавшими волю Бога: Господь обещал людям, что пошлет Спасителя, и Он непреложен в Своих обещаниях. Вспомните, как часто мы читаем в Евангелии слова: «Свершилось пророчество Исайи» — сам иерусалимский пророк Исайя жил во второй половине VIII века до Рождества Христова, и своим пророческим Даром предсказал рождение Христа от Девы Марии, поэтому его часто называют ветхозаветным евангелистом. Однако Боговоплощению предшествовало четырехсотлетнее молчание пророков — Господь не посылал их людям. И это четырехсотлетнее молчание было, конечно, не случайным: с одной стороны, Господь как бы давал людям понять, насколько далеко они отошли от Бога, а с другой — эта пауза была нужна для того, чтобы люди осознали необходимость Слова Божьего. Рождеству Христа предшествовало рождение Иоанна Предтечи и его предназначение было в том, чтобы узнать Спасителя, свидетельствовать о том, что Он есть Сын Божий, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29), и предуготовить сердца людей к принятию Христа. Рождение Богомладенца, Рождество Христово произошло в тишине Вифлеемской ночи — и в этом глубокий смысл. Это символично — Он пришел в тишине, мы говорим, что в тишине творится и самая высокая молитва. И еще важно, что Тот, Кого мы называем «Царем Небесным», явился в мир не в царственных чертогах, Он пришел не как царь земной — Иисус все время говорил Своим ученикам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18. 36). Бог принимает человеческое естество, весь психофизический мир человека - более того, Бог, Бог Бессмертный, разделяет с человеком весь человеческий путь — от рождения до смерти. Ради спасения человека Он принимает крестные страдания и крестную смерть. И делает это из любви к нам, людям, чтобы никто не погиб, а все имели жизнь вечную. Симеону Новому Богослову принадлежат слова о том, что Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом. Чтобы мы обожились. — Но люди по-разному встретили Его рождение. Удивительно, что событие, от которого ведет отсчет человечество, Рождество Христово, историками того времени осталось незамеченным. —Это свидетельствует только о том, что история двигалась в постоянном удалении от Бога. Но я бы поставил вопрос шире: как тварный мир встретил рождение Богочеловека? Во-первых, зажглась новая звезда, о появлении которой были пророчества — именно она привела волхвов к Богомладенцу. Во-вторых, в Евангелии рассказывается, что Ангел Господень благовествовал о рождении и Иоанна Предтечи, и Иисуса, являясь Иосифу, как все Небесное воинство радовалось, возвещая о Боге пастухам. «И сказал им (пастухам. — М.Г.) Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 10—14). И пастухи, люди с открытым сердцем, с этой радостью пришли в Вифлеем и рассказали Марии и Иосифу о том, что возвестил им Господь. И сказано, что Мария «сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2. 19). Издалека, тоже поклониться Ему идут в Вифлеем восточные мудрецы волхвы. Они приносят с собой Богомладенцу дары: золото — как Царю, ладан — как Богу и смирну, благовонную мазь, используемую при погребении, — как человеку смертному. — Так в радости, ликовании Рождества появляется щемящая нота грядущих страданий. —Да, все связано. Такой была реакция и пастухов — людей простых, искренних, и мудрецов, на явление Христа. А был еще царь Ирод, который, услышав от волхвов, что «родился Царь Иудейский», и убоявшийся посягательства на свою власть, повелел «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2. 16). И в конце концов были люди просто равнодушные, холодные, которые из жестокосердия не впустили Богородицу и Иосифа к себе. Сказано, что когда пришло Ей время родить, «не было им места в гостинице» (Лк. 2.1). — И две тысячи лет назад, и сейчас существуют и жестокосердие и доброта, любовь и ненависть. —Да, двухтысячелетняя история развития отношений человека с Богом показала, что, к сожалению, человечество не становится лучше. И по-прежнему есть те, кто сердцем принимает Христа, и те, кто жестокосерден, и те у кого одно упоминание о Боге вызывает злобу, агрессию. Но существует, по крайней мере, мне так кажется, какой-то хрупкий баланс между любовью и злом, потому что если бы этот баланс был нарушен, то это была бы уже катастрофа. И человечеству, каждому из нас, надо помнить, что этот мир держится не на том, какие научные или технологические открытия сделаны. Они важны, несомненно, но все же мир держится на том, как люди, каждый из нас соотносит себя с Богом. И как две тысячи лет назад, перед каждым из нас стоит выбор. — Рождество Христово — семейный праздник, он может стать поводом для обновления отношений между близкими... —Да, и собиранием всей семьи вокруг него. А чтобы мир был в семье, мир и любовь прежде всего должны воцариться в нашей душе. И Рождество Христово — это повод обновить и пересмотреть отношения, сделать их центром любовь, объединить всю семью вокруг этой любви, причем любви не на словах, а любви действенной. Ведь у нас часто отношения бывают искажены. В Священном Писании так обозначена иерархия внутрисемейных ценностей — она утверждена даже для Святого Семейства: посмотрите, вот роль Иосифа. Именно он принимает решение бежать в Египет, когда ему является Ангел Господень, или потом, когда приходит весть, что царь Ирод умер, сказано, что Иосиф решает поселиться в Назарете. Богородице, Матери Христа, в христианстве отводится особо почитаемая роль, и не случайно в день после праздника Рождества Христова на вечерне и заутрене Церковь обращается к Ней. Ефрем Сирин сказал: «Дева Мария соделалась для нас Небом, Божиим Престолом, потому что в Нее низошло, в Нее вселилось высочайшее Божество... В Ней облеклось Оно в ризу для нас, чтобы нам доставить Ею спасение». — Но, наверное, разговор с детьми о Божественном предназначении Богородицы — это возможность воспитания в них трепетного, уважительного отношения к материнству, матери. —Конечно. — Владыка, можно мы сегодня ответим на вопрос одной нашей юной читательницы: «До какого возраста нужно слушаться родителей?» —Это возраст дан еще в Заповедях Бога Моисею: «Почитай отца твоего и мать... и будешь долголетен на земле» (Еф. 6. 2—3). — То есть пока почитаешь — живешь? —Да. А в книге Притчи сказано: «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы» (Притч. 20. 20). Мы можем вспомнить Царя Соломона, который был так велик и могуществен, что перед ним вставали все правители мира. Но когда в зал входила Вирсавия — его мать, то он вставал. Еще в ветхозаветной книге Премудрости Иисуса, сына Сираха, говорится, что если человек заботится о своих родителях, может быть, ставших уже немощными, если он не пренебрегает ими, то «В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» (Сир. 3. 15). Когда мы говорим о том, что Господь посылает Сына Своего в этот мир, мы говорим, что Он это делает из Любви к нам, ведь «Бог есть любовь» (1Ин. 4. 8), и из любви действенной. Ведь настоящая любовь всегда действенна, созидательна и жертвенна. Вот об этом мы все должны задуматься накануне праздника Рождества Христова. В праздник Рождества Христова хочется пожелать, чтобы каждый из нас встретил новый год с верой в то, что Господь рядом, Что Он среди нас. Встретил год с упованием на Его милосердие, в то, что Он даст нам силы и мужество перенести все трудности и укрепит нас в нашем крестоношении. И пусть наши сердца станут теми Вифлеемскими яслями, которые приняли Христа. Мира и Любви Вам!
Беседа 4 «Небом мне показалась сегодня земля…»
— Владыка, праздник Рождества Христова содержит в себе величайшую тайну - тайну Боговоплощения, когда Бог принимает человеческое естество и становится во всем, кроме греха, подобен нам. Давайте сегодня поговорим об этом аспекте праздника. —Тайна Боговоплощения недоступна уму человеческому. Но эта величайшая, Божественная тайна воплощения связана с двумя другими тайнами, близкими сердцу каждого человека: тайной рождения и тайной любви Каждому знакома радость, которую мы испытываем, когда рождается человек, и каждый из нас, хотя бы однажды, соприкасался с тайной любви. Именно поэтому события Рождества Христова, при всей их непостижимости, близки сердцу каждого, и событийный ряд этого праздника понятен даже самым маленьким детям. И посмотрите не случайно дети, особенно дети, любят этот праздник, как они чувствуют себя причастными к нему. Спаситель рождается в человеческом роде, это не какой-то отвлеченный посланный нам Бог, не имеющий родства и связи с людьми. Бог принимает плоть человеческую, Он, рожденный от Святого Духа, принимает весь наш психофизический мир. Потому что для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, нужно было пройти весь земной путь человека — от рождения, через страдания, к смерти. И Бог проходит его, и делает это из любви к нам. Он приходит в наш мир в тишине Вифлеемской ночи, и сам факт Его рождения — это уже наше приближение к Богу, потому что, по словам митрополита Антония Сурожского: «Всякий человек уже тем, что он человек, приобщен к тайне Христа». Отныне человек не одинок в этом мире, и поэтому Рождество Христово — это радость всего человечества, это праздник нашей надежды и любви. — Праздник Рождества Христова — это еще и повод объединения всей семьи вокруг общей радости, вокруг праздника. Ведь в обыденной жизни бывает трудно сохранить любовь, нас многое от нее отвлекает, а в эти Рождественские дни может произойти обновление чувств, человеческих отношений, и, одухотворенные любовью, они могут приобрести новую силу. И многие семьи находят в празднике Рождества Христова источник для обновления тех духовных сил, которые лежат в основе семьи. Владыка, как лучше это сделать? —Для этого надо подготовить себя к восприятию не просто внешней стороны, но и духовной сути этого праздника. Ожидание события Рождества начинается с сорокадневного Рождественского поста, который предуготавливает и наше тело, и наш дух к самому событию Рождества и к участию в нем. Подобно волхвам, которые, ожидая увидеть Богомладенца, проделали долгий путь в Вифлеем, неся Ему свои дары, и мы, совершая пост, проделываем духовный путь. Ведь пост — это не диета, не просто какие-то ограничения, это и средство для очищения человеческого духа, и некая, пусть небольшая, жертва Богу, наш дар Ему. Причем дар, принесенный из любви, поэтому мы и говорим, что пост — это орудие стяжания любви. Происходит определенный настрой на событие. Человек перестает жить двойным стандартом, говоря себе: «Я верующий, но поститься не буду, не могу». Принося из любви свою жертву Богу, мы одновременно готовим свои тело и дух к встрече со Христом. Цель поста — помочь нам сосредоточиться на духовной жизни. «Сделайте прямыми дороги, уготовьте путь ко Христу», — говорил пророк Исайя, и Церковь, весь ход богослужений помогает человеку в этом. Каждую неделю в храмах на службе читаются так называемые паремии — отрывки из Священного Писания, в которых рассказывается о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые говорили о Его пришествии. И это напоминание об истории человечества погружает нас в нее. Поэтому так важно постараться пройти Рождественский пост для того, чтобы оживить в себе память, накопленную человечеством за века. Ведь мы — часть человеческого рода, каждый из нас приобщен к общечеловеческой памяти, и подобно тому, как Он однажды родился в человеческом роде, Он рождается и в нас. Но надо суметь духовно подготовить себя к этому. — В нашей реальной жизни Рождественский пост соблюдать труднее всего, особенно детям. Ведь с конца декабря начинаются бесконечные новогодние утренники, и вытащить ребенка из этого непрерывного карнавала очень трудно. Да и взрослым-то до конца неясно, как, например, праздновать Новый год, день которого приходится на пост? —Действительно, есть некое противоречие в том, что с первого января наступает самый строгий пост, и с первого же числа начинается разгул празднований. И для верующего человека всегда возникает столкновение: с одной стороны, он должен исполнить пост, а с другой стороны, — есть общепринятые нормы, сложившиеся по двум причинам. Во-первых, потому что в послереволюционный период страна перешла на григорианский календарь, а во-вторых, из-за того, что в годы советского атеизма в противовес Рождеству Христову насаждались новогодние елки. Происходила подмена, все делалось для того, чтобы выхолостить главное содержание праздника. И сегодня перед верующим стоит такая дилемма. На мой взгляд, лучше в канун календарного Нового года прийти на молебен (сейчас служатся специальные молебны на Новолетие), ну а потом как-то отметить праздник. По замечанию митрополита Московского Филарета (Дроздова), «Дух Христов не враг благозаконных радостей». Надо стараться, чтобы в этот день не было бесчинств, а то некоторые в этот день как обезумевают. Ну, а сейчас многие священники служат на Новый год Божественную Литургию: так выражается наше участие в этом праздновании. А вообще я думаю, что осознанное понимание того, для чего ты постишься, ради Кого ты это делаешь, жертвенная любовь помогает проделать этот духовный путь к встрече родившегося Христа. — Владыка, расскажите, пожалуйста, о церковных службах в период праздника. К сожалению, очень часто наше непонимание того, что происходит в храме, не дает нам прочувствовать и само событие. —Конечно, если мы научимся вслушиваться в слова хода богослужения, то мы станем сопричастны происходящему не просто эмоционально, но и духовно. Предпразднество Рождества Христова длится пять дней, и в это время вспоминается вся спасительная история человечества. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: навечерие Рождества Христова, или, иначе, Сочельник, это уже день поста, когда на службе читаются особые, царские часы и дальше, пик события - сам праздник Рождества Христова. Сочельник — это день ожидания, и до позднего вечера, до появления первой звезды (а именно к этому моменту и заканчивается Рождественская служба) в этот день ничего не принято есть. Мы и физически и духовно готовимся к встрече Спасителя. На утрене или на вечерне в этот день принято исповедываться — это внутренняя подготовка к встрече Христа. В навечерие Рождества Христова в храмах звучат удивительно поэтические слова, вслушайтесь: «Небом мне показалась сегодня земля: ибо на ней рождается Творец, и в яслях возлегает в Вифлееме Иудейском». А вертеп (пещера), в котором родился Богомладенец, называют так: «вертеп, вместивший Невместимого». «В начале сотворил Бог небо и землю...» — слышим мы на службе. И дальше перед нами проходит вся история человечества, и вся она устремлена к главному событию — Рождеству Спасителя. И как апогей, последним, читается гимн пророка Исайи «Яко с нами Бог» (Ис. 8-9, церковносл.). «С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог». — Вы знаете, этот торжественный повтор «Яко с нами Бог» рождает удивительное чувство: отныне мы в этом мире не одиноки, потому что с нами Бог. Кажется, что всех верующих в храме — и детей, и стариков — охватывает это чувство, и мы едины в одном порыве, повторяя слова, сказанные пророком за семь столетий до Рождества Христова: «Яко с нами Бог». —Это провозглашение позволяет нам ощутить всю мощь праздника. Служба кончается, а праздник нет, и мы приходим домой и ставим на окно зажженную свечу. — Владыка, а откуда такие образы: первая звезда, свеча на окне. Почему елка, которая в сочельник уже стоит в храме? —Человечеству было дано такое знамение о приходе Спасителя — звезда. Вероятнее всего это была так называемая «сверхновая» звезда, о которой сообщали в те годы китайские астрономы. А в народе живет традиция называть Вифлеемской ту звезду, которая появляется на небе в ночь перед Рождеством. А свеча, зажженная и поставленная на окно, напоминает нам о том, что когда в Римской империи была перепись, и Святое Семейство должно было прийти в Вифлеем, то там им не нашлось места. Свеча — это символ человеческой души, которая горит перед Богом. Зажженная в сочельник, она освещает путь Богомладенцу и в наш дом, и в наши души. Мы готовы принять Его, и свеча, горящая в окне, показывает, что в этом доме ждут Христа. Что касается елки, то традиция ставить ее на Рождество пришла к нам из Германии. Отец Сергий (Булгаков) в своей «Настольной книге для священно-церковно-служителей» (1892 г.) пишет, что вечнозеленая ель символизирует древо жизни, возвращенное людям пришествием Спасителя. А украшенная горящими свечами и плодами, она служит символом духовного света, просветившего с пришествием Христа мир, и символом спасительных плодов царства благодати. Само слово «сочельник» происходит от названия блюда, которое готовится в этот вечер — сочива. Сочиво представляет собой вареные на сахаре или меду зерна пшеницы или рис и изюм. Часто необходимой частью угощения является взвар — густой компот из сухофруктов. Отец Сергий (Булгаков) упоминает русскую традицию украшать в этот день стол соломою — в память о яслях, куда положили Богомладенца. По мнению отца Сергия, мед, присутствующий в сочиве, символизирует сладость духовных даров, данных Христом. А само сочиво и взвар выражают символику жизни (взвар обычно варили при рождении ребенка) и смерти (сочиво, называемое уже кутьей, подавалось на похоронах). И перед началом трапезы было принято зажечь лампаду или свечу и обязательно помолиться. Елка, подарки свеча на окне — все это возвращает нас в страну детства, туда, где мы, несомненно, были и чище, и лучше, чем сейчас. Потому Рождество Христово объединяет нас с детьми. И детям можно рассказать о том, что традиция рождественских подарков восходит к тем дарам, которые волхвы — восточные мудрецы, принесли Богомладенцу. Они принесли Ему золото — как Царю царей, ладан — как Богу и смирну (благовонную мазь, используемую на Востоке при погребении) — как человеку смертному. Так в праздничном действии появляется нота трагизма, предвосхищения Его крестных страданий и крестной смерти. А сам праздник начинается с богослужения, на котором поется тропарь (главное песнопение) к Рождеству Христову, когда люди причащаются, и звучат слова Евангельского повествования: «Рождество Иисуса Христа было так...» (Мф. 1. 18). — Владыка, мы уже говорили о том, что сам факт того, что Рождество Христово произошло в тишине Вифлеемской ночи, что оно, более того, прошло незамеченным для человечества, свидетельствует о надмирности этого события. —То есть свидетельствует о том, что это было событие, превосходящее по своему значению всякую историческую событийность. И вот что удивительно: незафиксированная дата Рождества Христова (а, как известно, монах Дионисий Малый, сделавший в IV в. свои расчеты, ошибся на 6—7 лет, и современные исследователи считают, что Иисус родился в 7—6 г. до н.э.) стала тем рубежом, от которого ведет свое летосчисление все человечество. То есть это событие осталось вне понимания современников, но именно оно изменило весь ход человеческой истории. Пройдет всего тридцать три года, и мир изменится — изменится некий духовный баланс человечества, появятся ученики Христа (ведь Дух действует через людей), и эти изменения сначала произойдут в сердцах человеческих. Я думаю, что, объясняя нашим детям внутреннюю суть праздника, можно обратить внимание на то, как люди восприняли рождение Богомладенца. Были волхвы и пастухи, пришедшие Ему поклониться, воспринявшие с радостью Благую весть. Был царь Ирод, увидевший в рождении Богомладенца покушение на свою власть и приказавший «избить всех младенцев». — Причем, как известно, в числе убитых Вифлеемских младенцев оказался и его собственный сын. Богомладенец по Промыслу Божьему был спасен, а вот сам Ирод вскоре погиб. —Да, и была и третья категория людей: просто равнодушных, тех, кто не пустил Святое Семейство к себе в дом. И мне кажется, что и сейчас есть люди, которые встречают приход Христа с любовью, с искренним желанием открыть Ему свое сердце, есть те, кто воспринимает Его с агрессией, а есть равнодушные, при попустительстве которых и творится зло. И перед каждым из нас, как и две тысячи лет назад, стоит выбор: с кем мы? Что мы выбираем: свет или тьму? «Одни возлюбили Свет, а другие возлюбили тьму», — говорит апостол Павел. И если вдуматься, от этого нашего каждодневного выбора очень многое зависит. В Библии всегда есть такая условная эсхатологичность: если люди выбирают Свет, если они с Богом, то это отдаляет те разрушительные события, которые могли бы привести к гибели всего живого. И если этого еще не произошло, то только потому, что в мире все же еще существует этот баланс между Светом и тьмой, Добром и злом, не позволяющий ему разрушиться. А вообще, встреча Христа — это еще и встреча Его в другом человеке, поэтому в эти дни мы вместе с теми, кто обездолен, кто нуждается в нашей помощи и тепле. И на Руси всегда была сильна традиция Рождественской благотворительности, и я рад, что сейчас она снова возрождается. — Дни после Рождества Христова и до Крещенского сочельника называются Святками, а что значит само это слово? — Это понятно, Святки, то есть святые дни, потому что они посвящены великим событиям Рождества Христова. На Святки отменяется пост по средам и пятницам. В традициях Святок ходить по домам, делиться радостью, которая переполняет людей, и христославить, т.е. исполнять специальные песнопения, посвященные Христу. Но в эту традицию часто примешивается что-то языческое. Люди путают «христославление» с так называемой колядою. «Колядою», по свидетельству Н.Карамзина, в языческой Руси называли Бога пиршеств и мира. У Н.В. Гоголя «В вечерах на хуторе близ Диканьки» очень ярко описаны все эти гадания, переодевания, колядки, призывания всякой нечисти. И в объяснение такому странному искажению очень светлого явления — Святок — я могу привести слова апостола Павла, который говорил, что, там где больше благочестия, там вокруг и больше нечисти. А святые отцы всегда призывали воздерживаться даже просто от «разнузданного веселья». Рождество Христово — это явление в наш мир Божественной любви. Можно по-разному проявлять свою любовь, но высшее ее проявление в том, когда Бог Отец посылает в наш мир Сына Своего Единородного с тем, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную.
Глава 4 «Радость моя, Христос Воскресе!» Беседа 1 «…дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»
— Пасха, Светлое Христово Воскресение, не просто величайший христианский праздник. Пасха — центр нашей веры. Воскресение Христа очень сложный для понимания вопрос. Владыка, давайте в канун великого праздника поговорим об этом. — Смотрите, ведь мы не можем объяснить, что такое любовь. Мы можем говорить о любви только описательно. Точно так же мы не можем до конца понять тайну смерти или рождения. Разговор о Воскресении Христа следует начать с того, что само слово «пасха» обозначает «переход», и в истинном значении — это переход от смерти к жизни. Центральное событие Пасхи — победа Христа над смертью. Поэтому главное песнопение, которое исполняется во всех храмах: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». В нем как раз и говорится о том, что Он попрал Своей смертию смерть и всем, кто отныне исповедует Христа, даровал вечную жизнь. — Как понимать нам это «смертию смерть поправ»? —Нужно понять, что «Бог смерти не сотворил», смерть явилась следствием греха. Когда Адам и Ева согрешили и были изгнаны из рая, они лишились созерцания Бога. Грех стал той пропастью, которая разделила Бога и человека. А смерть была только его следствием. И как уврачевать это? Зло, оно ведь постоянно искушает, чтобы человек ко греху располагался. Мы иногда и не желаем того, но наша воля оказывается в сетях греха, и мы не можем вырваться оттуда. Это происходит и в силу слабости нашей, и в силу того, что человек — это микрокосмос, сосредоточие всего опыта предшествующих поколений. Вся человеческая история сконцентрирована в каждом из нас. Поэтому надо было, чтобы кто-то взял на себя грехи и предыдущего, и настоящего, и будущего. Нужен был кто-то, кто бы мог их вместить в себя, чтобы преодолеть эту пропасть между Богом и человеком. И тогда, когда произошел первородный грех, Бог пообещал, что явится Тот, Кто этот грех преодолеет. И тут вопрос. Кто бы мог вместить в себя грех? Не просто принять, а вместить? Естественно, никто, кроме Бога. В чем должна была заключаться эта вместимость? Понятно, что в человеческом теле, облике, причем со всем тем, что человек имеет в себе: и плоть, и чувства. — То есть должна была явиться человеческая воплощенность Бога? —Совершенно верно. Поэтому Христос, Сын Божий, воплощается для того, чтобы принять на Себя человеческий грех и тем спасти человечество, искупить нас. Пропасть между Богом и человеком преодолевает Богочеловек. Так и происходит: Христа распинают, Он страдает, Он умирает, и в Нем умирает грех всего человечества. — Но разве Христос грешен? Что значит «Он принимает на себя грех»? В том-то и дело, что Он безгрешен, потому что даже рождается от Святого Духа. Перед распятием, вспомните, есть Гефсиманский сад, и вот там Христос принимает на Себя весь грех человечества. — Ночь в Гефсиманском саду пронзительна по своему трагизму. Евангелие описывает нам эту ночь, как ночь Его «борения», «скорби смертельной», ночь Его одиночества и молитвы. —Бог Отец укрепляет Его, и вот «пришел час: предается Сын Человеческий в руки грешников». — Христос принимает волю Божью на распятие добровольно. Но ведь по своей Божественной сути Он был в силах избежать этого? —Не только добровольно. Он делает это из любви. Это очень важно, не просто непротивлением, а сострадательной любовью. Потому что если сказать, что вот Он не противился, то это неправда, это еще не все. Это была деятельная любовь, ведь когда надо было, Иисус брал бич и изгонял торгующих из храма. Христос идет на распятие из сострадательной любви, которая жила в Нем, и Он принимает эту любовь, потому что Бог и есть любовь. Смотрите, зная все заранее, предвидя, Он даже Иуде дает шанс. — Это когда на Тайной Вечере Христос протянул Искариоту кусок хлеба — признак расположения и любви, но это только еще больше ожесточило Иуду? —Да, Он давал Иуде возможность спасти гибнущую душу, и вот это для нас очень важно. Но вот Иисус распят, и дальше происходит погребение. Для чего оно? Дело в том, что до Христа было множество праведников. Они верили в Бога, исполняли Закон Божий, но не имели жизни вечной, потому что не было Того, Кто бы их спас. Ведь исполнение Закона само по себе, автоматически, не спасает. И Христос после погребения нисходит во ад, Шеол, и выводит души праведников оттуда, из некоего ожидания, в котором они томились. И наконец наступает момент Воскресения, когда Он переходит от смерти к жизни — «смертию смерть поправ». Грех умерщвлен, грех побежден, и это прорыв. — Воскресение Христа было открытием для человечества, каким-то новым знанием, расширяющим опыт, переворотом в мировоззрении? — Да, переворотом в сознании, но не только. Он дал не «новое знание», Он дал человеку больше, чем знание, саму жизнь. «И вечную жизнь даровал». Своей искупительной жертвой за нас. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3. 16) И смотрите, для людей, окружавших Его, оказалось самым трудным принять Воскресшего Христа. То есть услышать и принять Его учение оказалось легче, чем принять Воскресшего Хрис та. Например, когда последователь Христа Клеопа вместе с одним из апостолов шли в Эммаус и увидели Воскресшего Христа, то они даже не поняли, что это Он. И узнали Его только тогда, когда Иисус преломил хлеб так, как это было на Тайной Вечери. Преломление хлеба — это символ Таинства Евхаристии. И вот когда они увидели это, то, как сказано, «и открылись им очи». Какие очи? Не физические, духовные. Только тогда они почувствовали Христа, смогли Его вместить в себя. Точно так и мы познаем Христа, когда причащаемся во время Божественной Литургии. — Получается, что познать Христа и поверить в Него — это разные вещи? —Да, и история апостола Петра — пример тому. У апостола Петра очень интересный характер: бурный, в нем живет горячая вера. Петр, бросая все, идет за Христом, постоянно оберегает Его, и Христос даже говорит: «Ты еси Петр (т.е. камень), Кифа. И на камне сем (то есть на вере твоей) Я созиждю (то есть построю) Церковь Свою». И при всем этом апостол Петр очень странно себя ведет, когда видит арест Христа. Дело в том, что все ждали, что Мессия будет таким устроителем царства земного, что в мир явится тот, кто своей Божественной властью и человеческим умением создаст некую империю. Хотя Христос все время говорит: «Царство Мое не от мира сего». Но все ждали именно царя земного, и Петр тоже. И что же Петр увидел? Что человек, который обладает какими-то исключительными творческими началами, может повелевать бурей, ходить по водам, вдруг спокойно отдается людям, которые пришли Его арестовывать. Да, вот Я, Христос, возьмите Меня. Петр начинает защищать Его, выхватывает меч и даже отсекает одному из архиерейских слуг ухо. И Христос совершает чудо: плоть подвластна Ему — Он берет это ухо и заживляет его. А Петр недоумевает, он ждет, что вот сейчас произойдет еще одно чудо и начнется триумфальное шествие Христа. Но ничего такого не происходит. Из веры, из любви, Петр еще плетется за арестованным, но когда его спрашивают о Христе, он отвечает: «Нет, не знаю», а сам все идет. Евангелие честно нам говорит, что Петр отрекается троекратно, но ведь все это было ему предсказано. Христос, видя сердце Петра, говорил ему об этом. И тут тоже очень важный момент для понимания того, Кто же пришел в наш мир и для чего. История с Петром показывает, что Христос никого не принуждал Своим Божеством. Он никого никогда не заставлял. Он мог бы изменить всего человека, но тогда это было бы уже не христианство, потому что тогда человек превратился бы в марионетку, и человечество бы страдало. Бог создал человека свободным, и это то Божественное качество, которое никто у него не может отобрать. — И Христос не покушается на свободу человека, Он оставляет за каждым право выбора? —Да, Царство Божье построено не на насилии. Христос говорит: «Царство Божье среди вас». Оно может быть и в наших сердцах, и в наших отношениях, когда мы ведем себя как истинные христиане и когда мы созидаем нашу Церковь. Это очень важно для понимания духовных основ жизни. — Владыка, мы говорим: «Христос искупил нас», «искупительная жертва Христа», но что это значит? Само слово «искупил», оно как будто из каких-то торговых отношений. —Это так. Христос как бы выкупил нас у самих себя, забрал наш грех, и все предшествующие, и все будущие грехи. И вместо этого дал нам благодать Спасения. Но чтобы свершилось вот это действие — этот выкуп, договор, этот завет, — необходимо, чтобы мы свой грех отдали. Вот тут-то и нужна наша свободная воля. —А как мы можем отдать грех? —Посредством исповеди, посредством причащения. Но всё начинается с Крещения, конечно, когда мы отдаем первородный грех. А после Крещения в нас остается расположенность ко греху: мир, не познавший Христа, обрушивается на нас. И когда мы исповедуемся, мы отдаем наши грехи Христу, потому что мы исповедуемся Ему, а не священнику. И взамен получаем благодать прощения, и она действует в нас. Во время Таинства Евхаристии мы соединяемся со Христом, мы становимся причастными к Нему. Но не только тем, что причащаемся у Чаши, тут и наше участие во Христе. — Это символ? —Нет, это не символ, это та божественная реальность, которая совершается каждый раз, когда мы причащаемся. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6. 56). Мы отдаем Ему свои грехи, и в ответ Он дает нам чистое око, чистое чувствование. И когда в нас живет Христос, то Он преодолевает смерть, и душа наша обретает жизнь вечную. Смотрите, например, у нас есть белая рубашка, и мы ее заляпали грязью. И чтобы отстирать эту грязь, мы идем к водоему. Но сам водоем, источник, должен быть чистым, иначе рубашка будет становиться все грязнее и грязнее. — И храм — это и есть тот чистый источник, который всегда открыт нам. —Да, и исповедь в храме настолько, образно говоря, убеляет нашу «рубаху», настолько восстанавливает ее первоначальные свойства, что ее называют «вторым Крещением». Интересно, что перед Пасхой установлен Великий пост, и последнее воскресенье перед ним называется Прощеным воскресеньем. Сейчас очень многие люди используют этот праздник для примирения. Порой очень трудно произнести: «Прости меня!» Прощеное воскресенье преодолевает эту трудность. Люди могут целый год не разговаривать друг с другом, а тут совершенно спокойно общаются. И как бы оби ни объясняли это себе, они делают это ради Христа. Ведь простить - это значит силой Христа убить в себе грех. Раньше, перед постом, перед тем, как уйти на подвиги, монахи, не зная, доживут ли до Пасхи, прощались друг другом. Отсюда и название. И если Прощеное воскресенье - прелюдия Великого поста, - «Простить, чтобы воскреснуть», то для того чтобы нам воскреснуть, надо, чтобы и Господь простил нас. А для того чтобы Ему отдать свои грехи, надо их сначала в себе увидеть. И период Великого поста — это возможность увидеть грех в самом себе. Поэтому на протяжении всего поста звучит молитва преподобного Ефрема Сирина, где все время повторяется: «Господи, даруй мне зрети (дай мне увидеть) мои прегрешения и не осуждать брата моего». Пост — это орудие стяжания любви, и если мы понимаем это, то тогда пост благоуспешен. Перед Христовым Воскресеньем есть особая неделя, она называется Страстной. Мы воспоминаем Его последние дни, воспоминаем предательство, Тайную Вечерю, распятие и погребение. Все это подчинено и служит главной цели — тому, чтобы в нас зазвучал Христос, чтобы мы осознали, что Он совершил ради нас. — Владыка, когда мы обращаемся к истории Его земной жизни, то какой главный урок мы должны вынести оттуда? —Это очень важный вопрос. Мы должны понять, что никогда нельзя воспринимать человека статично. Чтобы мы не думали, что вот если сегодня кто-то не принимает Христа, то он всегда будет таким. Покаявшийся разбойник, распятый вместе со Христом, пример тому, «...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23. 43). Апостол Петр, отрекшийся от Христа, потом уверовал и пострадал за Него... Для человечества важно, что Христос принимает каждого, с его изломанной судьбой, с его, может быть, страшными поступками. Но если человек принимает Христа, то и Христос принимает человека, и это и есть Его любовь к нам.
Беседа 2 «Се, стою у двери и стучу…»
— Владыка, почему в день Пасхи радость охватывает сердца даже далеких от Церкви людей? — Потому что каждый из нас испытывал страх перед смертью, а Пасха — это праздник, который дарит жизнь. И для людей звучит самое главное: что смерти нет, потому что ее Своей смертью упразднил Христос. Слова «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» становятся центром всех пасхальных песнопений, в них торжество Воскресения Христова и радость бессмертной человеческой души. Мы называем Пасху «Праздником всех праздников». В день Пасхи Сам Христос дает радость нашей душе, и человеческая душа, воспринимая эту радость, передает ее в этот мир всему творению Божьему— потому что если смерть уничтожена, то она уничтожена для всех, значит, она не имеет власти над всем творением, и в этот день кажется, что даже природа ликует. Мы уже говорили, что Бог смерти не сотворил, что она явилась следствием греха. Вспомните, как первородный грех исказил замысел Божий с Адамом и Евой, и в результате появилась смерть. Грех искажает жизнь по замыслу Божьему. И никто не мог преодолеть этот барьер, уничтожить смерть. Почему? Потому что для этого надо было уничтожить грех, умертвить его, то есть довести его до исчерпывающего состояния «смертию смерть поправ». И смысл пришествия Христа, Его миссия в том, что Он, придя в наш мир, принял человеческую плоть, а потом воскрес, и этим не только подтвердил истинность того, чему Он учил, но и открыл нам путь, как освободиться от смерти. Ведь Христос Сам говорит: «Я путь истинной жизни». И Воскресение Христа — это возможность дарования каждому человеку жизни вечной. — Но ведь Воскресение из мертвых было реальностью только для одного, для Богочеловека Христа? —Да, поэтому мы и говорим, что это путь. Путь настоящей жизни по замыслу Божьему. Христианская направленность жизни предполагает, что ты начинаешь жить во Христе: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2. 20). А что это значит? Вот как отвечал апостол Павел на этот вопрос: мы имеем те же чувствования, как и Христос, а Он реально пришел на землю, реально обитал среди людей, Он реально реагировал на эту жизнь — это не было поучением сверху, Он реально страдал от греха и реально принял смерть. И так как это Боговоплощение было реально, то мы можем сверить свои чувствования с Богочеловеком, преодолев искушения, которые неизбежно обрушиваются на нас, и иметь жизнь вечную. И тогда все наши усилия сосредотачиваются на том, чтобы быть со Христом ? и тот, кто имеет эту жизнь во Христе, тот имеет и Воскресение со Христом. И тогда становится понятным внутренний смысл всех наших действий, которые иногда могут казаться и трудными, и тяжелыми — это и несение поста, и послушание, и исполнение заповедей. Все это ведет к одному, самому главному — жизни во Христе, обретением со Христом жизни вечной. И это открывает нам смысл радости, которая охватывает нас в этот особый праздник, объясняет, почему мы жаждем соединиться со Христом, быть с Ним. — Пасхе предшествует Страстная неделя, радость Его Воскресения неразрывно связана со страданием Христа. —Это очень важный вопрос: для чего должна была быть Голгофа. Голгофа стала местом очищения людей. Ведь человек, по жестокосердию своему, понимает только грубую боль, он воспринимает то, что кто-то страдает только через внешние проявления страдания. И люди могли понять то, что Иисус пострадал за них, только видя Его распятие. Но ведь самые неимоверные страдания Он испытывал накануне, в Гефсиманском саду. Он знал, что Иуда Его предал, и что Петр в ту же «ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречется» от Него (Мф. 26. 34). И сказано в Евангелии, что пришел Иисус в Гефсиманский сад, взял Своих учеников и попросил побыть с Ним. «...душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26. 38). И отошел Он и молился до кровавого пота: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26. 39). «Да пронеси чашу сию» — это слова человека, они показывают, как нелегко Ему было, но дальше Он говорит: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26. 42). — И это уже слова принятия воли Божьей на крестные страдания, слова готовности принести искупительную жертву. —Да, в Евангелии сказано, что когда Иисус вышел к ученикам Своим, Он нашел их спящими и сказал; «вы всё еще спите... вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников» (Мф. 26. 45). Очень важно понимать, ради чего Он принес Свою искупительную жертву. Смысл всего, что совершил Христос, только в одном — в любви. Потому что Бог есть любовь. И еще — у каждого есть выбор. Даже у Иуды никто его выбора не отнимал. Христос пытался оста новить его от погибели. Но Иуда сделал свой выбор. И смотрите, что происходит: предав Христа, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, Иуда идет к первосвященникам, которые дали ему тридцать сребренников, и решает отдать их назад, чтобы вернуть все на место, «...говоря: согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27. 4). Смотрите, осознав, что сделал, он идет не ко Христу, он не кается, а пытается откупиться. — То есть не покаяние, а сделка? —Да, и что он слышит в ответ? «Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам» (Мф. 27. 4). Не первосвященники дают прощение. «И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27. 5). Интересна дальнейшая судьба этих денег. «Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови» (Мф. 27. 6). И, посовещавшись, купили на них землю для погребения странников, как и было предсказано пророком Иеремией. Но еще раз повторю, что Иисус дал шанс Иуде избежать участи, покаяться на Тайной Вечери, но Иуда не сделал этого и прошел весь греховный путь до конца — удавился. А это страшный грех, ведь он себя этой жизнью не наделял. В народе говорят, что с тех пор осина, на которой он повесился, постоянно дрожит. — Когда мы говорим о распятии Христа, то неизбежно вспоминаем разбойника, который первым вошел в рай. —А это пример того, что нас спасает не наша законность, то есть соблюдение нами заповедей, постов, и не наша праведность. Ведь если бы мы сами себя спасали, то тогда зачем приходить Христу? Да, с точки зрения человеческой логики, то, что разбойник первым вошел в рай, кажется верхом несправедливости. Но тут дело в том, что разбойник общался со Христом, он покаялся, и потому Христос дал ему жизнь вечную. «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда при-идешь в Царствие Твое!» (Лк. 23. 42). И Иисус принял покаяние разбойника: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23. 43). А второй разбойник был настолько озлоблен, что даже не понимал, что перед ним праведник, что Он страдает безвинно, он не был способен отличить добро от зла. И вот эта неспособность сострадать другому — это, кстати, одна из характеристик греховного состояния человека. — То есть можно находиться рядом со Христом и не увидеть Его? —«Увидеть» — это проблема ясновидения. Здесь бы я сказал, «не опознать» Его. Ведь первый разбойник не знал, он почувствовал Христа — он же никогда не слышал Его проповедей, но он сделал свой выбор. И это вопрос человеческой души — открыться или не открыться, вынуть из себя всю грязь и впустить туда Христа или нет. Христос говорит: «Се (то есть - вот), стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3. 20). Это постоянный выбор, и это духовная победа, которой надо учиться. — Но как опознать Христа? —Христос говорил: «Посетили больного — вы Меня посетили, напоили страждующего - вы Меня напоили». И тут содержится ответ на вопрос: зачем нам ходить в храм? Часто приходится слышать, как говорят: «Посмотрите, верующие ведут себя так-то итак-то, а я хорошо, значит, все равно спасусь». Но верующий, если он оступился, согрешил, имеет возможность диалога со Христом. А человек, не участвующий в Таинствах, как бы ему при этом ни казалось, что он праведно живет, такого диалога лишен, потому что Таинство - это приход ко Христу, это участие в жизни Христа в земном измерении. Конечно, это путь - Христос говорил: «Я путь и истина, и жизнь», и первый разбойник, распятый справа от Христа, покаявшись, выбрал путь жизни вечной, а второй, распятый слева, - путь смерти, путь вниз. Кстати, отсюда толкование, почему правый конец третьей перекладины креста направлен вверх, то есть в рай, а левый вниз. Отсюда выражение «сходить налево» — это означает не только известного рода искушение, но и выбор пути погибели. Когда мы говорим о приходе в храм, то важно понять, что не помещение спасает, а внутреннее участие — можно простаивать часами, но если ты безучастен, если ты не находишься в диалоге со Христом, то это все напрасно. — То есть вне Церкви нет спасения? —Яне буду рассуждать по этому поводу, потому что вопрос спасения — это не компетенция архиепископа или епископа. Не мы спасаем, а Бог, и, рассуждая о том, что вот этот человек спасется, а этот нет, ты становишься на место Бога. Никто не может этого сказать, потому что у человека всегда есть возможность изменения участи, даже когда человек умер. Вот почему мы молимся о покойных: мы просим Господа прежде всего о прощении их прегрешений и о том, чтобы Господь через наши молитвы очистил душу умершего. И это молитвы об упокоении души, души бессмертной, потому что бессмертие — это Божественная данность. Существует единство Церкви Небесной и Церкви земной, и пока мы находимся в Церкви земной, нам дано просить и о прощении наших близких, и о том, чтобы Господь приблизил их к Себе. Ведь любовь, живущая в живых, в силу того, что это любовь, не знает границ, она не знает временных условий, не знает расстояний, она вечная, потому что вечен Бог, а Бог есть любовь. И когда мы входим в молитву, открываем в ней свою душу, то этим самым наша любовь — подобное познается подобным, подобное притягивается подобным — поднимается вверх и возникает общий поток любви, который может изменить жизнь и человека молящегося. — С бессмертием души готовы согласиться даже люди, далекие от Церкви — так легче жить... —Но душа не только бессмертна, важно понимать, что душа дается один раз, а значит, это вопрос личной ответственности. Ведь если мы говорим о том, что ты ответствен за то, приблизишься ли ты к Богу или нет в условиях данной действительности, то это уже совсем другие отношения с миром, чем если бы ты знал, что у тебя еще будут попытки. Проповедь Воскресения Христова — это, заметьте, не проповедь того, что мы будем рождаться в каких-то других формах. Нет, это проповедь истинной жизни во Христе, и тот, кто обрел эту жизнь, кто живет со Христом, тот со Христом и воскреснет. Задача Церкви подвести человека ко Христу, чтобы он не прошел мимо Христа, не стал тем разбойником, который был рядом с Ним, но не увидел Его и не сделал самого главного в этой жизни — не покаялся. Встреча со Христом не зависит от богословской подготовки человека, просто душа-то у нас живая, она по природе своей христианка, потому что сотворена Христом, и она радуется своему Творцу, тому, что Он Воскрес и даровал ей бессмертие.
Беседа 3 «Воистину воскресе!»
— Владыка, объясните, пожалуйста, почему Пасху, Светлый праздник Воскресения Христова, каждый год празднуют в разные дни? — Начнем с того, что само слово «пасха» происходит от еврейского глагола «passah», что значит «переходить», и празднование Ветхозаветной Пасхи было установлено Самим Богом перед исходом израильтян из Египта в ознаменование избавления евреев от египетского рабства и спасения еврейских первородных детей от руки ангела-губителя. Господь повелел тогда сынам Израилевым помазать кровью непорочного агнца косяки дверей. Это было знаком, и ангел-губитель прошел мимо их домов (Исх. 12. 21—23). В память об этом событии Бог установил пасхальное служение, и праздник Пасхи был самым важным и уважаемым у израильтян. Существовала даже традиция: накануне праздника по выбору народа отпускать на свободу одного из узников (Мф. 27. 15). Дата празднования тоже была установлена Богом и приходилась на срединный день первого месяца года нисана, который соответствовал второй половине марта и первой половине апреля по нашему, солнечному, календарю. А еврейский календарь исчислял время по луне, то есть был лунным. Свою последнюю Ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями. Сказано, что по наступлении вечера Иисус отправился в Иерусалим и в приготовленной по его указаниям горнице возлег с апостолами за трапезою, «...и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк. 22. 15-16). — Владыка, и именно поэтому наша Православная Пасха празднуется обязательно после Пасхи иудейской? —Да, для того чтобы соблюдалась историчность. Но тут важно понимать, что праздник Христианской Пасхи наполнен совершенно другим смыслом. Христиане празднуют избавление от рабства греху и диаволу спасение от вечной смерти через Воскресение из мертвых. События крестной смерти и Воскресения Христа из мертвых — это сосредоточие всего христианства, основа нашей веры: «...а если Христос не воскрес, — говорит апостол Павел, — то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14). Как видно из апостольских Постановлений и Правил, и неделя страданий, и неделя Воскресения Господа отмечались еще с первых христианских времен. Причем время празднования было определено после дня весеннего равноденствия, но не с иудеями, из соблюдения историчности. Путь на Голгофу, распятие, положение Иисуса во гроб приходились на пятницу: «День тот был пятница» (Лк. 23. 54), - сказано в Евангелии. На следующий день жены-мироносицы, «возвратившись, приготовили благовония и масти», и, так как это был день субботний, суббота покоя, ничего больше они делать не стали, а «остались в покое по заповеди» (Лк. 23. 56). И Воскресение Христа происходит на следующий за субботой день: «В первый же день недели...нашли камень отваленным от гроба» (Лк. 24. 1—2). То есть христианская Пасха, Светлое Воскресение Христово, должно приходиться на воскресный день. Возникшие споры о времени празднования Христианской Пасхи прекратил Первый Вселенский Собор в Никее (325 г. после Р.Х.), постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и после первого мартовского полнолуния. Поэтому Праздник Пасхи бывает между 4 апреля и 7 мая по новому стилю, или между 22 марта и 24 апреля по-старому. Русская Православная Церковь придерживается Юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем. Но есть христиане, следующие Григорианскому календарю. Календарную реформу Папы Григория (XIII в.) критикуют как раз за то, что при использовании этой системы летосчисления происходит нарушение канонического правила празднования Пасхи Христианской не ранее иудейской. Так, с 1851 по 1950 г. римские католики праздновали Пасху раньше иудеев 15 раз. Для исчисления точного дня Пасхи по поручению Александрийского Патриархата была создана методика подсчета точного дня празднования, так называемая Пасхалия, которая имеет свои математические формулы и свой цикл размером в 532 года. Задача Пасхалии совместить две системы исчисления времени, которые разнятся изначально: систему отсчета, принятую при жизни Иисуса, и нашу. Они действительно различные — у иудеев даже ночь, например, делилась не на 12 часов, а на так называемые стражи. — Получается, что все споры о том, когда должна праздноваться Пасха — это споры вокруг методик подсчета календарей? —Ни в коем случае. Тут нет и не должно быть никакого формализма. Ведь почему для нас так важно воспроизвести историчность событий Страстной недели и Воскресения Христова? Потому что главное, чтобы мы вошли в эту историю, а это прежде всего духовная история. — То есть это не формальные вещи, не то, что в советские времена называлось «Календарем памятных дат»? —Нет, конечно. Это духовная история человечества, которую мы должны пережить. А духовный мир, как известно, имеет свои законы, в том числе и законы восприятия, и тут не может быть ничего случайного. И хотя наша обыденная жизнь построена и подчинена астрономическому времени, следование нами событиям Страстной недели и Воскресения Христова, переживание нами их — это не просто обряд или дань традиции. Это прорыв в вечность, в категории вневременные, ведь Бог — Он вне времени, Он и над прошлым, и над настоящим, и над будущим, Он в вечности. И конечная цель всего, что так или иначе связано с этим великим днем, днем Воскресения Христова, конечная цель и календаря, и проживания нами Страстной седмицы, и участие в Богослужениях, она в нашем соединении со Христом. — В том, чтобы вывести нас за рамки обыденной жизни... —Точнее, в том, чтобы произошло соединение наше с духовной историей человечества. И знаком того, что история духовная всегда выше истории сиюминутной, вообще временной, становятся знамения, которые посылает нам Господь в этот Светлый праздник. Одно из таких удивительных знамений — это схождение в Великую Субботу благодатного огня в Иерусалимский храм Воскресения Христова. Сам храм накрывает своей кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей увидела Воскресшего Христа. И, кстати, снисхождение благодатного огня в Великую Субботу, в канун празднования Православной Пасхи, подтверждает истинность Юлианского календаря. — Владыка, но, наверное, часто для того, чтобы нам открылись эти знамения, надо духовно подготовить себя. Нельзя воспринять Воскресение Христово, нельзя понять, почувствовать смысл и подвиг Христа, если ты не проживаешь Страстную Седмицу. —Конечно, потому что это не просто следование церковной традиции, обряд — это суть наших отношений с Богом. Вот посмотрите, Страстной неделе предшествует Вербное воскресенье, день Входа Господня в Иерусалим. Давайте задумаемся, как люди встречали Христа. В Евангелии сказано: «И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» (Лк. 19. 36—38). То есть толпа встречала Его восторженно. Но были и такие, которые «искали погубить Его» (Лк. 19. 47), затаили неприязнь к Нему. И далее в Евангелии говорится о тех чувствах, которые испытывает Иисус. И сказано, что к(?гда Иисус приблизился к Иерусалиму, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19. 42-44). — То есть при внешнем ликовании, восторженной встрече Христа люди не понимали, что происходит, ради чего Иисус грядет в Иерусалим? —Да, и прошло всего несколько дней, и та толпа, которая приветствовала Иисуса восторженными криками «Осанна!» уже кричала Пилату: «...распни Его!» (Мк. 15. 13). Почему? А все дело в том, чего именно эти люди ждали от Христа. Одни видели в нем нового политического Мессию, Царя, другие того, кто накормит их, третьи, возможно, ожидали новых чудес и исцелений. Но ведь если мы посмотрим сегодняшние социологические опросы о том, чего люди ждут от веры, от Бога, то окажется, что многие ждут по сути того же. А суть происходящего в другом: Иисус грядет на вольные страдания. Он делает это из любви к человеку, и пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие Христа на Голгофу. Голгофа - это место особенное, так называемое лобное место, и 6а-мо слово означает «череп». Может быть, горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима получила свое название потому, что была по форме похожа на череп, а может быть, потому, что здесь часто были видны черепа казненных преступников. И вот это шествие Христа на Голгофу тоже сопровождается толпой. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его...» (Ин. 19. 17-18). Конечно, не все были жестокосердны, и не все злословили, злорадствовали Его мукам, не все насмехались над Ним. Вспомним раскаявшегося разбойника, распятого по правую сторону от Христа. Или сотника, который, «видев происходившее» (Лк. 23. 47), уверовал во Христа. Или вспомним жен-мироносиц и апостола Иоанна, стоявшего при Кресте Господа вместе с Его Матерью. Вчитайтесь, как в Евангелии описывается то, что произошло: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испус-\тил дух» (Лк. 23. 44-46). «И земля потрясалась; и камни расселись; и гробы отверзлись; щ многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27. 51-52). По преданию Церкви в это время на горе Голгофе обнажились кости Адама, кстати, именно поэтому их изображают в нижней части Распятия. — То есть круг человеческой истории замкнулся... —Иначалась новая история, новая эра для человека: Воскресение Христово. И подобно тому, как о Рождестве Христове свидетельствовали Ангелы, так и при Воскресении Христа «Ангел Господень, сошедший с небес» (Мф. 28. 2), свидетельствовал о начале новой истории человечества. — Владыка, но ведь и до Воскресения Христа были случаи воскрешения людей и пророками, и Самим Христом. Что нового было в Воскресении? —Ну, во-первых, обратите внимание на различие в словах: «Воскресение» и «воскрешение». Случаи воскрешения мертвых были известны и до Христа. 4-я книга Царств свидетельствует о воскрешении некоего умершего от мощей пророка Елисея: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев... полчище (имеется в виду толпа моавитян, совершавших набег на Израильскую землю. — М.Г.), погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13. 21). Или случай воскрешения Иисусом «четырехдневного» Лазаря. Такое воскрешение — это свидетельство силы Божьей, но ведь все равно речь идет о восстановлении физического тела. — То есть своеобразной реанимации? —Да. Ихотя предания Церкви свидетельствуют о том, что «четырехдневный» Лазарь по воскрешении своем оставался в живых еще 30 лет и был епископом на острове Кипр, где и скончался, но мы, говоря о воскрешении, имеем в виду только земную жизнь человека. А Воскресение — это наследование жизни вечной, не случайно в Пасхальном тропаре поется: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Речь идет о жизни вечной, а это путь, который Христос даровал нам. И если мы принимаем Пасху только как традицию, если мы участвуем только во внешней стороне этого Величайшего события, то мы уподобляемся той толпе, которая возглашала Христу: «Осанна!» Но если мы способны сопереживать Его страданиям, если мы внутренне вместе с Ним проходим Страстную седмицу, путь на Голгофу, то мы уже начинаем жить со Христом, и наша жизнь меняется, Конечно, таких людей немного, они живут со Христом, внутренне преображая этот мир, и таких людей называют святыми. Таким был, например, Серафим Саровский, который каждого встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Он говорил так и летом, и зимой, и в посту. Потому что в своей жизни он стал тем, явился Христос, и он жил, по словам апостола Павла, когда «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2.20).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|