ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кому помогает Таинство Елеосвящения?
— Владыка, сегодня, по просьбам наших читателей, продолжая тему «христианство и целительство», хотелось бы поговорить о Таинстве Елеосвящения, или Соборования. Вокруг этого Таинства много суеверий, предрассудков: часто больные боятся принимать это Таинство, считая, что соборуют только безнадежно больных перед смертью. А некоторые думают, что Соборование противоречит обращению к врачам. Владыка, расскажите, пожалуйста, в чем суть этого Таинства, как оно происходит и в каких случаях следует обращаться к нему? —Таинство Елеосвящения — это священнодействие, во время которого при помазании тела болящего елеем на него призывается Божья благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это Таинство называют еще Соборованием, потому что оно должно совершаться собором священников, в идеальном случае семью. Но оно может совершаться и меньшим числом священников и даже одним, потому что Таинство совершается благодатью Божьей. В отличие от Таинства Крещения, которое может в определенных случаях, ради страха смертного, совершать и мирянин, для Таинства Соборования участие хотя бы одного священника необходимо, потому что только священник может властью, данной Христом, совершать отпущение грехов. Церковью установлено, что даже если Таинство совершает один священник, что допускается в случае крайней необходимости, все совершается так, как если бы Таинство совершалось от лица всех семи: читается семь Апостолов, семь Евангелий, семь особых молитв с семикратным помазанием болящего. Поэтому даже в случае если Таинство совершалось меньшим, чем положено, числом священников, оно не потеряло свою действенность. Как писали святые отцы, «действительность помазания и всего Таинства в этом случае не сокращается в своей благодатной силе и пребывает всецелой и полной». — А в чем суть Таинства? —Она в том, что за изнемогающего больного перед Господом предстает целый собор Его служителей, и молитвой веры, от лица всей Церкви, умоляют Господа даровать немощному отпущение грехов, очистить его душу от всякой скверны, и это очищение открывает путь для действия благодати Божьей. Веществом Таинства служит освященное оливковое масло — елей. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Вспомним притчу о милосердном самаритянине, который елеем смазал раны человека, избитого разбойниками. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 13). — То есть использование именно оливкового масла, масла молодых маслин, не случайно? —Конечно, тут есть свои и символика, и смысл. Так же как и помазание — это значит взятие в удел Божий. В псалме мы читаем, что елей, проникая глубоко в тело (Пс. 108. 18), дает ему силу, здоровье, радость, исцеление и спасение. Помазание крестом во имя Отца и Сына и Святого Духа — это как бы наложение крестного знамения, освящение крестным знамением духовных и физических сил. Помазание — это освящение, это внешний знак избрания Богом, которое сопровождается излитием Духа, овладевающего избранником. Поэтому елей связывают с излитием благодати, которую часто сравнивают с елеем, потому что, как и он, она проникает внутрь неуловимо. Помазание освященным елеем во имя Отца и Сына и Святого Духа с молитвой сообщает благодатные Дары Святого Духа. И надо помнить, что в Таинстве Елеосвящения используется освященный елей, и это освящение елея предшествует первому помазанию. Само Таинство Елеосвящения было установлено еще апостолами. У апостола Иакова мы находим такие слова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14—15). И уже в древнехристианской письменности у святого Иринея Лионского и Оригена можно найти косвенные свидетельства о Таинстве Елеосвящения, а более поздние свидетельства о нем есть у святых Василия Великого и Иоанна Златоуста, от которых остались и молитвы на исцеление недужного, вошедшие потом в чинопоследова-ние Елеосвящения. — Владыка, а над всеми ли больными можно совершать это Таинство? —Ну, во-первых, больные должны быть верующими. «По вере вашей да будет вам», — говорил Иисус. «Молитва веры исцелит болящего» — читаем мы у апостола Иакова. Более того, Таинство Елеосвящения совершается над болящими, способными сознательно принимать его и соучаствовать в молитве о себе. Местом совершения Таинства может быть храм или, по необходимости, помещение, где находится больной. Таинство Соборования обычно предваряется исповедью и завершается Таинством Причащения. Видимая сторона Таинства состоит в семикратном последовательном помазании елеем священнослужителями болящего. Крестом помазываются лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, обе стороны рук, и это помазание сопровождается чтением отрывков из Апостола и Евангелия. При самом помазании семикратно произносится молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя) от одержащие его (имя) телесные и душевные немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего: молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, предстательством честных Небесных Сил бесплотных, силою Чест-наго и Животворящего Креста». Далее в молитве перечисляются апостолы и святые, чьего предстояния перед Господом мы молитвенно просим. — Владыка, а почему в Таинстве фигурирует число семь? Это не случайно? —У нас есть семь даров Святого Духа (Ис. 11. 2-3), это согласуется с числом молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4. 35). Число семь не случайно. И тут важно понимать, что Таинство Елеосвящения, — это прежде всего молитва, а не какое-то магическое действие, обращенное к Господу. Помощь совершается тогда, когда человеку отпускаются его грехи. То есть грех изгоняется из тела человека, поэтому во время Елеосвящения совершается также Таинство Исповеди. Не случайно по окончании Соборования священник после прочтения молитв раскрывает Евангелие и возлагает его на голову больного. И дальше читается разрешительная молитва: «Царю Святый не полагаю мою руку на главу пришедшего к Тебе.., но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии семь, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (имя) и молюсь с ними». Из этой разрешительной молитвы видно, что возложение Евангелия служит образом возложения руки Самого Господа. Когда мы говорим о Таинстве Елеосвящения, надо понимать, что это как раз помощь тем людям, которые духовно и физически ослабели, и в Таинство они призывают к помощи Божьей. И тут принципиально важно остановиться на том, как верующий должен воспринимать свою болезнь. Я думаю, что здесь уместно процитировать святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вот что он писал о скорбях и болезнях: «Великий учитель — скорби показывают наши слабости, страсти, нужду в покаянии, скорби очищают душу, вытрезвляют ее... низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвращение к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели». И дальше он пишет, что если в твоем болезненном состоянии «молитва твоя бывает холодна, бывает исполнена уныния и некоторого отчаяния — не отчаивайся и не унывай, ибо Господь знает твое болезненное и претрудное состояние. Молись с немощью, молись сколько есть сил, и Господь не презрит немощи плоти и духа твоего». То есть Он не оставит тебя без внимания. Отсюда такое христианское отношение к болезни как к учителю жизни: болезни способны изменить жизнь человека не только с точки зрения того, что меняется ритм и образ жизни человека, но они способны изменить его духовный взгляд на происходящее. Человек начинает постигать жизнь совершенно по-другому. Кроме исцеления и облегчения болезней, в Таинстве Елеосвящения сообщается благодать Божья исцелять душевные недуги, поднимать и укреплять духовные силы человека, подавленного физической немощью. И если даже после принятия Таинства больной и не получает выздоровления или облегчения, то ему даются душевный мир, спокойствие совести, твердость и мужество духа легче переносить свою болезнь и всецело предаться воле Божьей. И это тоже сверхъестественный дар благодати Божьей, потому что сам больной бывает не в силах создать в себе такое просветление и мощь души, то есть в состоянии телесной и физической слабости, духовное врачевание Таинства Соборования, не устраняя действия сил и законов природы, оказывает человеку помощь, необходимую для его спасения. Мне в своей практике часто приходится сталкиваться с тем, как люди, которые сами себя считали уже фактически безнадежными, находили в себе веру обратиться к Таинству Соборования, и происходило чудо - они выздоравливали.
Глава 7 Самые главные вопросы Беседа 1 Шестая заповедь
— Владыка, 9 мая Русская Православная Церковь поминает всех усопших воинов и этим самым освящает воинский подвиг. Какой смысл вкладывает Церковь в само это понятие? —Великая Отечественная война началась в День Святых, в земле Российской просиявших, и митрополит Вениамин (Федченко), находившийся тогда в Америке, увидев в этом глубокий смысл, сказал, что он верит, что Небесное Воинство – Святые земли Русской - помогут нам справиться с этим злом. А первым, кто вообще обратился к народу, а это было самое начало войны, был местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий, который выступил с воззванием и призвал к защите Отечества. Не строя, не политических институтов, а Отечества — земли предков. Именно Церковь — гонимая, истерзанная — в этот трудный момент оказалась с народом. — Но, кажется, есть противоречие в том, что христианин участвует в военных действиях, тогда как всем известны слова Христа о том, что если тебя ударили по правой щеке, подставь другую, или слова, сказанные Христом апостолу Петру: «...взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26. 52). —Христос отменяет ветхозаветный закон кровной мести. Он говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5. 38—39). Тут надо внимательно читать: что такое удар по правой щеке? Если ударить правой рукой, то попадешь в левую часть лица, а по правой щеке можно ударить только тыльной частью ладони — это не тот удар, который причинит боль, это скорее оскорбительный жест. Эти слова Христа об отмене мести, призыв к смирению. Ведь если ты смиряешься, подставляешь другую щеку, то этим ты даешь оскорбителю шанс измениться. Христос таким образом призывает остановить распространение зла и смирением призвать обидчика к покаянию. Слова «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26. 52) сказаны, когда стражники вместе с Иудой пришли Его арестовывать. Но, смотрите, Христос Сам назвал им Свое Имя и добровольно исполнил закон, хотя знал, что суд, на который Его звали, будет неправедным. И когда Петр, из лучших побуждений, желая защитить Христа, первым схватился за меч и отсек одному из стражников ухо, Христос, «коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22. 51). И сказал Петру: «...или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26. 53). В этом эпизоде важно, что Христос добровольно подчиняется закону, и то, что не всякое взятие оружия является благословенным. Петр выхватил меч первым, до него никто оружия не обнажал, и Христос останавливает его. — Значит, Христос подает нам пример необходимости исполнения наших гражданских обязательств? Может быть, сейчас стоит ответить на письмо нашей читательницы из Омска, которая спрашивает, должен ли ее сын, христианин, служить в армии. — Мы не выбираем, где нам родиться, и если Господь призвал нас родиться в данной стране, в данное время, значит, мы неизбежно вступаем в отношения с тем, что нас окружает. И тогда мы должны исполнить заповедь «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22. 21), а это значит, что гражданин должен подчиниться законам того гражданского общества, в котором живет. Вспомним Евангельский эпизод, когда фарисеи спросили Христа: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив,...и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22. 16—17). Это была ловушка, потому что если бы Христос сказал, что надо платить дань захватчикам, то Он бы стал врагом иудеев, а если бы Он сказал, что не надо, то Его можно было бы обвинить перед Пилатом, римским наместником, в том, что Он подстрекает народ против Рима. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?» (Мф. 22. 18) и попросил принести монету, которой платили подать. И когда принесли динарий, спросил: «...чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22. 20-21). Если мы возьмем Святцы Русской Православной Церкви, то окажется, что большинство русских святых — это или князья, то есть руководители дружин, защищавших русскую землю, или монахи. И это символично, потому что у христианина есть два средства противостоять греху, остановить зло. Первое — это молитва. Но если человек недостаточно научен в молитве, если она не может остановить громаду зла, то тогда, чтобы защитить своих близких, свою Родину, он должен прямо остановить зло — и это второй путь. Апостол Павел говорил, что надо помнить: борьба идет не с плотью и кровью, а «против духов злых поднебесных» (Еф. 6. 12). Это духовная брань. Но когда зло воплощено, когда человек начинает реально выступать носителем зла, то это зло можно уничтожить только прямым противодействием. Такой воинский подвиг благословляется, мы называем его «священный долг». Это действительно долг — то есть то, что человек должен отдать. — А как же заповедь «не убий»? — Кроме шестой заповеди Моисея «не убий», у нас есть слова Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Любая война есть зло. «...весь мир лежит во зле», — говорит апостол Иоанн (1 Ин. 5. 19), и это зло постоянно порождает конфликты и насилие. Мы уже говорили с вами, что первая война произошла в ангельском мире, и неизбежность войн в этом мире обусловлена тем, что в нем постоянно происходит борьба злой воли и доброй. И каждый раз встает вопрос: с кем ты? Или ты с Богом, с доброй волей, или со злой. И люди, которые пытаются выбрать срединный, нейтральный путь, как бы они это ни обосновывали, по сути, выбирают путь в небытие. И те, кто считают, что раз они не заняли четкую позицию, то им не придется отвечать, ошибаются. Это позиция молчаливого согласия, позиция Понтия Пилата, который, умыв руки, отдал Христа на распятие. — История колебаний Пилата, того, как он делал свой выбор, весьма драматична... Понтий Пилат — римский наместник в Иудее, понял, что Христа предали из зависти. Он трижды, как рассказано в Евангелии, обращался к первосвященникам со словами: «...какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23. 22). Но народ, подстрекаемый первосвященниками, требовал расплаты. Пилат, пытаясь снять с себя ответственность за решение, послал Иисуса на суд к Ироду, своему сопернику, правителю Иудеи, но Ирод, не найдя в Христе вины, «уничижив» Христа и «насмеявшись над Ним... отослал обратно к Пилату» (Лк. 23. 11). К Пилату приходила жена со словами: «...не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27. 19). Ей во сне было открыто, что будет совершаться неправедное деяние, и она пыталась уберечь мужа. Но толпа требовала от Пилата решения, требовала, чтобы Христа распяли, и он, повторюсь, трижды выходил к толпе и говорил: «...возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19. 6). Ему не хотелось брать на себя ответственность, и только тогда, когда Пилат понял, что под угрозой его собственное благополучие, он «взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27. 24) и предал Христа на распятие. То есть фактически содействовал Его убийству. Смотрите, Понтийский Пилат, по-видимому, принадлежавший к философской школе стоиков, которые искали истину, оказавшись перед ней (а Иисус говорит: «Я есть Истина»), не увидел ее. Больше того, он фактически предал Его на смерть, потому что в той ситуации только Пилат мог воспрепятствовать казни. — Финал жизни Пилата такой же, как у Иуды: он покончил с собой, ушел в небытие. Значит, третьей позиции нет, всегда — или ты с добром, или ты со злом. Как в истории Каина с Авелем: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». — Уклониться от выбора очень соблазнительно, эта позиция, как видите, не нова. Но суть, в том, что в этом мире просто невозможно балансировать — нет пространства, куда бы можно было уйти от выбора между добром и злом. Мы рождаемся тогда, когда призывает нас Господь, и Он призывает нас в конкретных условиях, в конкретной стране, и весь трагизм в том, что человеку постоянно приходится выбирать, становиться либо на сторону добра, либо на сторону зла. И выбор этот порой бывает жестким, но, не справившись с ним, неправильно поступив в каком-то конкретном случае, человек оказывается перед выбором еще более страшным. И уж если довелось воевать, то надо избегать того, чтобы в душе возникло злорадство, жажда смерти врага, всего того, что называют «греховной похотливостью». Потому что именно это искажает человеческую природу, влечет за собой психические расстройства и изменение личности. И если человеку так выпало, то он должен молиться Богу о том, чтобы Тот вразумил его, благословил его, и зло не коснулось его, не исказило его душу. Наш Миссионерский отдел, посылающий священников в «горячие точки», знает, в каких невероятно тяжелых условиях солдатам приходится выполнять свой воинский долг. Многие именно там, на передовой, принимают Крещение. И делают они это не из-за какого-то суеверного страха, а зная, что могут погибнуть, что у них нет возможности спрятаться за красивые рассуждения о чем-то, за какие-то обстоятельства, за чью-то спину. У них происходит переоценка ценностей, они начинают по-другому воспринимать жизнь. В Евангелии сказано, что люди, избравшие свет, Христа, живут во свете, а значит, со Христом и во Христе. Как бы ни складывались обстоятельства их внешней жизни. Мы видели матерей, чьи дети погибли во время войны, но они не озлобились, они не стали кричать: «Давайте всех убивать!» Есть много примеров, когда солдаты, даже спецназовцы, приходя из «горячих точек», становились священниками. Много таких случаев было и после Великой Отечественной войны. — Что подвигает к этому — раскаяние? —Их позвал Господь! Я думаю, что говорить о том, что эти люди стали священниками, чтобы замолить свои грехи, несправедливо. Здесь не такие приземленные мотивы, они глубже. У нас есть правило: если кто-то совершил преступление, пролив кровь невинного человека, то он уже не может приносить бескровную жертву у Престола Господня, то есть не может совершать Таинства Евхаристии, быть священником. Люди, о которых мы говорим, выбрали путь служения Богу, потому что они поняли, что есть другие средства борьбы со злом, более высшие. Они стали воинами — не физическими, а духовными.
Беседа 2 «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать…» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|