Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кому помогает Таинство Елеосвящения?




 

Владыка, сегодня, по просьбам наших читателей, продолжая тему «христианство и целительство», хотелось бы поговорить о Таинстве Елеосвящения, или Со­борования. Вокруг этого Таинства много суе­верий, предрассудков: часто больные боятся принимать это Таинство, считая, что собору­ют только безнадежно больных перед смер­тью. А некоторые думают, что Соборование противоречит обращению к врачам. Владыка, расскажите, пожалуйста, в чем суть этого Та­инства, как оно происходит и в каких случаях следует обращаться к нему?

—Таинство Елеосвящения — это священ­нодействие, во время которого при помаза­нии тела болящего елеем на него призывает­ся Божья благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. Это Таинство называют еще Соборованием, потому что оно должно совершаться собором священников, в иде­альном случае семью. Но оно может совер­шаться и меньшим числом священников и даже одним, потому что Таинство соверша­ется благодатью Божьей. В отличие от Таин­ства Крещения, которое может в определен­ных случаях, ради страха смертного, совершать и мирянин, для Таинства Соборования участие хотя бы одного священника необхо­димо, потому что только священник может властью, данной Христом, совершать отпу­щение грехов. Церковью установлено, что даже если Таинство совершает один священ­ник, что допускается в случае крайней необ­ходимости, все совершается так, как если бы Таинство совершалось от лица всех семи: чи­тается семь Апостолов, семь Евангелий, семь особых молитв с семикратным помаза­нием болящего. Поэтому даже в случае если Таинство совершалось меньшим, чем поло­жено, числом священников, оно не потеряло свою действенность. Как писали святые от­цы, «действительность помазания и всего Таинства в этом случае не сокращается в своей благодатной силе и пребывает всеце­лой и полной».

А в чем суть Таинства?

—Она в том, что за изнемогающего боль­ного перед Господом предстает целый собор Его служителей, и молитвой веры, от лица всей Церкви, умоляют Господа даровать не­мощному отпущение грехов, очистить его ду­шу от всякой скверны, и это очищение от­крывает путь для действия благодати Божьей.

Веществом Таинства служит освященное оливковое масло — елей. Еще с ветхозавет­ных времен елей знаменовал благодать, ра­дость, умягчение, оживление. Вспомним притчу о милосердном самаритянине, кото­рый елеем смазал раны человека, избитого разбойниками. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы «многих больных ма­зали маслом и исцеляли» (Мк. 6. 13).

То есть использование именно оливкового масла, масла молодых маслин, не случайно?

—Конечно, тут есть свои и символика, и смысл. Так же как и помазание — это значит взятие в удел Божий. В псалме мы читаем, что елей, проникая глубоко в тело (Пс. 108. 18), дает ему силу, здоровье, радость, исцеле­ние и спасение. Помазание крестом во имя Отца и Сына и Святого Духа — это как бы на­ложение крестного знамения, освящение крестным знамением духовных и физичес­ких сил. Помазание — это освящение, это внешний знак избрания Богом, которое со­провождается излитием Духа, овладевающе­го избранником. Поэтому елей связывают с излитием благодати, которую часто сравни­вают с елеем, потому что, как и он, она про­никает внутрь неуловимо. Помазание освя­щенным елеем во имя Отца и Сына и Свято­го Духа с молитвой сообщает благодатные Дары Святого Духа. И надо помнить, что в Таинстве Елеосвящения используется освя­щенный елей, и это освящение елея предше­ствует первому помазанию.

Само Таинство Елеосвящения было уста­новлено еще апостолами. У апостола Иакова мы находим такие слова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5. 14—15). И уже в древнехристианской пись­менности у святого Иринея Лионского и Оригена можно найти косвенные свидетель­ства о Таинстве Елеосвящения, а более позд­ние свидетельства о нем есть у святых Васи­лия Великого и Иоанна Златоуста, от кото­рых остались и молитвы на исцеление не­дужного, вошедшие потом в чинопоследова-ние Елеосвящения.

Владыка, а над всеми ли больными можно совершать это Таинство?

—Ну, во-первых, больные должны быть верующими. «По вере вашей да будет вам», — говорил Иисус. «Молитва веры исцелит бо­лящего» — читаем мы у апостола Иакова. Бо­лее того, Таинство Елеосвящения соверша­ется над болящими, способными сознатель­но принимать его и соучаствовать в молитве о себе. Местом совершения Таинства может быть храм или, по необходимости, помеще­ние, где находится больной. Таинство Собо­рования обычно предваряется исповедью и завершается Таинством Причащения.

Видимая сторона Таинства состоит в се­микратном последовательном помазании елеем священнослужителями болящего. Крестом помазываются лоб, ноздри, щеки, губы, грудь, обе стороны рук, и это помаза­ние сопровождается чтением отрывков из Апостола и Евангелия. При самом помаза­нии семикратно произносится молитва: «Отче Святый, врачу душ и телес, пославый единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющего, и от смерти избавляющего, исцели и раба Твоего (имя) от одержащие его (имя) теле­сные и душевные немощи, и оживотвори его благодатию Христа Твоего: молитвами Пре­святой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, предстательством чест­ных Небесных Сил бесплотных, силою Чест-наго и Животворящего Креста». Далее в мо­литве перечисляются апостолы и святые, чьего предстояния перед Господом мы мо­литвенно просим.

Владыка, а почему в Таинстве фигурирует число семь? Это не случайно?

—У нас есть семь даров Святого Духа (Ис. 11. 2-3), это согласуется с числом молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4. 35). Число семь не случайно.

И тут важно понимать, что Таинство Еле­освящения, — это прежде всего молитва, а не какое-то магическое действие, обращенное к Господу. Помощь совершается тогда, когда человеку отпускаются его грехи. То есть грех изгоняется из тела человека, поэтому во вре­мя Елеосвящения совершается также Таин­ство Исповеди. Не случайно по окончании Соборования священник после прочтения молитв раскрывает Евангелие и возлагает его на голову больного. И дальше читается разрешительная молитва: «Царю Святый не полагаю мою руку на главу пришедшего к Тебе.., но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии семь, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (имя) и мо­люсь с ними». Из этой разрешительной мо­литвы видно, что возложение Евангелия служит образом возложения руки Самого Господа.

Когда мы говорим о Таинстве Елеосвяще­ния, надо понимать, что это как раз помощь тем людям, которые духовно и физически ослабели, и в Таинство они призывают к по­мощи Божьей. И тут принципиально важно остановиться на том, как верующий должен воспринимать свою болезнь. Я думаю, что здесь уместно процитировать святого пра­ведного Иоанна Кронштадтского. Вот что он писал о скорбях и болезнях: «Великий учи­тель — скорби показывают наши слабости, страсти, нужду в покаянии, скорби очищают душу, вытрезвляют ее... низводят благодать в душу, смягчают сердце, внушают отвраще­ние к греху, утверждают в вере, уповании и добродетели». И дальше он пишет, что если в твоем болезненном состоянии «молитва твоя бывает холодна, бывает исполнена уны­ния и некоторого отчаяния — не отчаивайся и не унывай, ибо Господь знает твое болез­ненное и претрудное состояние. Молись с немощью, молись сколько есть сил, и Гос­подь не презрит немощи плоти и духа твое­го». То есть Он не оставит тебя без внимания. Отсюда такое христианское отношение к бо­лезни как к учителю жизни: болезни способ­ны изменить жизнь человека не только с точки зрения того, что меняется ритм и об­раз жизни человека, но они способны изме­нить его духовный взгляд на происходящее. Человек начинает постигать жизнь совер­шенно по-другому.

Кроме исцеления и облегчения болезней, в Таинстве Елеосвящения сообщается бла­годать Божья исцелять душевные недуги, поднимать и укреплять духовные силы чело­века, подавленного физической немощью. И если даже после принятия Таинства боль­ной и не получает выздоровления или облег­чения, то ему даются душевный мир, спо­койствие совести, твердость и мужество духа легче переносить свою болезнь и всецело предаться воле Божьей. И это тоже сверхъес­тественный дар благодати Божьей, потому что сам больной бывает не в силах создать в себе такое просветление и мощь души, то есть в состоянии телесной и физической слабости, духовное врачевание Таинства Со­борования, не устраняя действия сил и зако­нов природы, оказывает человеку помощь, необходимую для его спасения. Мне в своей практике часто приходится сталкиваться с тем, как люди, которые сами себя считали уже фактически безна­дежными, находили в себе веру обратиться к Таинству Соборо­вания, и происходило чудо - они выздоравливали.

 

Глава 7

Самые главные вопросы

Беседа 1

Шестая заповедь

 

Владыка, 9 мая Русская Православная Церковь поминает всех усопших воинов и этим самым освящает воинский подвиг. Какой смысл вкладывает Церковь в само это понятие?

—Великая Отечественная война началась в День Святых, в земле Российской просиявших, и митрополит Вениамин (Федченко), находившийся тогда в Америке, увидев в этом глубокий смысл, сказал, что он верит, что Небесное Воинство – Святые земли Русской - помогут нам справиться с этим злом. А первым, кто вообще обратился к народу, а это было самое начало войны, был место­блюститель Патриаршего престола митро­полит Сергий, который выступил с воззва­нием и призвал к защите Отечества. Не строя, не политических институтов, а Отече­ства — земли предков. Именно Церковь — го­нимая, истерзанная — в этот трудный мо­мент оказалась с народом.

Но, кажется, есть противоречие в том, что христианин участвует в военных действиях, тогда как всем известны слова Христа о том, что если тебя ударили по правой щеке, под­ставь другую, или слова, сказанные Христом апостолу Петру: «...взявшие меч, мечом погиб­нут» (Мф. 26. 52).

—Христос отменяет ветхозаветный закон кровной мести. Он говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я гово­рю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5. 38—39). Тут надо вниматель­но читать: что такое удар по правой щеке? Если ударить правой рукой, то попадешь в левую часть лица, а по правой щеке можно ударить только тыльной частью ладони — это не тот удар, который причинит боль, это скорее оскорбительный жест. Эти слова Христа об отмене мести, призыв к смире­нию. Ведь если ты смиряешься, подставляешь другую щеку, то этим ты даешь оскорби­телю шанс измениться. Христос таким обра­зом призывает остановить распространение зла и смирением призвать обидчика к пока­янию.

Слова «взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26. 52) сказаны, когда стражники вме­сте с Иудой пришли Его арестовывать. Но, смотрите, Христос Сам назвал им Свое Имя и добровольно исполнил закон, хотя знал, что суд, на который Его звали, будет непра­ведным. И когда Петр, из лучших побужде­ний, желая защитить Христа, первым схва­тился за меч и отсек одному из стражников ухо, Христос, «коснувшись уха его, исцелил его» (Лк. 22. 51). И сказал Петру: «...или ду­маешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф. 26. 53). В этом эпизоде важно, что Христос добро­вольно подчиняется закону, и то, что не вся­кое взятие оружия является благословен­ным. Петр выхватил меч первым, до него никто оружия не обнажал, и Христос останав­ливает его.

Значит, Христос подает нам пример необ­ходимости исполнения наших гражданских обязательств? Может быть, сейчас стоит от­ветить на письмо нашей читательницы из Ом­ска, которая спрашивает, должен ли ее сын, христианин, служить в армии.

— Мы не выбираем, где нам родиться, и если Господь призвал нас родиться в дан­ной стране, в данное время, значит, мы не­избежно вступаем в отношения с тем, что нас окружает. И тогда мы должны испол­нить заповедь «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22. 21), а это значит, что граж­данин должен подчиниться законам того гражданского общества, в котором живет. Вспомним Евангельский эпизод, когда фарисеи спросили Христа: «Учитель! мы зна­ем, что Ты справедлив,...и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Те­бе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?» (Мф. 22. 16—17). Это была ловушка, потому что если бы Христос сказал, что надо платить дань за­хватчикам, то Он бы стал врагом иудеев, а если бы Он сказал, что не надо, то Его можно было бы обвинить перед Пилатом, римским наместником, в том, что Он под­стрекает народ против Рима. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры?» (Мф. 22. 18) и попросил принести монету, которой платили подать. И когда принесли динарий, спросил: «...чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак от­давайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22. 20-21).

Если мы возьмем Святцы Русской Право­славной Церкви, то окажется, что большин­ство русских святых — это или князья, то есть руководители дружин, защищавших русскую землю, или монахи. И это симво­лично, потому что у христианина есть два средства противостоять греху, остановить зло. Первое — это молитва. Но если человек недостаточно научен в молитве, если она не может остановить громаду зла, то тогда, что­бы защитить своих близких, свою Родину, он должен прямо остановить зло — и это второй путь. Апостол Павел говорил, что надо по­мнить: борьба идет не с плотью и кровью, а «против духов злых поднебесных» (Еф. 6. 12). Это духовная брань. Но когда зло воплоще­но, когда человек начинает реально высту­пать носителем зла, то это зло можно унич­тожить только прямым противодействием. Такой воинский подвиг благословляется, мы называем его «священный долг». Это действительно долг — то есть то, что человек дол­жен отдать.

А как же заповедь «не убий»?

— Кроме шестой заповеди Моисея «не убий», у нас есть слова Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», и «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Любая война есть зло. «...весь мир лежит во зле», — говорит апостол Иоанн (1 Ин. 5. 19), и это зло постоянно порождает кон­фликты и насилие. Мы уже говорили с ва­ми, что первая война произошла в ангель­ском мире, и неизбежность войн в этом мире обусловлена тем, что в нем постоян­но происходит борьба злой воли и доброй. И каждый раз встает вопрос: с кем ты? Или ты с Богом, с доброй волей, или со злой. И люди, которые пытаются выбрать сре­динный, нейтральный путь, как бы они это ни обосновывали, по сути, выбирают путь в небытие. И те, кто считают, что раз они не заняли четкую позицию, то им не при­дется отвечать, ошибаются. Это позиция молчаливого согласия, позиция Понтия Пилата, который, умыв руки, отдал Христа на распятие.

История колебаний Пилата, того, как он делал свой выбор, весьма драматична...

Понтий Пилат — римский наместник в Иудее, понял, что Христа предали из зави­сти. Он трижды, как рассказано в Еванге­лии, обращался к первосвященникам со словами: «...какое же зло сделал Он? я ни­чего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23. 22). Но народ, подстрекаемый первосвященника­ми, требовал расплаты. Пилат, пытаясь снять с себя ответственность за решение, послал Иисуса на суд к Ироду, своему со­пернику, правителю Иудеи, но Ирод, не найдя в Христе вины, «уничижив» Христа и «насмеявшись над Ним... отослал обратно к Пилату» (Лк. 23. 11). К Пилату приходила жена со словами: «...не делай ничего Пра­веднику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27. 19). Ей во сне было открыто, что будет совершать­ся неправедное деяние, и она пыталась убе­речь мужа. Но толпа требовала от Пилата решения, требовала, чтобы Христа распя­ли, и он, повторюсь, трижды выходил к толпе и говорил: «...возьмите Его вы и рас­пните; ибо я не нахожу в Нем вины» (Ин. 19. 6). Ему не хотелось брать на себя ответ­ственность, и только тогда, когда Пилат понял, что под угрозой его собственное благополучие, он «взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в кро­ви Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27. 24) и предал Христа на распятие. То есть фактически содействовал Его убийству. Смотрите, Понтийский Пилат, по-видимо­му, принадлежавший к философской шко­ле стоиков, которые искали истину, оказав­шись перед ней (а Иисус говорит: «Я есть Истина»), не увидел ее. Больше того, он фактически предал Его на смерть, потому что в той ситуации только Пилат мог вос­препятствовать казни.

Финал жизни Пилата такой же, как у Иу­ды: он покончил с собой, ушел в небытие. Значит, третьей позиции нет, всегда — или ты с до­бром, или ты со злом. Как в истории Каина с Авелем: «Если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит».

— Уклониться от выбора очень соблазни­тельно, эта позиция, как видите, не нова. Но суть, в том, что в этом мире просто невоз­можно балансировать — нет пространства, куда бы можно было уйти от выбора между добром и злом.

Мы рождаемся тогда, когда призывает нас Господь, и Он призывает нас в конкретных условиях, в конкретной стране, и весь тра­гизм в том, что человеку постоянно прихо­дится выбирать, становиться либо на сторо­ну добра, либо на сторону зла. И выбор этот порой бывает жестким, но, не справившись с ним, неправильно поступив в каком-то конкретном случае, человек оказывается пе­ред выбором еще более страшным.

И уж если довелось воевать, то надо избе­гать того, чтобы в душе возникло злорадство, жажда смерти врага, всего того, что на­зывают «греховной похотливостью». Пото­му что именно это искажает человеческую природу, влечет за собой психические рас­стройства и изменение личности. И если человеку так выпало, то он должен молиться Богу о том, чтобы Тот вразумил его, бла­гословил его, и зло не коснулось его, не ис­казило его душу.

Наш Миссионерский отдел, посылающий священников в «горячие точки», знает, в ка­ких невероятно тяжелых условиях солдатам приходится выполнять свой воинский долг. Многие именно там, на передовой, прини­мают Крещение. И делают они это не из-за какого-то суеверного страха, а зная, что мо­гут погибнуть, что у них нет возможности спрятаться за красивые рассуждения о чем-то, за какие-то обстоятельства, за чью-то спину. У них происходит переоценка ценностей, они начинают по-другому восприни­мать жизнь. В Евангелии сказано, что люди, избравшие свет, Христа, живут во свете, а значит, со Христом и во Христе. Как бы ни складывались обстоятельства их внешней жизни. Мы видели матерей, чьи дети погиб­ли во время войны, но они не озлобились, они не стали кричать: «Давайте всех уби­вать!»

Есть много примеров, когда солдаты, даже спецназовцы, приходя из «горячих точек», становились священниками. Много таких случаев было и после Великой Отечествен­ной войны.

Что подвигает к этому — раскаяние?

—Их позвал Господь! Я думаю, что говорить о том, что эти люди стали священниками, что­бы замолить свои грехи, несправедливо. Здесь не такие приземленные мотивы, они глубже. У нас есть правило: если кто-то совершил преступление, пролив кровь невинного человека, то он уже не может приносить бескровную жертву у Престола Господня, то есть не мо­жет совершать Таинства Евхаристии, быть священником. Люди, о которых мы говорим, выбрали путь служения Богу, потому что они поняли, что есть другие средства борьбы со злом, более высшие. Они стали воинами — не физи­ческими, а духовными.

 

 

Беседа 2

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать…»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных