ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема аффеков в античной психологиАристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных или телесных: удовольствие – беспрепятственной протекание, неудовольствие – их нарушение. Чувства тесно связаны с деятельностью. «Удовольствие придает совершенство и полноту деятельности, а значит – и самой жизни» Чувства могут быть осознаны разумом и потому необязательно сказываются на поведении. В отличие от чувств аффекты - наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций – мало поддаются рациональному осмыслению. Аффект всегда приводит к спонтанному поведению или к изменению ранее планировавшегося действия. Аффекты: влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть, жалость – все то, что сопровождается удовольствием или страданием. Аффект – это страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием меняются прежние решения. Аффект сопровождается телесными изменениями. Каждый поступок сопряжен с аффектом. Каждой ситуации соответствует оптимальная аффективная реакция на нее. Если эта реакция является избыточной или недостаточной, то люди поступают дурно. Составная часть учения об аффектах – понятие катарсиса, т.е. очищение аффектов. С аффектами надо бороться, это необходимо для обретения свободы и разумности поведения. Аффект нельзя победить, но его можно предупредить, очиститься от аффекта, от накопившегося эмоционального напряжения. Это можно сделать с помощью катарсиса. Это понятие заимствованно у Гиппократа. Применительно к аффектам катарсис – эмоционально окрашенное эстетическое переживание под влиянием искусства. Аффекты – противоразумные непроизвольные движения души. Основные аффекты: Печаль – неразумные впечатления от наличного зла. Страх – неразумное ожидание зла. Желание – неразумное стремление к тому, что кажется благом. Удовлетворение – неразумное возбуждение от наличного блага. Всего порядка 26 аффектов – выриации четырех основных. Аффект – это процесс: телесные изменения +мнения суждения аффект. Стоики разработали теорию аффектов и методы борьбы с ними. Они открыли, что аффекты связаны с телесными изменениями.
Проблема воли разрешается Демокритом на основе учения о необходимости и случайности. Эпикур считал, что каждый человек наделен элементом свободы воли, он является активным действующим субъектом. Стоики: человеку остается добровольно принять предписание рока. В этом добровольном следовании необходимости и заключается свобода. По учению стоиков. Характер — это определенность, печать своеобразия, которое отличает поступки одного человека от др и выражает специфическое отношение человека к миру, к себе, к другим. Наиболее существенные черты характера: мужество, самонаблюдение, спокойствие духа, справедливость. Характер основывается на мировоззрении, опирается на представления о благе, зле и безупречности. Эпикур - каждый человек наделен свободой воли. Он находится не только под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, исполняющим намерения и достигающим блага при жизни. Лукреций: диалектическая концепция соотношения свободы воли и необходимости. Стоики: поскольку все в действительности подчиняется закономерности, происходящее с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумолимое действие объективных обстоятельств. Человеку остается добровольно принимать предписанной судьбой. В этом следовании необходимости заключается свобода – подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя вопреки обстоятельствам (идея, развитая далее в христианстве)
Исследуя познавательные процессы, Платон говорил об ощущении, памяти и мышлении, причем он первым заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дает памяти определение и считает ее одним из важнейших этапов в процессе познания окружающего. Сам процесс познания у Платона, как уже говорилось, представал в виде припоминания; таким образом, память являлась хранилищем всех знаний, как осознаваемых, так и не осознанных в данный момент. Однако Платон считал память, как и ощущения, пассивным процессом и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью, о чем говорил еще Сократ. Платон развивает идеи Сократа, доказывая, что мышление есть диалог души с собой (говоря современным языком, внутренняя речь). Тем на менее возможность проникнуть в суть вещей у человека существует, и связана она с интуитивным мышлением, с проникновением в глубину души, которая хранит истинные знания. Они открываются человеку сразу, целиком. (Этот мгновенный процесс похож на "инсайт", который позднее будет описан гештальт-психологией. Однако несмотря на процессуальную схожесть интуитивного мышления с "инсайтом" они различны, по содержанию, так как озарение Платона связано не с открытием нового, но лишь с осознанием того, что уже хранилось в душе.) Он впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума. (Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов.)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|