ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие психологических идей в средневековой арабоязычной науке(Авиценна, Аверроэс,Альгазен)Авиценна (980-1037) один из самых выдающихся врачей в истории медицины. Разработал так называемую теорию двух истин. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе - религиозно-философское и естественно-научное. Изучая процесс познания, Авиценна подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное - то, что характеризует именно эту вещь. Такие разные свойства есть во всех окружающих предметах, в том числе и в человеке, и они являются предметом исследования разных наук. Т.о. медицина и психология имеют особый предмет. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное. Обобщенное знание изучения поведения живых существ и их проявлений, с которыми имеет дело практическая медицина, было изложено в трактате Авиценна «Канон врачебной науки». Авиценна учил, что, используя факты, можно объяснить и такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций. Аверроэс (1126-1198). Религию можно рассматривать как верование, содержащее в иносказательной форме философскую истину. Следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Аверроэс тщательно изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Вместе с распадом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. Универсальный для всех людей разум сохраняется после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Не отрицая индивидуальных способностей, ограничивающих возможности каждого отдельного человека, Аверроэс подчеркивал, что возможности человека в постижении истины неограниченны, и важно только научить людей правильно мыслить, привить им желание размышлять. Общая способность к мышлению, познанию мира и его законов, будучи врожденной, присуща каждому человеку. Бессмертный разум отделялся от смертной души. Способность к мышлению является потенциальной. Как солнце воздействует на глаз, вызывая в нем ощущение света, так и всеобщий разум, воздействуя на наши потенциальные способности, вызывает в нас мысли. Для их актуализации, осознания необходимы определенные условия, в частности познавательная мотивация, внешние впечатления, хорошие учителя. Альгазен (1126-1198)основной труд- «оптика». Причина возникновения зрительного образа-законы отражения и преломления света. Изучал бинокулярное зрение, феномен контраста, открыл, что для возникновения зрения необходимо движение глаз. Восприятие тесно связано с мышлением, изучал вопрос о длительности психических процессов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|