Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология Декарта.




Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для физиологии и психологии. По декартовой схеме внешний импульс приводит эти воздухообразные частицы в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин "рефлекс" и означал отражение. Реакция мышц – неотъемлемый компонент поведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось "Страсти души". Это название следует пояснить, так как и слово "страсть", и слово "душа" наделены у Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души" – все, что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности. Отныне предметом психологии становится сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: "Я мыслю". А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм ("Мыслю – следовательно, существую"). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует. Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "машину" работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз). Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат, "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.

 

 

ДЕКАРТо страстях

«Страсти души»(чувство и опыт- основной источник заблуждений. Истина открыта только разуму. В основе достоверного знания лежит:: 1.интуиция- бесспорная идея, присутствующая в уме и еще не доказанная. 2.использование разума или сознания. Человек - мыслящая субстанция. Сущностью души является мышление или сознание. В мышлении есть 3 вида идей: врожденные идеи (идеи Бога, числа, телесности и воли), приобретенные идеи, сотворенные идеи. Бог сотворил мир, а в дальнейшем вся природа развивалась по законам механики. Заблуждения в познании вызываются свободной волей.Человек состоит из независимых др.от др. субстанций: тело и душа.).Дает схему рефлекса. Главное свойство тела- движение. Место встречи души и тела- эпифиз. «Учение о страстях»(страсти подразделяются на 3 группы: 1.физиологические- воздействие внешних предметов.2.психологические- желание, надежда, страх, любовь и ненависть, душа и тело в ед-во.3.моральные –связаны со свободой воли. Сущ. 2 пути управления страстями: 1.переход к другому виду д-ти,2.использование разума.

 

СПИНОЗА.

Осн.труд: «Этика». Познание: противопоставляет чувственное и рациональное познание. достоверное знание получается на основе логического мышления и выступает в форме общих понятий. в основном это математические понятия. высшая форма познания- интеллектуальная интуиция. Душа и тело: монистическое учение. субстанция- причина самой себя. отождествление понятия Бога и природы.субстанция состоит из модусов. человек-модус природы. Человек может познать 2 свойства: протяженность, мышление. Теория аффектов или страстей: аффекты- побудительные силы человеческого поведения. выделяют 3 фундаментальных аффекта: влечение, радость, печаль. Остальные образуются на их основе, путем: изменения наших представлений, через сопереживания, по ассоциациям. Для управления аффектами необходимы навыки и старания. Аффекты делятся на полезные и вредные.

 

19.ЛОКК. Осн.труды: трактат «опыт о человеческом вразумении» и трактат «мысли о воспитании». Главная научная проблема – определения возможностей человеческого познания. Познание основывается на опыте. Критиковал теорию врожденных идей Декарта. Признавал наличие анатомо-физиологических задатков. Разум человека может комбинировать идеи, но сам их производить не может: 2 типа опыта: 1)внешний опыт- ощущение материальных предметов, идеи ощущений; 2)внутренний опыт – особая внутренняя деятельность души, идеи рефлексии. Сознание – это восприятие душой того, что происходит в ней самой. Ощущение- это начальная ступень сознания)душа при возникновении ощущений, пассивна. Более сложные процессы требуют активности души. Душа комбинирует сложные идеи из простых. Локк выделил 4механизма комбинирования сложных идей из простых: 1)ассоциации(неестественная связь идей); 2)соединение; 3) сравнение 4)абстрагирование (2,3,4- под контролем разума) Познание-это установление степени согласованности идей. 3 уровня познания: 1) чувственное познание (на основе опыта и ощущений); 2)доказательные(демонстративный),3) интуитивный (явления непосредственной очевидности). 2 группы качеств: первичные, вторичные.Г. ЛЕЙБНИЦ Тайный советник Петра 1 Осн. труды: «Монадология», «Новые опыты о человеческом вразумении». Разрабатывал идею динамизма(конечной цели). Осн. его психологического учения монадамизма: мир состоит из простых и неделимых субстанций – монад. Монады – элементы всех вещей. Монада психична и обладает способностью воспринимать все, что происходит во вселенной. Осн. св-ва монады – восприятие и активность. 4 типа монад: 1) чистые монады(самые простые, они обладают активностью, но отсутствует восприятие, это неживая, но активная материя); 2) монады души(обладают смутными представлениями, это растения и животные); 3) монады духи(ясное и отчетливое восприятие, это человек); 4)Боги и ангелы (бестелесное существо обладающее более ясными и отчетливыми знаниями). Лейбниц разрабатывает учение о бессознательных восприятиях. Ввел понятие апперцепция. Апперцепция – это особая сила духа, которая вместе с воздействиями из вне опред-т наше познание и поведение. Монада- это замкнутый в самом себе мир. Лейбниц, по вопросу души и тела, предерживается концепции психофизического параллелизма эта концепция говорит, что душа и тело автономны, совершают свои операции независимо друг от друга. Но они должны находиться в гармонии. Теория познания признавал наличие некоторых интеллектуальных идей, а так же наличие склонности и предположения. Душа – это груда мрамора,прожилки которой уже имеют очертания фигуры. Чувств. Познания способно обеспечивать ошибки и быть не точными. Истинное познание возможно на основе разума и интуиции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных