ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Становление и развитие французской эмпирической психологии в 18 веке.КОНДИЛЬЯК Самый известный его трактат «Трактат об ощущениях». Доказывал ведущую роль ощущений в познании и в возникновении др.психических процессов. Отрицал наличие рефлексии. Наш опыт основывается только на ощущениях. Образ статуи, которая первоначально была способна только к ощущениям. Различие ощущений вызывают чувства удовольствия или не удовольствие, которые соотносятся с определенными действиями. При….. прежних впечатлений связанных с удовольствием превращается в потребность которая нач.руководить поведением человека. д. обозн.потребн.появл. аффекты,воля речи т.д. Превосходство человека над животными и определял совершенством ощущений, наличием представлений и речи. Д. ДИДРО наиболее известные работы «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д,аламбера с Дидро». Говорил о единстве материального мир. Высказал гипотезу о родственности всех видов органической жизни, происходящих из одного источника живых молекул рассеянных во всей материи. Молекулы способны ощущать,т.е.высказывал идеи биол.эволюции. Основа познания – ощущения. Все другие познавательные процессы формируются на основе ощущений. Ощущения не совсем объективны и точны. Необходимо проверить наши ощущения измерениями и опытом. ГЕЛЬВЕЦИЙ его самые известные работы «Об уме», «О человеке». В основе всего познания лежат ощущения, но кроме ощущений еще и память играет важн.роль. Память – это ослабленные длящиеся ощущения. Изучал способности. Ведущую роль на разв. способностей отводил соц.среде. Разделял душу и дух. Душа = психике и познанию - это вражд.способность каждого живого существа. Содержание души - ощущение и себялюбие. Дух – это совокупность мыслей понятий, приобретенных в процесс жизни и обучения. Наибольшее значение среди духовных качеств отводил способностям. Способности – вор-ть хорошо или отлично выполнять опред.деят-ть. Придерживался концепции всеобщего равенства людей. Различия объяснял средой человека. ЛАМЕТРИ наиболее известный трактат «Человек-машина», а первой его работой была книга «Естественная история души». Был атеистом, говорил о материалистических принципах организации души. Душу невозможно отделить от тела. Тело человека – это машина. Человек – это чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат. Материя – это единственная субстанция, обладающая св-вами движения, протяжения и мышления. Простейшая форма мышления – чувствование. Мир представлен 3 царствами: неорганическое, растительное и животное. Доказывал, что человек это то же самое животное, только имеет большее количество потребностей является мерилом ума. Потребности являются активностью человека. разом и чувства трактовал как механическое движение животных духов от периферических нервов в головном мозге и обратно. Сама природа создала человека таким. Мышление- сравнение и комбинирование представлений, возникающих на основе памяти и ощущений. Связывал развитие способностей с конституцией человека, жизненным опытом и привычками. Первым начал исследовать внимание как отдельный психический процесс. Специфика внимания сост.в улучшении деятельности др. коллективных процессов. В конце свое жизни написал трактат «Человек растение». Понятие души совсем не нужно, можно использовать понятие мышление. Первый кто высказал мысль, что люди происходят от животных. Люди от природы злые, хитрые и опасные животные, доброта – продукт воспитания. Важный признак развития человека способность усложнять.
22.Психологическая мысль в России 18 века.. Основы материалистической русской психологии заложил Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). Психологические воззрения Ломоносова развиваются в связи с научными исследованиями (природы, русского языка и др.). Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения («Слово о происхождении света», 1757). В самом начале XIX в. (1801) Т. Юнг, английский физик и врач, также выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, впоследствии капитально разработанную Г. Гельмгольцем. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи. Идеи Ломоносова развивал писатель и философ А. Н. Радищев. Базой его научных идей было революционно-демократическое мировоззрение; не меньше, чем его материалистические взгляды, его психологию определяла гуманистическая этика. Полемизируя с дуализмом Декарта, Радищев утверждал: «Все силы и самая жизнь, чувствования и мысль являются не иначе как вещественности совокупны...В видимом нами мире живет вещество одинакородное, различными свойствами одаренное...». Он отрицал существование души как самостоятельной субстанции: «То, что называют обыкновенно душой, т. е. жизнь, чувственность и мысль, суть произведения вещества единого, коего начальные и составительные части суть разнородны и качества имеют различные...». Психика является функцией известных органов тела — нервов и мозга и без них невозможна. Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни человека: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний, особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей. Критикуя утверждение Гельвеция, «что человек разумом своим никогда природе не обязан», Радищев заключает: «...признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем. Воспитание, от нее зависящее, или развержение сил, остаются во всей силе; но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему содействовать будут всегда в разных степенях обстоятельства и все, вне нас окружающее». Однако эти различия между людьми «токмо в одной степени, а не в существенности» и не являются препятствием для каждого к совершенствованию. Вопросу о бессмертии души А. Н. Радищев посвящает философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», написанный во время ссылки в Сибири: «Я зрю везде смерть, т. е. разрушение; из того заключаю, что и я существовать перестану...смерть всего живущего заставляет ожидать того же жребия». Однако в результате мучительных размышлений Радищев склоняется все же к выводу о неразрушимости специфически человеческой особенности — «мысленности». Через сомнение, допуская непоследовательности в рассуждениях (как согласовать, например, такие положения, как «мысленность есть вещественности свойство», и утверждения о бессмертии души), Радищев пытается выявить силу, которая обеспечивает единство — «сцепление» — всех составляющих человека частей и сил. Обращаясь к мышлению, он критикует сенсуализм Гельвеция («мысль от чувств есть нечто отдельное»). Выражением активной природы человеческого мышления является внимание. Власть человека распространяется не только на мысль: столь же властен человек над своими желаниями и страстями, да и над телом.
23.Психологические идеи в немецкой классической философии к.18 – н.19 веков. КАНТ Начинал развивать идеи эмпиризма. Осн.работы «Критика чистого разума»- вней изложена теория познания. «Метофизика морали»-затрагиваются проблемы морально-нравственного развития человека. Ощущения могут возникать только под воздействием внешнего толчка или побуждения. Не мог объяснить исходя из свое теории формирование отвлеченных представлений(пространства и времени),поэтому сделал вывод о существовании априорного знания(или доопытного или врожденного). Сущ-т 2 мира: 1)мир вещей – «вещи в себе»2)мир явлений- феномены или «вещи для нас». «Вещи в себе» непознаваемы, это все реальные предметы вне нас. Явление можно познать познание м.б.только с помощью ощущений. Психология изучает только явления сознания, поэтому она ограничена. Настоящими науками считал математику и механику. Предмет психологии-это явления сознания, обнаруживаемые при помощи внутреннего чувства. Псих-я наука о явления сознания. К явления сознаниям сознания относятся 3 акта: познавательные, эмоциональные,волевые. «Вещи в себе» априорное знание, которое усваивается благодаря активности души. Душе свойственна врожденная активность. Для хар-ки спонтанной врожденной активности души ввел понятие трансцендентальная апперцепция. Трансцендентальная апперцепция это психическая активность, благодаря кот.человек осознает мир и себя постоянным и целостным. Ввел понятие моральный императив, он состоит в том, что чел.всегда должен поступать так, чтобы пр-пы кот.он руководствуется могли стать всеобщими. ШЕЛЛИНГ представитель классического немецкого идеализма. В его научной деятельности можно выделить 5 периодов:1) натурфилософия. природа – самостоятельная реальность, форма бессознательной жизни разума, назначение которой порождение сознания. Всякое природное тело- это продукт взаимодействия противоположно действующих сил.человек –это часть природы.2)трансцендентальный идеализм. Деятельность состоит из 2-х сфер: теоретическая (ощущение,созерцание,представление,суждение,разум), практическая(воля-она проходит ряд ступений развития высшая ступень развития-нравственное действие отн-но самого себя). Главная цель чел. Я – бесконечность(точка равновесия между сознанием и бессознательным). Искусство – это та сфера где человек может достигнуть бесконечности, там соединяется сознание и бессознательное.3) философия тождества. Осн.понятие – интеллектуальная интуиция (форма созерцания абсолюта) абсолют –нечто что выше Бога и вселенной. Он порождает Вселенную. Он бесконечность человек стремится познать абсолют с помощью разума. 4)философия свободы.пытается ответить «почему мир возникает из абсолюта?». Нельзя рационально объяснить это иррациональный первичный факт корреляющейся к стремлению свободы. В Боге можно выделить: собственно Бога, нечто неразумное темнобезосновность 5) положительная философия. Филос.-это рац.объяснение фактов. Воля-нерац. Поэтому она не может быть предметом психологии. ФИХТЕ Развил идеи об активности субъекта, «Я», о дея-ти субъекта, о деятельной стороне субъекта, трантул ее идеалистически. По Фихте есть безусловная абсолютно творческая способность – «разумная воля»,которая реализуется в эмпирическом человеческом существе и отличает человека от других явлений природы. Сущность «Я» составляет деятельность. Субъект – прежде всего действующий субъект. Деятельная природа человека проявляется в его внешнем – телесном облике, составляя принципиальное отличие человеческого тела от тела животного. Тело человеческое не завершено при рождении и до конца формируется духом, т.е.свободной волей. Разработал особ.науку - наукоучение(о знании и об опыте) ГЕГЕЛЬ психология один из разделов учения о субъективном духе. Индивидуальное сознание проходит 3 ступени. На первой дух в непосредственном сплетении с телом (дух как душа)составляет предмет антропологии. На второй рефлексии – дух представляет сознания. Явление сознание составляют предмет феноменологии духа. На третьей дух, как он обнаруживает себя в качестве ума(теоретический дух, т.е.познание),воли(практический дух)и нравственности(свободный дух) эта ступень развития духа составляет предмет собственной психологии. Человеческое сознание обнаруживается в самых разнообразных проявлениях творческой активности человека в практике. В тоже время в источнике мышления, его бесконечной творческой мощи остаются здесь необъяснимыми. ФЕЙЕРБАХ в философии утверждается материалистический подход к пониманию психики. Темой его философии является, человек как субъект мышления. Согласно антропологическому принципу человек рассматривается в единстве тела и души. Фейербах не отрывал и не противопоставлял человека природе, считал его продуктом и частью природы. Указав на принципиальную недостаточностью интроспективной психологии, в которой явления сознания рассматриваются в их обособлении от всех реальных связей, Фейербах подчеркивает обусловленность сознания объективными материальными процессами, прежде всего мозговыми. В нашем сознании и чувства пропадают только заключения, а не посылки, только результаты, а не процессы организма. Чувство любви – это главная мотивация. Человек –это наивысшая ценность, а не какой-то вымышленный Бог. Антрополагизм- центр всего человек. В основе всех поступков человека лежит стремление к счастью, добиться которого может в единстве и в общении с другими людьми. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|