ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 2. Организация исследования.Исследования А.И. Захарова показывают, что в младшем школьном возрасте в наибольшей степени выраженным явился страх, связанный со школой, причём он конкретизировался преимущественно в боязни опоздать в школу, что было наиболее характерно для девочек. В этот же период выраженными оказались магические страхи, боязнь несчастья, беды. В подростковом возрасте у всех участвующих в опросе девочек выявилась боязнь смерти родителей. Наибольшего пика к 18-20 годам достигают межличностные и другие социальные страхи, такие как страх одиночества, страх сделать что-нибудь не так, некоторых людей, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх не справиться с порученным делом. В диссертационном исследовании страхов младших школьников Л.С. Акопян показано, что испытуемые при описании страхов в пространственно временном измерении самым опасным местом считают улицу, а самым безопасным – дом. Во временном измерении в прошлом преобладал страх животных, в настоящем - учебные страхи. В большом исследовании, проведённом А.М. Прихожан, посвященном изучению содержания страхов школьников были получены интересные результаты, связанные с динамикой страха. На первом этапе исследования (79-82гг.) у всех испытуемых независимо от пола страхи фокусировались у учащихся младших классов на школьных проблемах, у подростков - на взаимоотношениях со сверстниками, у старшеклассников - на проблемах, связанных с отношениями со взрослыми и боязнью личной несостоятельности. На втором этапе исследования (89-92 гг.) практически на всех возрастах выявились половые различия. У девочек всех возрастов первоочередными были проблемы семьи: страхи смерти, болезни, отрицательных переживаний родителей. У мальчиков в этот период преобладал страх глобальных катастроф, в подростковом возрасте особенно высок страх физического насилия. На третьем этапе исследования (96-97гг.) у школьников увеличилась выраженность «архаических» и «магических» страхов. Страх физического насилия приобрёл характер и социальный, и витальный . Анализ исследований детских и подростковых страхов позволяет заключить, что основная часть переживаемых страхов закладывается в детстве, но при этом каждый возрастной этап развития характерен проявлением определённых видов страха. Подводя итоги этому короткому обзору исследований, посвященных страху, можно сказать, что, несмотря на большое число исследований тревоги и страха в зарубежной и отечественной психологии, существует много неясностей относительно степени выраженности.
Объектом исследования будут являться человеческие страхи. Предметом – наиболее выраженные формы страхов.
Целью данной работы является диагностика страхов, исследование степени выраженности разных страхов у студентов, выявление возрастной динамики страхов, изучить половые различия в степени выраженности разных видов страха.
За гипотезу принимаем мнение о том, что:
Для диагностики страхов применялся опросник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой. Он содержит тридцать шесть факторов, вызывающих переживание страха. Все эти факторы сгруппированы в пять групп: а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д) мистические страхи. Испытуемый должен оценить, насколько данный фактор провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 - такого страха у меня никогда не было; 1 - такой страх у меня был однажды; 2 - такой страх у меня был несколько раз; 3 - периодически такой страх у меня возникает; 4 - этот страх меня преследует постоянно.
Для выявления возрастной динамики страхов использовалась методика «Свободное описание страхов – (СОС)», разработанная И.П. Шкуратовой и В.В.Ермаком. В ней испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: в прошлом, настоящем и будущем. Испытуемый отвечал на следующие вопросы. Чего я боялся, когда был маленьким? Чего я боюсь сейчас? Чего я боюсь в будущем? Обработка осуществлялась с помощью контент-анализа ответов путем отнесения каждого страха к одной из пяти вышеуказанных групп.
Для диагностики тревожности применялась «Шкала личностной тревожности для учащихся», разработанная А.М.Прихожан (13). Она имеет следующие субшкалы тревожности: общая, школьная, межличностная, самооценочная и магическая. Респондент оценивает каждый из 40 пунктов по степени характерности для себя шкалой от 0 (нет) до 4(максимально сходно).
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время и чего они опасаются в будущем.. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике
В качестве объекта исследования выступили 40 студентов в возрасте о т19 до 20 лет (20 юношей и 20 девушек).
План интервью: - Представление - Испытуемым предлагалось в свободной форме описать свои страхи в трёх временных измерениях: 1)Чего я боялся, когда был маленьким? 2)Чего я боюсь сейчас? 3)Чего я боюсь в будущем? - Испытуемому предлагалось оценить, насколько каждый данный фактор (а) фобии, б) учебные страхи, в) социальные страхи, г) криминальные страхи, д.) мистические страхи.)провоцирует у него чувство страха, пользуясь шкалой от 0 до 4 баллов: 0 - такого страха у меня никогда не было; 1 - такой страх у меня был однажды; 2 - такой страх у меня был несколько раз; 3 - периодически такой страх у меня возникает; 4 - этот страх меня преследует постоянно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|