ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 3. Результаты исследования страха
Одной из задач данной работы было исследовать степень выраженности разных страхов у старшеклассников. Суммарные значения по группам молодых людей и девушек по методике «Виды страха» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Таблица степени выраженности страхов у юношей и девушек
Как видно из таблицы № 1, наиболее выраженным у испытуемых оказался страх смерти близких людей (78 баллов у Молодых людей и 90 баллов у девушек). Удивительным является тот факт, что возможность собственной смерти страшит их значительно меньше (32 балла у молодых людей и 59 у девушек). Очевидно, это можно объяснить тем, что подростки считают это маловероятным для себя событием, а также действием защитных механизмов. Таким образом, выходит, что изначально одна из наших гипотез была неверна.
Следующим по выраженности у молодых людей идёт группа учебных страхов: страх получить плохую оценку (62 балла); страх перед вызовом отвечать у доски (59 баллов), страх вызова родителей в школу (59 баллов).
У девушек в первую пятерку входят страх медицинских процедур (78 баллов), страх болезни (68 баллов), страх животных (68 баллов), страх отвечать у доски (69 баллов) и страх получить плохую оценку (67 баллов). Поскольку величина страха определяется величиной негативных последствий устрашающего события для личности и его вероятностью, то можно предположить, что эти страхи являются у испытуемых хроническими и ярко выраженными. Особенно удручает тот факт, что такое повседневное действие, как ответ у доски, сопряжено с таким сильным страхом у школьников обоего пола, что он опережает даже страх физического насилия. В то же время это говорит об очень большой степени инфантильности студентов, которым школьные проблемы кажутся страшнее реальных угроз вне школы.
Судя по данным, испытуемых не очень пугает возможность быть ограбленным на улице, подвергнуться физическому насилию, оказаться заложником в руках бандитов. Для молодых людей страх сексуального насилия в нашем исследовании оказался наименее характерен (всего 9 баллов), но для девушек он очень актуален (62 балла). Это еще раз свидетельствует о вероятностной природе переживаемых страхов.
Для обобщенного анализа страхов, все они были сведены в группы в зависимости от источника по следующему ключу: фобии: пункты 1,6,11,16,17,21,24,26,28,30; учебные страхи: 2,7,12,18,22,27,33,34; социальные страхи: 3,9,13,8,19,29,23,31; криминальные страхи: 4,5,14,25,35,36; мистические страхи: 10,15,20,32.
Поскольку группы страхов включали разное количество пунктов, для их сопоставления были высчитаны средние значения по группам (см. таблицу 2) Таблица 2. Таблица средних значений степени выраженности страхов
Наибольшую выраженность у старшеклассников имеют фобии, особенно у девушек. Второе место делят учебные и социальные страхи, на третьем месте находятся криминальные, и замыкают ряд мистические страхи.
Данные свидетельствуют о том, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно молодых людей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах. В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола. В этом пункте наша гипотеза полностью подтвердилась.
Для выявления возрастной динамики страхов испытуемые опрашивались о страхах, которые они переживали в прошлом, наиболее выражены в настоящее время и чего они опасаются в будущем. Обработка методики «СОС» осуществлялась с помощью контент-анализа по тем же шкалам, что и в предыдущей методике (см. таблицу 3).
Таблица 3.
Частотный анализ видов страха в прошлом, настоящем и будущем
Данные представленные в таблице 3, показывают, что детство оказывается представленным в основном фобиями, которые с возрастом убывают. Испытуемые считают, что в будущем они вообще будут свободными от фобий (страха темноты, высоты, болезни и т.п.). Напротив, социальные страхи, связанные с взаимоотношениями с окружающими людьми, нарастают, причем подростки считают, что в будущем эти страхи выйдут на первый план. Учебные страхи находятся на пике в настоящее время, что вполне объяснимо. Испытуемые явно недооценивают криминальную обстановку в стране, не выражая никаких волнений по поводу возможности стать жертвой криминального поведения других людей. Гораздо более часто (особенно девушки) они отмечают наличие у себя мистических страхов, связанных с потусторонними силами.
Заключение
Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
Таким образом, мы видим, что страхи распространены повсеместно, но не все страхи негативны, не все одинаково сильно выражены у разных полов, а также то, что страхи изменяются с течением времени у субъекта.
Наша гипотеза подтвердилась только наполовину:
Список литературы.
Монографии, коллективные монографии: Абакумова Т.В. "Классификация основных видов страха современного общества // Соци-альная психология: диалог Санкт-Петербург" – СПб, 2002 Бассет Л. "Только без паники" - СПб.:Питер пресс, - 1997 Блейхер В. | Крук И. "Толковый словарь психиатрических терминов". - 1995 Головин С. "Словарь практического психолога". - 1998 Захаров А.И. "Как помочь нашим детям избавится от страха" - СПб., 1995. Кемпински А. "Экзистенциальная психиатрия" - М., - 1998 Кемпински А. "Психопатология неврозов" - В. 1995 Курпатов А. В "Средство от страха" - СПб.: Изд-во "Нева", 2003. Леви В. Л. “Приручение страха” – М.: Метафора, 2003 Левченко Ю. Н. “Психология страха” – СПб., 2003 Прихожан А.М "Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика" - М., 2000.
Статьи из сборника научных трудов: “Страхи (фобии)” - Научный Центр Психического Здоровья РАМН – 2004
Статьи из журналов: Миллер Д. “Как победить страх” // Журнал "Кэмпо", Мн., 1992, № 6.
Учебники, учебные пособия: Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ, лекции - Страх и жизнь влечений Рубинштейн С. П. “Основы общей психологии” – М.,1997 Дипломы, ВКР, Диссертации: Акопян Л.С. “Психолого-педагогическое исследование страхов” Дис. канд. психол. наук. Самара, 2002.
Web-сайты: www.psy-line.ru www.seminarsnegko.narod.ru www.psi.webzone.ru
Приложение.
Рис. 1 Классификация страхов: Рис. 2 Страх смерти: М
Рис. 3 Социальные страхи:
Рис. 4 Страхи сексуального характера: Рис. 5 Формула страха:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|