ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Химическая зависимостьМногие люди широко используют химические вещества, такие, как алкоголь, кофе, транквилизаторы. Большинству из них удается сохранять контроль над их употреблением на протяжении всей жизни, и только некоторые становятся настоящими рабами зависимости.В широком смысле под химической зависимостью (другие названия — лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиаты и др.). В данном разделе мы рассмотрим одну из наиболее опасных форм аддиктивного поведения — наркотическую зависимость..Злоупотребление нелегальными наркотиками редко встречается в возрасте до 14 лет. Возрастной пик приходится на 21 год. Очевидно, что употребление наркотиков несформировавшейся личностью порождает серьезнейшие социально-психологические проблемы: невозможность нормального психического и физического созревания, школьную дезадаптацию, проблемы выбора профессии и занятости, затруднения в создании партнерских отношений, асоциальность и т.д. По мнению Специфической особенностью химической зависимости является наличие тесной связи между двумя ее аспектами — клиническим и психосоциальным. Это означает, что поведение, связанное с употреблением наркотиков, следует одновременно рассматривать и как комплекс социально-психологических проблем, и как следствие прогрессирующих физико-химических изменений в организме. На определенном этапе формирования аддикции (этапе физической зависимости) химические процессы в организме начинают играть ведущую роль в поддержании аддиктивного поведения. Данная особенность побуждает специалистов иметь некоторые знания в области клинических проявлений наркозависимости. Для синдрома физической зависимости характерны следующие клинические признаки: — непреодолимое желание употреблять психоактивные вещества; — сниженный контроль за началом, окончанием или общей дозировкой их приема; — употребление с целью смягчить синдром отмены (абстинентный синдром); — повышение толерантности к наркотику (потребность в более высоких дозах); — снижение ситуационного контроля (употребление в непривычных обстоятельствах); — игнорирование других удовольствий ради приема наркотиков; — психические расстройства или серьезные социальные проблемы вследствие употребления. Несмотря на некоторые различия в клинических проявлениях отдельных форм химической зависимости, последние имеют общие социально-психологические признаки. В основе данной аддикции лежит потребность продолжать прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений (например, абстинентного синдрома). Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер. Одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющейся прежде всего в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдается снижение успеваемости, отказ от учебы или профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция. Параллельно с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром (утрата прежних интересов). Отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, правила, свои поступки, свою ответственность, наличие проблем, наконец, зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому или обесцениваются или вызывают агрессию. Реальность полностью заменяется фантазиями в форме бесплодных мечтаний, невыполняемых обещаний, лжи, иллюзий. Мир наркозависимых — это мир мифов: «я могу уколоться только один раз», «Если первоначально аддиктивная личность старается уйти от решения проблем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям. Депрессия, изоляция, беспомощность, нелады с законом — все это, наконец, приводит к осознанию серьезности проблемы. Следует иметь в виду, что молодые люди рассматривают наркотики как часть своей среды и нередко не умеют противостоять соблазну однократного употребления или давлению торговцев. По мнению ряда исследователей, простому поиску удовольствия (кайфа) придается чрезмерное значение. Во-первых, эйфория от удовлетворения «наркотического голода» длится недолго и быстро сменяется сонливостью, ступором. Во-вторых, многие пробуют наркотики, но не все становятся наркозависимыми. Психодинамические исследования раскрывают глубокие бессознательные мотивы употребления химических веществ. Ведущим побудительным мотивом к систематическому употреблению может являться стремление избежать напряжения и боли. В этом случае любое напряжение воспринимается как предвестник явной угрозы существованию, аналогично недифференцированному младенческому ощущению голода. Следовательно, наркотики прежде всего используются как самолечение. Большинство исследователей отмечают связь между личностным депрессивным расстройством и развитием наркозависимости. Если на употребление марихуаны существенное влияние оказывают сверстники, то использование «тяжелых» наркотиков, скорее всего, связано с глубоко нарушенными отношениями с родителями и депрессией. Наркотики, с одной стороны, создают иллюзию преодоления беспомощности и повышения самоконтроля, а с другой стороны — приводят к утрате контроля над собой и своей жизнью. В конце концов, зависимость не оставляет человеку никакого выбора. Полная утрата контроля и ощущение бессилия являются настолько типичными для зависимых, что реабилитация по программе Другое очевидное личностное нарушение, связанное с наркотиками, это нарушение способности заботиться о себе. Оно проявляется в «наплевательском» отношении к себе, в игнорировании смертельно опасных последствий употребления наркотика и в конечном итоге в мощной саморазрушительной тенденции. Знание трагических последствий плохо помогает, и даже смерть от Воспитание личности в коллективе. Проблемы формирования коллектива и его влияние на личность школьника. Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Воспитание в коллективе тесно связано с процессом социализации. Слово «коллектив» происходит от лат. сolligo, что означает «объединяю», а лат. сollectivus – «собирательный». Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определённую общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. Среди многих коллективов выделяется детский коллектив – объединение детей, сплочённых общими целями и совместной деятельностью. Можно выделить две подсистемы коллектива: ü управляющая (педагоги, воспитатели, родители); ü управляемая (собственно детский коллектив). Структура воспитательного коллектива в школе: он включает общешкольный коллектив, первичные коллективы (классы, отряды), временные коллективы (кружки, спортивные секции и т.п.). Первичные коллективы – малые социальные группы. Также выделяют формальный коллектив – официальное объединение учащихся, и неформальный коллектив – противоположный формальному, т.е. фактически существующий коллектив. Основные функции коллектива: · организационная (коллектив регулирует поведение, взаимоотношения своих членов; является субъектом управления своей общественно-полезной деятельности); · воспитательная (коллектив способен стать носителем определённых нравственных убеждений, здесь происходит гражданское становление ребёнка); · стимулирующая (формирование нравственного стимулирования общественно-полезных дел). Коллектив – динамичная система. Основной закон жизни коллектива – движение вперёд, которое осуществляется через систему перспективных линий и традиций. Перспектива – побудительная сила, стимул. Перспективы выделяют близкие, средние, дальние. Реализация системы перспектив приводит к появлению традиций в коллективе. Этапы развития коллектива (по Макаренко) (в основе классификации – отношение воспитанников к педагогич-им требованиям): 1) в коллективе отсутствуют собственно коллективные отношения (в основе сплочения – педагогическое требование). На этом этапе начинает формироваться актив класса; 2) актив предъявляет требования к коллективу, позиция педагога становится скрытой, он воздействует на коллектив через орган самоуправления (метод параллельного действия); 3) высокий уровень сплочённости коллектива, наличие перспектив, традиций; требования к личности выдвигает коллектив.
15. Социальные установки. Структура и функции социальных установок. Формирование и изменение социальных установок. Ценностные ориентации.
Есть два понимания того, что такое установка. 1) Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Установка - константная, устойчивая основа поведения человека. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы. Она лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях. 2) В социальной психологии под установкой понимают сложившееся на основе прошлого опыта оценочное суждение человека по отношению к физическому объекту, идее, индивиду, группе лиц. Иначе говоря, аттитюд - это предрасположенность субъекта к каким-либо явлениям окружающей жизни. Установки так или иначе влияют на поведение человека Аттитюды — динамичное и изменчивое явление. Каждый человек в течение жизни может иметь тысячи аттитюдов. Изменчивость и непостоянство аттитюдов, по-видимому, является одним из наиболее ярких проявлений противоречивости поведения человека. Гордон Олпорт заложил представление о трех компонентах - эмоциональный компонент - чувство, которое вызывает объект - поведенческий компонент – действия, поступки - когнитивный компонент – наш взгляд, убеждения Школы:
Теория научения. В соответствии с этой теорией установки приобретаются во многом таким же образом, как и другие привычки. Люди узнают информацию и факты о различных объектах отношений, они также усваивают чувства и ценности, связанные с этими фактамиЭто означает, что основные процессы научения должны быть применимы к формированию установок. Мы можем усваивать информацию и чувства посредством процесса ассоциации. Люди могут научиться чему-либо, просто наблюдая за поведением других. Люди приобретают также многие установки посредством имитации поведения своих родителей, сверстников или других значимых для них людей. При этом люди рассматриваются главным образом как пассивные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|