Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фрейдовский психоанализ: агрессия как разрушительный инстинкт




В своей двухфакторной теории инстинкта Фрейд (1920) предположил, что индивидуальное поведение побуждается двумя основными силами, являющимися неотъемлемой частью человеческой натуры: инстинктом жизни (эрос) и инстинктом смерти (танатос). В то время как эрос толкает человека на поиск удовольствий, танатос направлен на саморазрушение. Вследствие антагонистической природы этих инстинктов они представляют собой источник непрерывного внутрипсихического конфликта, который можно разрешить, только отводя деструктивную силу от самого человека и направляя ее на других. Таким образом, агрессивные действия по отношению к другому человеку рассматриваются как механизм высвобождения разрушительной энергии путем, который защищает внутрипсихическую стабильность действующего субъекта.

Фрейд вводит также понятие катарсиса, признавая возможность высвобождения деструктивной энергии через неагрессивное экспрессивное поведение (например, шутки), однако лишь с временным эффектом. По его мнению, агрессия — неизбежное свойство человеческого поведения, которое находится вне контроля индивида. Интересно отметить, что после Первой мировой войны Фрейд пересмотрел свою раннюю модель, где акцепт делался исключительно на эросе, добавив в нее разрушительную силу. Эмпирические свидетельства, подкрепляющие теорию Фрейда, недостаточны, они опираются главным образом на исследования отдельных случаев, в которых не проводилось серьезной работы с крупными теоретическими построениями. Тем не менее идеи Фрейда сыграли значительную роль в лучшем понимании агрессии, поскольку они способствовали возникновению значимой фрустрационной теории агрессии. Согласно ранней психоаналитической теории Фрейда, многие наши действия определяются инстинктами, в частности — половым инстинктом. Когда выражение этих инстинктов подавляется (фрустрирует), возникает потребность в агрессии. Психологи провели множество лабораторных исследований, чтобы определить, ослабляется ли агрессия после того, как она была частично выражена. Исследования детей показывают, что участие в агрессивных действиях либо усиливает агрессивное поведение, либо оставляет его на том же уровне. Эксперименты со взрослыми дают сходные результаты. Когда студентам колледжа давали возможность неоднократно бить током другого человека (который не мог ответить), они становились все большими карателями. Злые испытуемые после успешных нападок становятся даже еще более карательными, чем незлые. Если бы проявление агрессии приносило освобождение от нее, то у злых испытуемых их агрессивная потребность должна была бы ослабляться, и чем больше бы они выражали агрессию, тем меньшими карателями становились.

Обнаружилось, что более воинственные культуры предпочитают более воинственные игры. Опять-таки агрессия питает агрессию, а не рассеивает ее.

Результаты говорят против того, что выражение агрессии обладает катарсическим действием. Однако есть обстоятельства, в которых выражение агрессии уменьшает сферу ее действия. Например, агрессивное поведение может повышать чувство беспокойства у агрессоров, которое подавляет дальнейшую агрессию, особенно если они видят, что их действия нанесли вред. Но в этих случаях влияние на агрессивное поведение можно объяснить, не предполагая, что ослабла агрессивная потребность. Далее, хотя выражение враждебности в действии обычно не снижает агрессию, человек может от этого почувствовать себя лучше. Но это может происходить потому, что он чувствует себя более сильным и ощущает больший контроль над ситуацией, а не потому, что у него ослабла агрессивность.

2. Фрустрационная теория агрессии: агрессия как целенаправленное побуждение

 

Объяснения агрессии на основе инстинкта были малоубедительными из-за недостатка эмпирических данных для их подкрепления. Более популярным оказалось представление о том, что агрессивное побуждение совместно с внешними событиями приводит к агрессивному поведению. В отличие от инстинкта побуждение не является всегда присутствующим, постоянно возрастающим источником энергии, а активируется лишь тогда, когда организм оказывается лишенным средств удовлетворения насущной потребности. Таким образом, побуждение служит мобилизующей силой, направленной на прекращение состояния лишения. Ученые-психоаналитики расширили гипотезу фрустрирующей агрессии до следующего положения: всякий раз, когда усилия человека по достижению какой-либо цели блокируются, возникает агрессивное побуждение, которое мотивирует поведение к нанесению вреда препятствию (человеку или объекту), вызвавшему фрустрацию. В этом предположении есть два основных момента:

1) во-первых, обычная причина агрессии — это фрустрация. Фрустрация определяется как внешнее вмешательство в целенаправленное поведение человека;

2) во-вторых, агрессия обладает свойствами органической потребности: являясь формой энергии, которая сохраняется, пока цель не будет достигнута, и являясь также врожденной реакцией (те же свойства есть у голода, секса и других физиологических нужд). Как мы увидим, наибольшие споры вызвал именно тот аспект гипотезы фрустрирующей агрессии, который связан с органической потребностью.

 

В первоначальном варианте гипотезы фрустрации—агрессии агрессия объяснялась как результат побуждения положить конец состоянию фрустрации.переживание фрустрации вызывает желание агрессивных действий против источника фрустрации, и это, в свою очередь, выступает катализатором проявления агрессивного поведения. Большинство данных говорит о том, что гипотеза фрустрации-агрессии сильно упрощена нужно различать оправданную и неоправданную фрустрацию. По его мнению, агрессия возникает из неоправданной фрустрации, получили подтверждение своей теории, так как использовали ситуации, где фигурировала только неоправданная фрустрация.

Не каждая фрустрация приводит к агрессивной реакции. Наоборот, индивид, испытавший фрустрацию, может ретироваться из ситуации или впасть в состояние депрессии. Более того, не всякий агрессивный поступок является результатом предшествовавшей ему фрустрации. Приведет ли фрустрация к агрессивной реакции, зависит от влияния сдерживающих переменных. Страх наказания за открытое проявление агрессии или недоступность источника фрустрации — таковы регуляторы, препятствующие агрессии. Эти регуляторы могут также объяснить, почему агрессия часто «перемещается» от источника фрустрации к более легкодоступному или менее пугающему объекту. Модель избегания негативного аффекта. В соответствии с его гипотезой по мере того, как отрицательный стимул (шум или жара) усиливается, усиливается и агрессивность поведения человека, на которого этот стимул воздействует. Бэрон предположил, что агрессивное поведение является способом ослабления или устранения неприятных переживаний. Однако когда интенсивность стимула становится чрезмерной, агрессивность, наоборот, несколько снижается. Человек либо избегает интенсивного стимула, либо утомляется и становится пассивным. в своих работах изучали влияние температуры воздуха на агрессивность испытуемых. Критерием агрессивности была готовность нанести удар электрическим током другому человеку. При температуре, близкой к 33-35° С, уровень агрессии участников, как правило, возрастал. Когда ртуть поднималась выше, агрессивность по отношению к другому лицу, давшему низкую оценку участнику, снижалась. В таких условиях участники исследования ощущали сильный стресс и, предполагая, что после удара током им придется испытать ответную реакцию другой стороны, предпочитали избежать дополнительного напряжения.

вычислил взаимосвязь числа тяжких преступлений (насилие, убийство) с температурой воздуха. Он показал, что с увеличением температуры происходит стабильное увеличение числа таких событий и оно не снижается, когда температура достигает крайних пределов.

3. Когнитивизм

Когнитивный неоассоцианизм: роль отрицательных эмоций

Присутствие в окружающей среде предметов, вызывающих агрессивные ассоциации, также вносит свой вклад в агрессивные поступки человека. В ходе эксперимента Берковица и Лепажа молодые люди -студенты университета получали удар электрическим током от другого студента, который на самом деле был помощником экспериментатора. Затем им давали возможность отплатить ему тем же. В половине попыток в пределах видимости находились револьвер и винтовка, в другой половине попыток они отсутствовали. В присутствии оружия среднее число ударов током вырастало до 6,07 (в его отсутствие — 4,67). Этот эффект стал известен как эффект оружия.

пересмотрел гипотезу фрустрации-агрессии в рамках своего когнитивно-неоассоцианистского подхода. Он показал, что неприятные события вызывают в человеке отрицательные эмоции (тревогу или гнев). Негативный аффект создает готовность к борьбе или бегству. А окончательное поведение в ситуации зависит от того, как человек ее интерпретировал.

Когда индивиды встречаются с неблагоприятной ситуацией,

1) сначала они испытывают неразличимое негативное эмоциональное состояние.

2) Эта реакция вызывает две побудительные реакции:

- борьба и - бегство.

Борьба связана с агрессивными мыслями, воспоминаниями и поведенческими проявлениями; бегство — с реакциями избегания. Эти две реакции служат, чтобы направить первоначально существующие в невыделенном виде отрицательные эмоции в русло более конкретных эмоциональных состояний (зачаточного) гнева или (зачаточного) страха.

3) Чтобы выделить эти зачаточные ощущения в более сложные эмоциональные состояния, происходит дальнейшая когнитивная работа, включающая в себя оценку

- изначальной побудительной ситуации,

- потенциально возможных последствий,

- воспоминаний о подобных случаях в прошлом и

- социальных норм, связанных с выражением различных эмоций.

Поскольку все составляющие эмоционального переживания связаны друг с другом, предполагается, что активация одного компонента приведет в действие другой, в соответствии с силой их связи. Например, когда в памяти вызываются прошлые неблагоприятные происшествия, это может привести к возникновению агрессивных мыслей и чувств, повышающих вероятность агрессивного поведения в новой ситуации или по отношению к объекту, совершенно не связанному с первоначальным неблагоприятным событием. Из приведенного описания модели Берковица понятно, что агрессия — лишь одна из возможных реакций на негативные воздействия. Это означает, что агрессия не неизбежное, а только потенциально возможное свойство человеческого поведения, активизирующееся или подавляемое тем эмоциональным переживанием, которое вызывается неблагоприятным событием.

 

Модель переноса возбуждения:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных