Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие одаренности.




3 категории одаренных детей:

1. вундеркинды – рано проявляются признаки одаренности (рано начинают писать, читать);

2. с неявной одаренностью – м. пройти «мимо глаз»;

3. с поздним развитием одаренности.

Одаренность долго формируется, отбор в школы для одаренных детей – не правильно. Чтоб выявить одаренность, нужно смотреть структуру деятельности в процессе, смотреть динамику, мотивацию, так выявляем посылки одаренности.

Одаренность складывается из трех сфер:

  1. мотивация – у одаренных на первом месте познавательная мотивация;
  2. интеллект – средний и высший;
  3. творческость, креативность – нестандартность мышления, беглость (количество идей, которые человек может выдать), гибкость (качественное разнообразие идей), умение видеть проблемы, их решать.

Одаренность — это системное, развиваю­щееся в течение жизни качество психики, кото­рое определяет возможность достижения чело­веком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, кото­рый выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внут­ренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психо­логов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одареннос­ти — это всегда результат сложного взаимодей­ствия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного де­ятельностью ребенка (игровой, учебной, трудо­вой). При этом особое значение имеют собст­венная активность ребенка, а также психологи­ческие механизмы саморазвития личности, ле­жащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренность часто проявляется в успеш­ности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлечен­ный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои моде­ли, но при этом не проявлять аналогичной ак­тивности ни в школьной, ни в специально орга­низованной внешкольной деятельности (круж­ке, секции, студии). Кроме того, одаренные де­ти далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ре­бенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

— актуальную одаренность;

— потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психоло­гическая характеристика ребенка с такими на­личными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельнос­ти в конкретной предметной области по сравне­нию с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов дея­тельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считает­ся, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимо­сти.

Потенциальная одаренность — это психо­логическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возмож­ности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный мо­мент времени в силу их функциональной недо­статочности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недо­статочной мотивацией, низким уровнем само­регуляции, отсутствием необходимой образова­тельной среды и т.д.).

В обучении одаренных применяются четы­ре основных подхода к разработке содержания учебных программ.

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определен­ной категории детей, отличающихся ускорен­ным темпом развития. Но он должен приме­няться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивиду­ального развития одаренного ребенка и отсут­ствия необходимых условий обучения примене­ние других форм организации учебной деятель­ности не представляется возможным.

Систематическое применение ускорения в форме раннего поступления и/или перепрыги­вания через классы своим неизбежным резуль­татом имеет более раннее окончание школы, что может «свести на нет» все преимущества продвижения одаренных учащихся в соответ­ствии с их повышенными познавательными возможностями.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области дея­тельности. При этом предполагается более глу­бокое изучение ими тем, дисциплин или облас­тей знания.

Однако применение углубленных про­грамм не может решить всех проблем. Во-пер­вых, далеко не все дети с общей одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их инте­ресы зачастую носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дис­циплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. В-третьих, эхи программы могут привести к перегрузкам и, как следствие, физическому и психическому исто­щению учащихся.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с вы­ходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия пла­нируются таким образом, чтобы у детей остава­лось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельно­стью, соответствующей виду их одаренности. Такое обучение может осуществляться врамках инновационных образовательных тех­нологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование спе­циальных тренингов.

4. Проблематизация. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяс­нений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпрета­ций, что способствует формированию у уча­щихся личностного подхода к изучению раз­личных областей знаний, а также рефлексивно­го плана сознания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных