Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психология существовала как наука о сознании.




Этап связан с именем фр. философа Рене Декарта.

Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения. Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень многие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. «Мыслю - значит, существую». Мышление - это «все то, что происходит в нас», все то, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». В этих суждениях заключается основной постулат психологии второй половины XIX в. - первое, что обнаруживает человек в самом себе, - это его сознание. По мнению Декарта, причина поведенческой активности человека лежит вне его и определяется внешними факторами, а сознание не принимает участия в регуляции поведения. Поэтому в своем учении он резко противопоставляет душу и тело, утверждая, что существуют две независимые друг от друга субстанции - материя и дух.

В истории психологии это учение получило название «дуализм». С точки зрения дуалистов, психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания. Однако сознание еще долго рассматривали отдельно от всех других естественных процессов.

3. психология существовала как наука о поведении.

К середине XIX в. ассоциативная психология была господствующим направлением. И именно в рамках данного направления в конце XIX в. стал весьма широко использоваться метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причинно-следственная связь психических явлений. Кроме этого считалось, что интроспекция, в отличие от наших органов чувств, которые искажают информацию, получаемую при изучении внешних объектов, поставляет психологические факты, так сказать, в чистом виде.

Бессилие «психологии сознания» перед многими практическими задачами, обусловленными развитием промышленного производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека, привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили и новый предмет психологической науки - им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ, behaviour –«поведение»). Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. На первое место ставится решение практических задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. В психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения, которые отличаются от фактов сознания в интроспективной психологии. Поведение – система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Уотсон считал, что важнее всего в человеке для окружающих его людей поступки и само поведение этого человека. По мнению Уотсона, психология должна стать естественнонаучной дисциплиной и ввести объективный научный метод. Идея в том, что в основе развития поведения лежит формирование новых связей между стимулами и реакциями, привела бихевиористов к тому, что ведущим фактором в процессе в процессе генезиса является социальный – окружающая среда.

Уотсон говорит, что на нас действуют стимулы, они вызывают реакции: S - R.

В качестве общих и окончательных задач бихевиористы выдвигали две задачи:

1. прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека

2. по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Однако довольно скоро обнаружилась чрезвычайная ограниченность схемы

Заслуги бихевиоризма в развитии психологии весьма значимы.

1. он привнес в психологию дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естественнонаучных дисциплин.

2. он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов, процессов, благодаря чему в психологии получили широкое распространение инструментальные приемы исследования психических процессов.

3. была расширена область психологических исследований: стало интенсивно изучаться поведение младенцев и животных.

В 40- 50 гг. XX в. появляется необихевиоризм – концепция К. Хала. Считал, что важны рефлексы, главную роль в этом понятии играет сила навыка. Для проявления этой силы навыка необходимы определенные физиологические потребности. Они определяются количеством и качеством подкрепления, бывают первичные (пища) и вторичные (определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим его кормлением.). Т.е. должен быть мотив. Стимул должен совпадать с мотивом.

4. психология существовала как наука о психике.

Психоанализ был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом («Толкование сноведений»).

Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жанею.

Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализа. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.

Последние рассматриваются в психоанализ как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.

Наиболее архаическая, безличная, бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений.

Вторая психическая структура – сознательное “Я” формируется как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт идентификации. “Я” – посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении.

Третья психическая структура – “Сверх- Я” формируется в результате познания социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх- Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх- Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

Теория Фрейда стала первой теорией психического развития.

Карен Хорни (представительница неофрейдизма) говорит о доминирующем влиянии общества, социального на развитие человека. Её теория основана на том, что в структуре личности преобладают не инстинкты агрессии и либидо, а бессознательное чувство тревоги (чувство беспомощности у ребенка во враждебном мире). Причиной этого может быть отчуждение родителей от ребенка. Выделяет два вида тревоги – физиологическую и психологическую. Психологическая связана с образом «Я», состоящим из знания о себе и отношения к себе. Существует несколько образов «я» - «я» реальное, идеальное и т.д. Эти образы должны совпадать, если нет- то человек начинает плохо к себе относиться, это вызывает неуверенность в себе и невротизацию.

Гуманистическая психология -ряд направлений в с психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер, Р.Мэй, С.Джурард и др.

Методологические позиции гуманистической психологии:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь - единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Роджерс Карл Рэнсом («Центрированная на клиенте терапия»), один из основателей гуманистической психологии. В качестве ядра личности рассматривал Я-концепцию, представленную динамикой соотношения Я-реального и Я-идеального. По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно, реальное Я, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и идеальное Я, представляющее собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем.

Маслоу Абрахам Харольд создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных уровней потребностей: (пирамида потребностей Маслоу)

1. Потребности базовые (сон, жажда);

2. Потребности в безопасности;

3. Потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (эмоциональные);

4. Потребность в уважении и признании;

5. Потребность в познании;

6. Потребности эстетические;

5. Потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание личностных особенностей самоактуализирующися людей, сред которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность. В дальнейшем видоизменил свою модель мотивации на основе идеи о качественном различие двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей развития (потребности основные и метапотребности – в развитии, эстетике и т.д.).

Франкл Виктор разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией.

Когнитивизм ( от лат. cognitio — знание, познание) появляется в 60 гг. XX в. В его рамках психика рассматривается как система когнитивных реакций и соединяется связь этих реакций с внешними и внутренними переменами. Психика – «система» для переработки информации.

Альберт Бандур говорил о том, что основа поведения – оценка ситуации, принятие соответствующего решения.

Найссер определил познание как процесс, при котором входящие сенсорные данные подвергаются изменениям для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования.

В рамках данной теории разработана теория личностных конструктов Т. Келли. Он доказывал, что каждое событие осмысливается и интерпретируется разными людьми по- разному. Это обуславливается тем, что люди обладают системой конструктов (схем). Психическая деятельность человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Нонкогнитивисты считают, что не все психические явления можно отождествить с познавательными. Так, утверждают они, воля, эмоции, духовные ценности не имеют истинностного содержания (т. е. не могут быть оценены по шкале "истина—ложь), а потому не являются познавательными конструктами.

Становление отечественной психологии:

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в.

Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова. По его мнению, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные качества человека. Последние возникают из соотношения умственных способностей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека.

Становление отечественной психологии происходило под влиянием француз-

ских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в ра-

ботах Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. В своих трудах Радищев устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. в значительной степени противоречили религиозной точке зрения на психические явления. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», она внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Сеченов-психолог не только выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного

познания психологии - психические процессы, но и оказал серьезное влияние на становление в России экспериментальной психологии. Его деятельность оказала влияние на исследования В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

Труды Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и, даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены такими учеными, как А. Ф. Лазурский, Н. Н. Ланге, Г. И. Челпанов.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. Кроме того, он известен своими экспериментальными работами, в том числе предложенным им методом естественного эксперимента.

Н. Н. Ланг - один из основателей экспериментальной психологии в России.

Одновременно с экспериментальной психологией в России в конце XIX - на-

чале XX в. развиваются и другие научные психологические направления, в том

числе общая психология, зоопсихология, психология ребенка. Психологические

знания стали активно использоваться в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тарха-

новым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс.

В частности, широкую известность получили работы П. Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов. С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30- 60-х годов XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д. Н. Узнадзе. Представители этого направления взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа многих психологических явлений.

Другое научное направление связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории развития психики человека. К этому направлению в основном относились ученые, работавшие в МГУ. Сферу их научных интересов составляли вопросы общей и педагогической психологии.

Третью школу создал С. Л. Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».

В это же время жили и трудились такие известные всему миру психологи, как Б. М. Теплов и А. А. Смирнов. Последний известен своими трудами в психологии памяти, а Б. М. Теплов заложил научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности.

В более поздние годы сформировались основные современные психологические школы. Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии.

Заслугой Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики.

А. В. Запорожец совместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина, создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.

Благодаря исследованиям А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

Отечественная психология изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое распространение экспериментальные методы.

 

11. Способности и интеллект. Понятие способностей. Виды способностей. Факторы, влияющие на развитие способностей. Интеллект. Развитие способностей у школьников как педагогическая задача.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных