ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общие представления об интеллекте.Единого понимания термина нет. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека. Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смыслеинтеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека. Под интеллектом мы будем понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека. Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы
Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся экспериментальные исследования процесса мышления. Так, в начале XX в. французские психологи А. Вине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широкому внедрению тестов в проблему исследования мышления. Прежде всего это тесты достижения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно-практической области. Другую группу составляют интеллектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интеллектуального развития обследуемого биологическому возрасту. Еще одна группа — это критериально-ориентировачные тесты, предназначенные для оценки способности человека решать определенные интеллектуальные задачи. Например, тест Стэнфорд-Бине. Он состоит из шкал для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по возрастам. Суждение об интеллектуальном развитии (коэффициент интеллекта) выносится на основании сопоставления результатов обследования конкретного человека со средними показателями соответствующей возрастной группы. Поэтому с помощью этого теста можно определить так называемый умственный возраст обследованного. Одной из наиболее известных моделей является модель интеллекта, предложенная Дж. Гилфордом. Согласно ей, интеллект — это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям: содержанию, продукту и характеру. Умственная операция, включенная в интеллект, по характеру может быть следующей: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание. По продукту умственная операция может быть: единицей, классом, отношением, системой, трансформацией, рассуждением. По содержанию умственная операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение. Всего модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов.
12. Социализация. Социализация как процесс. Институты социализации. Школа как институт социализации. Факторы социального развития. Я-концепция. Социальная идентичность. Социализация как педагогическая задача. Социализация –процесс вхождения в социум, выработка соц. моделей поведения, соц развитие. Посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки — все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет функции: 1. передача культуры от одного поколения другому и 2. развитие Я-концепции. 3. усвоение норм, умений, стереотипов 4. формирование соц идентичности 5. формирование убеждений
Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, - с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, - а с другой стороны — как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. Сейчас: + чел еще и активно преобразует ту среду, которая его окружает В сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум несколько граней. 1) Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку человека в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей. 2) Второйгранью социального развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности (Я-концепция), предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности. Источники социализации: Передача культуры, взаимное влияние людей, первичный опыт (связан с детством), процессы саморегуляции
Характеристики социализации: 1. адаптация (Вектор направлен в сторону успешности – критерий соц-ции) 2. интернализация (Процесс приобретения опыта через обучение) 3. инкультурация (Процесс приобретения опыта, но без обучения; проходит в трех направлениях) Механизмы соц-ции: 1. идентификация, 2. подражание, 3. внушение, 4. фасилитация, 5. конформность, 6. интериоризация Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|