Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общие представления об интеллекте.




Единого понимания термина нет. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности т. д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.

Сегодня существуют два основных толкования ин­теллекта: более широкое и более узкое. В более широком смыслеинтеллект — это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризую­щая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способно­стей человека.

Под интеллектом мы будем понимать совокупность самых раз­нообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной дея­тельности человека.

Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы

  1. ин­теллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.
  2. Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развиваю­щиеся в процессе жизни человека (внешние воздействия среды, либо из идеи внутреннего развития субъек­та, или же исходя из того и другого).

Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся эксперименталь­ные исследования процесса мышления. Так, в начале XX в. французские психоло­ги А. Вине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широкому внедре­нию тестов в проблему исследования мышления. Прежде всего это тесты дости­жения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно-практической области. Другую группу составляют интел­лектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интел­лектуального развития обследуемого биологическому возрасту. Еще одна груп­па — это критериально-ориентировачные тесты, предназначенные для оценки спо­собности человека решать определенные интеллектуальные задачи.

Например, тест Стэнфорд-Бине. Он состоит из шкал для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по воз­растам. Суждение об интеллектуальном развитии (коэффициент интеллекта) вы­носится на основании сопоставления результатов обследования конкретного че­ловека со средними показателями соответствующей возрастной группы. Поэтому с помощью этого теста можно определить так называемый умственный возраст обследованного.

Одной из наиболее известных моделей является модель интел­лекта, предложенная Дж. Гилфордом. Согласно ей, интеллект — это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям: содержанию, продукту и характеру. Умственная операция, включен­ная в интеллект, по характеру может быть следующей: оценивание, синтез, ана­лиз, запоминание, познание. По продукту умственная операция может быть: еди­ницей, классом, отношением, системой, трансформацией, рассуждением. По со­держанию умственная операция может представлять собой действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение. Всего модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов.

 

12. Социализация. Социализация как процесс. Институты социализации. Школа как институт социализации. Факторы социального развития. Я-концепция. Социальная идентичность. Социализация как педагогическая задача.

Социализация –процесс вхождения в социум, выработка соц. моделей поведения, соц развитие.

Посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки — все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет функции:

1. передача культуры от одного поколения другому и

2. развитие Я-концепции.

3. усвоение норм, умений, стереотипов

4. формирование соц идентичности

5. формирование убеждений

 

Социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя,

- с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей,

- а с другой стороны — как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

Сейчас: + чел еще и активно преобразует ту среду, которая его окружает

В сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум несколько граней.

1) Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку человека в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей.

2) Второйгранью социального развития представляется формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности (Я-концепция), предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Источники социализации: Передача культуры, взаимное влияние людей, первичный опыт (связан с детством), процессы саморегуляции

 

 

Характеристики социализации:

1. адаптация (Вектор направлен в сторону успешности – критерий соц-ции) 2. интернализация (Процесс приобретения опыта через обучение) 3. инкультурация (Процесс приобретения опыта, но без обучения; проходит в трех направлениях)

Механизмы соц-ции: 1. идентификация, 2. подражание, 3. внушение, 4. фасилитация, 5. конформность, 6. интериоризация






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных