Факторы препятствующие усвоению роли
Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:
- негативное отношение индивида к «создателю» нормы, будь то личность или орган. Соответствующее отношение распространяется на саму норму;
- неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма, хотя индивид, как правило, признает норму как таковую;
- противоречия и расхождения в понимании нормы;
- «двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведения провозглашателей норм;
- противоречия личных и групповых интересов и др.
Реальное отношение индивида к конкретным социальным нормам зависит от его социального статуса, его социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями, которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого — это право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого. Не случайно, юристы говорят, что общественный правовой произвол предопределяется избирательной правоприменительной практикой.
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли.
Социальные роли
Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.
Социальная роль — это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций.
Есть другие определения:
1. Социальная роль — это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|