ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Жизненная позиция как интегральный критерий социализации
Жизненная позиция личности выражает связи личности и общества, является интегральной социально-психологической характеристикой личности. Чем богаче по содержанию и разнообразнее по форме общественные отношения, тем активнее формируются признаки социализации - психологические, идеологические, нравственные, культуральные. Вместе с тем, подчиняясь влиянию общественных отношений, личность проявляет себя избирательно и индивидуально.
Социализация личности непосредственно обусловлена возможностями ее самоактуализации. Подобная способность проявляется ярче при наличии у субъекта целостного мировоззрения, четкой всесторонней ориентации в общественной жизни. Жизненная позиция личности, будучи способом включения ее в жизнедеятельность общества, состоит из взглядов, убеждений, умений, сопровождается соответствующими действиями, реализующими ее отношение к окружающему миру. Жизненную позицию личности представляет не любой, отдельно взятый поступок или действие, а совокупность типичных поведенческих актов, устойчивая линия поведения и деятельности.
Жизненную активность уместно рассматривать как меру приобщения индивида к преобразовательной практике, что дает возможность классифицировать уровни ее активности и, следовательно, определить границы ее социальной значимости. Эти уровни следующие: — активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом; — жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности; - пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом; — пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом; — активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом. Активная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: социальная инициатива, творческая деятельность, ориентированная на разрешение общественных противоречий, расширение возможностей и развитие сущностных сил человека. Жизненная позиция среднего и гармоничного уровня активности: относительно ответственное отношение к обязанностям, репродуктивная деятельность методом проб и ошибок, которая лишь спонтанным образом ведет к воспроизводству существующих возможностей общественного развития. Пассивная жизненная позиция с позитивным духовным потенциалом: низкий уровень активности, способный нести в себе потенциальную инициативу, не подкрепленную знаниями, умениями, навыками. Пассивная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: низкий уровень активности, скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований, жизненной несостоятельности. Активная жизненная позиция с негативным духовным потенциалом: антиобщественная жизненная позиция, ориентированная на разрушительную деятельность, воинствующий конфликт с обществом, что объективно ведет к ограничению возможностей позитивного общественного развития. Жизненная позиция личности не просто характеризует ее внутренний мир, а раскрывает меру участия человека в разрешении общественных противоречий и использования этой активности для собственного всестороннего развития. Полагаем, однако, что вопрос о критериях социализации достаточно корректно все же еще не решен. Что считать результатом социализации — социальную адаптивность и адекватность социуму, независимо оттого, каков этот социум, или активную жизненную позицию личности с позитивным духовным потенциалом? Кто из субъектов социума более социализирован — законопослушный трудящийся, безразлично относящийся к социальным язвам бытия, или тот, кто ведет борьбу с этими язвами, навлекая на себя уголовные репрессии самого социума? Решения этого вопроса пока еще нет.Основой многих установок личности являются ее социальные ценности. Это объекты, явления, идеи, воплощающие в себе те или иные идеалы личности и потому выступающие в качестве ее руководящих принципов. Примерами подобных ценностей личности могут быть "здоровье", "мир", "любовь", "свобода". Различные люди имеют различные ценности, поэтому их установки относительно одного и того же объекта оказываются неодинаковыми. Значимость, которую человек придает тем или иным ценностям, определяет, главным образом, насколько они будут влиять на его установки. Каждый индивид имеет определенную иерархию ценностей от наиболее важной до наименее важной для себя. Порой те или иные ценности имеют одинаковую важность для личности (например, любовь и долг), и тогда они могут вступать между собой в конфликт. Подобные конфликты принимают подчас острые формы, ставя личность перед определенным выбором.
Конфликты ценностей, хотя и не всегда в острой форме, сопровождают человеческую жизнь и в быту, и на работе. Поскольку ценности человека представляют собой своеобразные личные стандарты, направляющие его жизнедеятельность, они осознаются в той или иной степени с тем, чтобы обусловливать принятие решений в конкретной ситуации.
СИСТЕМА ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ
Ученые рассматривают ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. То есть ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам. Целесообразно различать ценности двух типов: (1) ценности общества и социальных групп (социальные ценности); (2) ценности личности (индивидуальные ценности). В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ориентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях. Ценности и ценностные ориентации обычно рассматриваются как индивидуальные формы репрезентации общественных (культурных, групповых и т. д.) ценностей. Таким образом, ценностные ориентации представляют собой основные формы функционирования ценностей на уровне личности. Исследования многих авторов выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры.
Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность -это значимость для человека определенных явлений. Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.). Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.
Обобщая определения ценностей многих зарубежных теоретиков, Шварц и Билски выделяют следующие основные их характеристики (Schwartz & Bilsky, 1987): 1. Ценности — это убеждения (мнения). Но это не объективные, холодные идеи. Наоборот, когда ценности активируются, они смешиваются с чувством и окрашиваются им. 2. Ценности — желаемые человеком цели (например, равенство) и образ поведения, который способствует достижению этих целей (например, честность, склонность к помощи). 3. Ценности не ограничены определенными действиями и ситуациями (то есть трансцендентны). Послушание, например, относится к работе или школе, спорту или бизнесу, семье, друзьям или посторонним людям. 4. Ценности выступают как стандарты, которые руководят выбором или оценкой поступков, людей, событий. 5. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Упорядоченный набор ценностей формирует систему ценностных приоритетов. Разные культуры и личности могут быть охарактеризованы системой их ценностных приоритетов. Одним из наиболее распространенных подходов к изучению ценностей и ценностных ориентации является концепция М. Рокича. Рокич (1973) стимулировал оживленный интерес к ценностям среди психологов тем, что предложил четкое определение понятия и разработал легкий в использовании инструмент. На концепцию Рокича в последние десятилетия в той или иной мере опираются многие исследователи данной проблемы. В теории М. Рокича под ценностями понимается вид убеждений (beliefs), имеющий центральное положение в индивидуальной системе убеждений. Ценности представляют собой руководящие принципы жизни. Они определяют то, как нужно себя вести, каково желательное состояние или образ жизни, достойные или недостойные того, чтобы им соответствовать и к ним стремиться (Rokeach, 1973). Концепция человеческих ценностей Рокича включает в себя следующие постулаты: — общее число ценностей невелико; — все люди обладают одними и теми же ценностями, но одни и те же ценности имеют для разных людей разный «вес»; — ценности организованы в системы; — истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, общественных институтах и самой личности человека; — влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах (Rokeach, 1973).
Под ценностными ориентациями понимаются «абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях» (Rokeach, 1973). Рокич выделяет два типа ценностей: терминальные и инструментальные (Rokeach, 1973). Терминальные ценности — это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться. Инструментальные ценности — это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. На развитие и формирование ценностных ориентации личности влияет целый ряд внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, средства масс-медиа, социальные институты и т. д.). К внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания (Раис, 2000).Социальная адаптация личности - это, прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхиенности . (# с вобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство), которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь. Однако люди иногда недооценивают объективно значимые ценности, либо, наоборот, придают повышенную значимость ценностям конъюнктурным, престижным, модным. При крушении сверхценности, например любви или престижа, легко возникает то, что в психиатрии зовется "депрессивной заслонкой". Отрицательная сверхзначимость разливается по мозгу черным огнем, и вот ценности гаснут изнутри, внезапно, все сразу, и нет масштабов, и конец целям, запросам и интересам - теряется ощущение смысла жизни (В. Леви).
17. Социальная перцепция. Факторы, определяющие восприятие и оценку человека человеком. Механизмы межличностного восприятия: эмпатия, идентификация, рефлексия. Первое впечатление. Каузальная атрибуция. Ошибки социальной перцепции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|