ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОШИБКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
Эффект первичности Аш также писал о значимости первого впечатления: информация, пришедшая первой, определяет интерпретацию той, которая пришла второй. Эту закономерность он назвал эффектом первичности. Эффект первичности проявился в полной мере. Те, кто первыми услышали положительные сведения о человеке, сформировали более благоприятное впечатление о нем, чем те, кто услышали первыми отрицательные сведения. Например, 90% участников из первой группы и всего 10% из второй назвали его щедрым. Если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то и в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются. Если первое впечатление о каком – либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в межгрупповом общении. Но по мере развития отношений, если они развиваются как межличностные, стереотип должен уйти в тень. Однако если стереотип продолжает оказывать свое действие, это может стать серьезной помехой в дальнейших контактах. В таких случаях необходимо попытаться уменьшить действие стереотипа.
Длительное общение
В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при длительном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера. Для этого необходимы не столько знания и опыт, сколько нечто другое – особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Выделяют следующие механизмы восприятия человека человеком на межличностном уровне общения: Идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Мы строим предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах другого человека пытаясь поставить себя на его место. Эмпатия – способность эмоционально вчувствоваться в состояние другого человека, сопереживание другому человеку. Для нас также очень важно как воспринимают и понимают нас самих окружающие люди. Рефлексия – осознание нами как мы сами воспринимаемся партнером по общению. Эффект красоты
Фактор привлекательности проявляется в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более умным, интересным, добрым и т.д. Люди, лица которых, по мнению компетентных судей, являются красивыми, получали у испытуемых более высокие оценки по всем рассматриваемым личностным свойствам, чем люди, которых те же судьи сочли некрасивыми. Более высоко оцениваются также и продукты деятельности людей с привлекательной внешностью. «Ореол» физической привлекательности вызывает «сдвиг» в оценках не только черт личности, но и тогда, когда оценивается конкретный результат деятельности человека или его отдельный поступок. Важно отметить, что «ореол» физической привлекательности сильно влияет на формирующееся представление о личности только в момент возникновения первого впечатления. При дальнейших контактах с человеком оценка его качеств начинает определяться характером складывающихся между людьми взаимоотношений. Однако, как отмечает Бодалев, "эффект красоты" сильно влияет на содержание формирующегося понятия о личности только в момент образования первого впечатления. В дальнейшем оценка данного человека другими людьми все больше начинает определяться другими факторами, прежде всего характером межличностного взаимодействия. Имеющиеся данные показывают также, что на первое впечатление о человеке могут влиять и особенности его телосложения, принятая им поза, направление взгляда, характеристики голоса и речи и т.д.
3. «гало – эффект» (эффект ореола). Ореол – это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющееся на всю личность. Мы склонны оценивать те или иные черты в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Э. Торндайк в 1920 г. Эффект ореола – распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол) и негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол). Хало-эффект — тенденциозность нашего восприятия, которая проявляется в том, что при оценке каких-либо черт личности мы попадаем под влияние сложившегося у нас общего впечатления об этой личности и стремимся сделать наши оценки совместимыми, непротиворечивыми. Эта тенденция может превалировать как в позитивном, так и в негативном направлении. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|