ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лидерство возникает в процессе дифференциации межличностного взаимодействия, когда одни выдвигаются на доминирующие позиции, а другие выступают как ведомые.Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, отношения влияния и следования этому влиянию в системе межличностных отношений в группе. Лидерство — это результат действия § объективных факторов (цели и задачи группы в конкретных ситуациях), § субъективных факторов (интересы, потребности, индивидуальные особенностей личности), а также § действия личности как инициатора и организатора групповых взаимодействий.
В узком смысле слова – под лидерством понимается психологическая характеристика поведения определённых членов группы. Лидер – это обязательно член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определённой, специфической, как правило, достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели. В характеристике понятия лидер групповой деятельности подчеркнём также след. обстоятельства: 1) с личностью лидера идентифицируется специфическая, и не всегда общепринятая официально, система групповых норм и ценностей; 2) это наиболее авторитетная личность, т.е. личность, за которой группа признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях; 3) это личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе; 4) лидер выполняет функцию интегратора, объединителя группы или общности, он организует действия членов группы (иногда совершенно спонтанно), наконец, он управляет людьми. По направленности своих действий лидер может быть § положительным и § отрицательным.
Авторитет — социально-психологическое явление, характеризующее положение и роль личности в группе, а также отношение к ней на основе доверия, уважения и признания нравственных, профессиональных и других преимуществ, характеризующих качества личности. Можно также сказать, что это — своего рода имидж члена группы. Основой авторитета выступает, содной стороны, власть и должностное положение (должностной авторитет), а с другой стороны, — качества личности: интеллектуальные, профессиональные, социально-психологические. Черты высокого авторитета: 1) по направленности и мотивации — высокая зрелость, стремление к достижению успеха; 2) по способностям — высокий уровень интеллекта, способность принимать правильные решения, умение выбирать правильные формы стимуляции, воздействия на других; 3) в профессиональной области — высокий уровень достигнутых знаний, умений, навыков; 4) в чертах характера — высокая ответственность, последовательность в действиях и поступках, инициативность, доброжелательность; 5) в темпераменте и волевых качествах — находчивость, напористость; 6) в коммуникативных характеристиках — умение решать конфликты.
К наиболее ранним попыткам построения теории лидерства относятся поиски специфических черт личности, присущих лидерам. 1. Эволюционный подход – повышенная активность, общительность, экстраверсия, доминирование – имеет высокую степень наследования – генетически определены. Важно, чтобы среда соответствовала этим задаткам (если подавляют или принижают статус в школе – может быть деструктивное развитие лид качеств или уйдет в себя и фантазии, повышение самооценки за счет неважных вещей.) Главное в задатках и среде. «Рожден лидером» 2. Теория научения (бихевиоризм) - лидер тот, кого воспитали. Родители давали пример, видели положительный пример лидерского поведения, было усвоено как подражание. Если родители проявляют лидерские качества или направлено научают – задания. (игры с дошкольниками) 3. Ситуативная теория – лидерами не рождаются и не становятся, а те кто попал в соответствующую ситуацию. На кого группа возложила обязанности, л – тот кого назначили (староста). Если попадает в др ситуацию – может и не быть лидером. Если есть задатки, а полномочия не дают, то задатки не проявляются. Развития в онтогенезе нет – зависит от наделения чека обязанностями.
В последние годы на Западе разрабатывается концепция лидерства, понимаемого как " система воздействий ". Эту концепцию порой считают дальнейшим развитием "ситуационизма". Однако в отличие от ситуационного подхода здесь лица, ведомые лидером, рассматриваются не в качестве лишь одного из "элементов" ситуации, а как центральный компонент процесса лидерства, активные его участники. Сторонники данной теории отмечают, что лидер, конечно, воздействует на ведомых, но, с другой стороны, столь же важен и факт воздействия ведомых на лидера.
выделяются следующие стили лидерства. 1) Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчиненных и не давая им возможности проявить инициативу. 2) Демократический. Лидер вовлекает подчиненных в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений. 3) Свободный (laissez-faire). Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчиненным полную свободу принимать решения самостоятельно.
Исследование, проведенное на базе экспериментально созданных групп, выявило наибольшие преимущества демократического стиля лидерства. Однако показатели произведенной продукции были наивысшими в условиях автократического лидерства, немного ниже — при демократическом стиле, самыми низкими — при свободном стиле. автократическое лидерство позволяет быстро принимать решения. Высокая эффективность демократического лидерства основана на использовании знаний и опыта членов группы, однако осуществление такого стиля требует от руководителя значительных усилий по оптимизации коммуникаций и координации деятельности подчиненных. Свободный стиль лидерства предоставляет членам группы большую инициативу в решении вопросов, возникающих в ходе работы. С одной стороны, это может способствовать проявлению активности людей, пониманию того, что многое зависит от них самих. С другой стороны, пассивность лидера порой приводит к полной дезориентации членов группы: каждый поступает по своему усмотрению, что не всегда совместимо с их общими задачами.
Как развивать лид качва у детей? Сначала диагностика, затем строить стратегию. Если хочет – важно контролировать лидерский потенциал, его реализацию, стремиться направлять в позитивное русло; важно создать вокруг ребенка определенную среду, систему отношений, которая позволит ребенку соризмерять свои поступки с поступками других; соц нормы, традиции могут повлиять на воспитание чека. Если нет лид качв – надо создавать вокруг ребенка опред ситуацию, где бы он мог выработать лид черты, заставлять – бессмысленно. Создать такой аспект взаимодействия, чтобы ему понравилось, чтобы он мог приобрести соц статус. Развитие лид качв требует пост учета конкретн ситуации. Ситуация которая складывается в классном коллективе должна в нем обсуждаться, чтобы любой мог высказать свою точку зрения. Подавлять чьюто точку зрения неверно. Желательно развивать личность, самостоятельность, независимость, способность принимать решения итд.
Вопрос: Лидерство Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|