Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ…………………………………………………........6

1.1 Понятие «краеведение». Сущность и формы школьного краеведения………………………………………………………………………..6

1.2 Краткая история развития «краеведения»…………………………...14

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………40

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ…………………………………………………43

2.1 Методические условия преподавания краеведческих знаний в курсе географии 8 класса………………………………………………………………43

2.2 Модульная технология формирования краеведческих знаний…….53

2.3 Формирование краеведческих знаний с помощью технологии проблемного обучения…………………………………………………………..57

2.4 Методика формирования краеведческих знаний путем проектной деятельности школьников………………………………………………………67

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………....69

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ…………………….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………79

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...80

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Главная цель краеведения - формирование личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям культуры, воспринявшей идеалы гуманизма, свободы, демократии, ответственной за судьбу своей страны.

Краеведческий подход в преподавании географии имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое.

География - это тот предмет, который с первого урока способствует наблюдению, исследованию учащимися природы и хозяйственной деятельности человека.

Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями и их практическим воплощением. Школьники изучают огромную массу понятий, но на практике сталкиваются лишь с 20-30 % изучаемого материала. Учащиеся, изучая учебный материал, знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Поэтому школьного географическое краеведение призвано сгладить этот разрыв, перекинув «мостик» между теорией и практикой.

Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится.

Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.

Объектом исследования является учебный процесс, направленный на использование краеведческого материала в курсе школьной географии.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление краеведческих знаний учащихся в процессе обучения географии.

Гипотеза исследования: полагаем, целенаправленная работа по формированию краеведческих знаний у учащихся может быть реализована при осуществлении следующих условий:

- разработка программы краеведческого курса (в рамках школьного курса географии), направленного на изучение родного края;

- систематическое использование занимательного краеведческого материала на уроках географии;

- учебный процесс должен осуществляться в тесной взаимосвязи с внеклассными мероприятиями по географическому краеведению.

Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей школьного географического краеведения, а также выявление его педагогического значения в современный период времени.

Задачами дипломной работы является:

- рассмотреть понятие «краеведение», сущность и формы школьного краеведения;

- проанализировать историю развития «краеведения»;

- выявить особенности отражения и решения краеведческих вопросов в школьных программах и учебниках в период модернизации географического образования;

- охарактеризовать методические условия преподавания краеведческих знаний в курсе географии 8 класса;

- исследовать основы модульной технологии формирования краеведческих знаний;

- изучить основы формирования краеведческих знаний с помощью технологии проблемного обучения;

- рассмотреть методику формирования краеведческих знаний путем проектной деятельности школьников.

- определить результаты опытно-экспериментальной работы.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы и методических подходов по проблеме моего исследования.

2. Наблюдение за учебной деятельностью учащихся.

3. Педагогический эксперимент.

4. Статистическая обработка данных, полученных в результате проведения эксперимента.

База исследования – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 г. Орла 8 «б» класс, 25 человек.

При анализе материала использовались методы анализа психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования, изучение учебных программ, наблюдение за поведением детей, реакцией на информацию учителя, тестирование и анкетирование учащихся.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных