Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модульная технология формирования краеведческих знаний




 

При изучении родного края на уроках географии в 8 классе применяются различные технологии. Одной из новых технологий, вошедших в учебный процесс, является модульная система, которая, например, может активно применяться в рамках факультатива. Ее основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Данная технология направлена на более глубокое изучение своего региона, так как поверхностное знакомство с ним осуществляется при изучении районов России.

Помимо этого, модульная технология открывает следующие возможности:

- индивидуальная самостоятельная работа учащихся;

- партнерская работа в парах;

- работа в группе.

Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии региона характерна индивидуализация.

По сравнению с другими технологиями у модульной есть свои преимущества:

- возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;

- развитие личностных качеств школьника (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);

- комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, ''мягкий'' контроль);

- консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Ведущая характеристика модульной технологии – гибкость, способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся условиям (путем дифференциации содержания обучения и вариативности методов обучения).

Принцип модульности предполагает целостность, завершенность и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Например, в представленном ниже уроке по модульной технологии 5 учебных элементов. В нулевой учебном элементе содержатся основные цели урока, в УЭ1, УЭ2, УЭ3 – рассматриваются основные подтемы урока.

В разработанном уроке происходит сочетание материалов, как по физической, так и по экономической географии. Это дает возможность рассматривать географию края как интегрированную (комплексную) науку.

В результате выполнения представленного модуля каждый ученик самостоятельно может оценить свои успехи, так как в УЭ4 содержится рейтинг баллов за выполнение заданий.

Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу «География Орловской области» (8 класс).

 

Тема: «Промышленность Орловской области»

Учебный элемент Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению материала
УЭ0 Интегрирующая дидактическая цель. По завершении работы над учебными элементами учащийся должен: Знать: 1) особенности ЭГП Орловской области; 2) особенности природы и хозяйственного развития Орловской области; Уметь: 1) анализировать карты атласа; 2) формировать выводы по каждому учебному элементу; 3) составлять комплексную характеристику края, делать выводы. 4) осуществлять разные виды контроля; 5) учиться работать в группах, учитывать мнение других, принимать решения. Вводный контроль: Ответьте на вопрос: Какие природные ресурсы характерны для территории Орловской области? Сформулируйте цель урока исходя из ответа. Используйте для модуля: Тихий В.И. Экономическая и социальная география Орловской области. Орел, 2000.   Учебные материалы по географии Орловской области;     Рабочая тетрадь   Географический атлас: 8 класс.     Обсудите ответ в группах. Отвечает один человек.
УЭ1 Особенности географического положения, проблемы и перспективы развития Орловской области. Цель: Определить особенности ЭГП и перспективы развития Орловской области. Ход работы: Задание А Ответьте на вопрос: Можно ли считать, что роль Орловской области в хозяйстве России – следствие его природных условий и ресурсов? Задание Б Закончите предложение: 1. Орловская область занимает площадь ________. 2. Орловская область находится в фокусе глобальных связей _____________. Взаимоконтроль: поменяться тетрадями с соседом, он проверит по образцу и поставит балл. Задание В Сделайте вывод об особенностях географического положения Орловской области: Положительные Отрицательные _______________ _______________ ________________ _______________ ________________ _______________ _______________ ________________ Контроль: работу проверяет учитель. Задание обязательно для всех.   Максимум – 5 баллов.
УЭ2 Состав и природные условия Орловской области. Цель: определить состав территории, Орловской области, охарактеризовать природные ресурсы, сделать выводы об особенностях природных условий и ресурсов. Ход работы: 1) Изучите карту атласа. Задание А На контурную карту нанесите границу Орловской области, административные единицы, входящие в его состав, крупные города. Контроль осуществляет учитель. Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.   Максимум – 4 балла.
УЭ3 Специализация хозяйства и перспективы развития. Цель: понять взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией края, оценить влияние природных условий и ресурсов на хозяйственное развитие, выявить хозяйственные проблемы Орловской области и наметить пути их решения. Ход работы: 1) Изучить текст учебного пособия 2) Выпишите в тетрадь отрасли специализации Орловской области. 3) Выполните одно из двух заданий. Задание А Выберите правильные ответы (знаками ''+'' или ''-") Отраслями Орловской области являются: 1. Цветная металлургия 2. Топливная промышленность 3. Электроэнергетика 4. Рыбная промышленность 5. Нефтехимия 6. Производство минеральных удобрений 7. Лесной комплекс. Контроль: сверить свой отчет с образцом, который находится у учителя. Задание Б Сформулируйте проблемы и перспективы развития Орловской области. Контроль осуществляет учитель. Учебник и атласы закрыты. Задание выполняется в тетради.     Максимум – 7 баллов.
УЭ4 Резюме Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие пред вами стояли цели. Подсчитайте общее количество баллов. Определите по шкале баллов свою оценку. Оценки: ''5'' – 12-16 ''4'' -9-11 ''3'' -3-8  

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных