Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.




Проблема умственного развития является одной из основных и актуальных в школьном образовании.

Анализ процесса и результатов обучения учащихся географии, свидетельствует, что в школах по-прежнему широко распространена традиционная система обучения. Её положительные черты - это строго заданная организационная четкость, однако, она имеет существенные недостатки: учитель сообщает готовые задания, ориентирует учащихся на механическое запоминание, репродуктивное воспроизведение изложенного в учебнике материала; на уроке происходит лишь начальное ознакомление учащихся с новым материалом, а его усвоение осуществляется при выполнении домашнего задания, т.е.

Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделал его развивающим.

Важной составной системы развивающего обучения является необходимость: осознание учащихся процесса обучения; учитель должен организовать деятельность своих учеников так, чтобы они стали активными субъектами познавательного процесса.

С целью активации учебного процесса в школах достаточно широко применяется: модульное обучение, обучение на основе знаковых моделей (опорные конспекты), проблемное обучение,проектная деятельность школьников и пр.

Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за «сухости» изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников.

Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Тема урока:

«Растительный и животный мир Орловской области»

Цели урока: дать знания об особенностях растительного и животного мира области, охраняемых видах растений и животных. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к природе, привлечению учащихся к активной природоохранной работе.

 

Оборудование: компьютерное сопровождение урока (презентация MS Power Point), физическая карта Орловской области, карта «Природные зоны России», карты «Атласа Орловской области» стр.21-25, иллюстрации к уроку, гербарий.

 

План урока:

1. Типы растительности области. Характерные виды растений. Лекарственные растения.

2. Животный мир области.

3. Редкие виды растений и животных, их охрана.

4. Памятники природы Орловщины.

 

Опережающее задание:

Подобрать материал о природе края (открытки, фотографии, стихотворения, репродукции, выдержки из литературных источников и т.п.) и оформить выставку «Природа Орловского края».

 

Домашнее задание: подготовиться к уроку обобщения по теме «Природа России».

 

Ход урока:

Эпиграф урока:

Пойдём в мой край,

В поля, луга Орловщины.

Нигде я лучше края не встречал.

Я тут на «ты»

С любым ручьём и рощею, тут для меня

Начало всех начал.

Пойдем в мой край.

Я покажу село мое.

В нем мило все, хоть бедно до поры:

Простые хаты, крытые соломою,

Коровий рев и песни детворы…

…Зимой у нас - что в русской сказке.

Где еще

На свете есть подобная зима?

Представь - летящий снег и дуб седеющий.

Да это же поэзия сама.

Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Нигде я лучше края не встречал.

Я тут на «ты»

С любым ручьем и рощею,

Тут для меня

Начало всех начал.

 

 

Дм. Блынский.

 

Организационный момент.

1) Вступительное слово учителя. Учитель поясняет, почему эпиграфом к уроку выбраны слова стихотворения орловского поэта Д.Блынского.

 

 

Беседа учителя по вопросам:

1. Какие деревья, кустарники, травы произрастают в нашей местности?

2. Какие лекарственные растения, произрастающие в нашей местности, вы знаете?

3. Расскажите о животных, которые вам встречались в окрестностях нашего села Чулково.

4. Чем питаются животные, которых вы видели?

5. Как вы помогаете животным зимой?

6. В каких парках природы Орловской области вы были?

2) Беседа учителя о типах растительности области:

Учитель: Несмотря на небольшие размеры (площадь области – 24, 7 тыс.км 2), растительный и животный мир области весьма разнообразны. Ландшафты области относятся к классу равнинных. На территории области соприкасаются две природные зоны: лесная и лесостепная. Большая часть территории области расположена в лесостепной зоне.

(Рассмотреть географическое положение области на карте «Природные зоны России»).

Беседа по основным вопросам темы.

-леса хвойные и смешанные;

-характерные типы деревьев;

- география лесов;

-лесостепной и степной типы растительности, характерные виды растений;

- луга, характерные виды луговой растительности;

- болота, типы растительности болот.

Во время беседы используются карты атласа «Атлас Орловской области» стр. 21.

По территории Орловской области проходит граница между лесной и степной зонами, преобладающим является лесостепной ландшафт (работа по карте «Природные зоны России» и карте «Растительность» стр. 21 «Атласа Орловской области». Изучением растительности области занимались учёные-биологи Кузнецов, Фомин, Залесский, Флёров, Куренцов. Исследованию растительного покрова бывшей Орловской губернии посвятил большую часть своей жизни профессор ботаники В.Н.Хитрово. Он составил самую большую коллекцию растений за всю историю исследования флоры Орловского края (20 тысяч гербарных образцов). Современное состояние флоры нашло отражение в работе Радыгиной, Пикалина, Державиной и др.

Территория области относится к двум ботанико-географическим областям: европейской широколиственной и евразиатской степной. Условной границей служит река Ока. В связи с этим растительность Орловской области отличается большим разнообразием сообществ как лесного, так и травянистого типов.

? К какой ботанико-географической области относится Новосильский район? (к евразиатской степной).

Леса занимают в области всего 5-9%. Это относит нашу область к малолесным. Распределяются леса на территории области неравномерно: приурочены к долинам рек и балкам. Только на северо-западе области (Дмитровский, Шаблыкинский, Хотынецкий районы) встречаются лесные массивы в несколько тысяч гектаров. Леса сильно пострадали во время ВОВ, а в Орловском районе леса практически полностью вырублены.

Широколиственные леса области – это дубовые, ясеневые, липовые растительные сообщества.

Смешанные и хвойные леса области – дубово-сосновые, елово-сосновые и еловые леса.

Повсеместно встречаются небольшие лесные массивы с дубово-берёзовыми или мелколиственными типами растительных сообществ.

 

? Работа с гербарными образцами: рассмотрите гербарий и назовите те виды растений (деревья, кустарники), которые произрастают в нашей местности.

 

В Орловской области леса и участки степи, чередуясь между собой, образуют переходный тип ландшафта – лесостепь. В орловской лесостепи сохранились участки луговой и разнотравной степи на опушках лесов, по склонам балок, оврагов. Пример, балка Непрец, близ города Орла; урочище Кузилинка (Ливенский район); участок степи в Колпнянском районе; урочище Городище во Мценском районе – эти участки степной растительности являются памятниками природы.

wРабота с физической картой Орловской области: показать по карте все названные территории с участками степной растительности.

В области встречаются пойменные луга (см. карту атласа на стр.21) в долинах рек (назвать каких), но они большей частью окультуриваются.

? Работа с гербарными образцами. Рассмотреть основные виды травянистой растительности лесостепей, степей, пойменных лугов.

Для лесостепей и степей области характерны кустарники: ракитник, вишня степная, спирея, полукустарники – чабрец (тимьян), травы – ковыль, типчак, осока низкая, костёр безостый, пырей ползучий, лапчатка, мятлик, таволга, ромашка.

Растительность пойменных лугов – ива белая, ива ломкая (ракита), ива пурпуровая, смородина чёрная, крапива двудомная, дягиль, бодяк болотный, мыльнянка и др.

Среди всего многообразия растений области особое место занимают лекарственные растения.

ë Сообщения учащихся о лекарственных растениях Орловской области; демонстрация слайда, выставка открыток.

3) Беседа о животном мире Орловской области. Карта атласа стр. 22.

Учитель: на территории области обитают 52 вида млекопитающих, гнездятся 149 видов птиц, встречаются 12 видов земноводных и 5 видов пресмыкающихся, в водоёмах обитают более 40 видов рыб.

Самым большим видовым разнообразием животных отличаются лесные биотопы. Здесь обитают лось, косуля, кабан, благородный олень. Лось был в начале века практически истреблён, но принятый закон сохранил этого древнего гиганта (демонстрация слайдов).

Самым типичным представителем лесостепи является косуля. Она появилась в области в начале 60-х годов. Для охраны этой лесной козочки были созданы госзаказники в Орловском, Мценском, Урицком и Малоархангельском районах. Кабан встречается повсеместно, на него разрешена промысловая охота. В области встречаются кочующие стаи волков. Волки отмечены во многих районах области, в т.ч. и нашем. Повсеместно распространена лисица – охотничий промысловый зверь. В области акклиматизирована енотовидная собака, но численность её невелика. Встречаются барсуки, зайцы, полёвки, мыши. Почти во всех лесных массивах обитает белка. В дуплах старых деревьев живут летучие мыши.

Встречаются редкие хищные птицы: орёл-беркут, орёл-змеяед, скопа (занесены в Красную Книгу). Встречаются ястребы, коршуны, совы, глухари, рябчики, куропатки, соловьи, дрозды, дятлы.

Обитают в лесах и на опушках леса, в лугах змеи, ящерицы, травяные лягушки, зелёная и серая жабы.

На открытых пространствах обитают многочисленные грызуны – мыши, хомяки, тушканчики, степные хори, сурки (байбаки, занесены в Красную Книгу), кроты, слепыши, много птиц.

На маленьких речках живут бобры. Около нашего села, в дер. Голянка находится настоящая бобриная плотина – сооружение в 1, 5 метра высотой.

После ВОВ с целью обогащения фауны области из Америки были завезены ондатры. В Знаменском районе встречается эндемичный вид – выхухоль, редкий, исчезающий вид, занесённый в Красную Книгу.

Водоёмы области богаты рыбой (около 45 видов).

w Задание по карте атласа стр. 22: найдите на карте Орловской области крупные массивы естественной растительности, которые могут служить местами обитания диких животных.

4) Памятники природа Орловской области, особо охраняемые территории (рассказ учителя, демонстрация карт (слайд).

На территории области насчитывается 131 памятник природы: ботанические, лесные, садово-парковые, дендрологические, зоологические, гидрологические. Остановимся на некоторых из них (см.карту атласа стр.23, слайд).

1) На территории Новосильского района расположен видовой заказник (от нашего села Чулково, по правой стороне от трассы Новосиль-Мценск). В заказнике под охраной – заяц-русак, бобр, косуля, выдра, серая куропатка, тетерев, куница. Задание: найти Новосильский видовой заказник на карте атласа на стр. 23.

2) Голунский лес, который состоит из двух участков: Дубовщина (площадь 359 гектаров) и лес Холм (площадь 50 гектаров). Оба участка расположены по обоим берегам реки Зуши. У леса Дубовщина расположена Сорочья гора (3) – типичный участок степной растительности. Задание: на карте атласа найти все перечисленные выше объекты (№13, 14).

Отдельно нужно сказать о природном национальном парке «Орловское Полесье». В настоящее время на территории парка ведётся серьёзная научно-исследовательская работа (карты атласа).

5) Закрепление изученного материала. Беседа по вопросам.

1. По картам атласа определите районы распространения лесов.

2. К какому растительному сообществу относится растение ковыль?

3. Есть ли в нашем районе редкие виды растений?

4. Какие животные обитают в нашем районе?

5. Какие животные приносят наибольшую пользу людям?

6. Какие особо охраняемые территории вам известны?

7. Какое растение и какое животное вы бы назвали символами Орловской области и почему? (Демонстрация слайда – гербы городов Орловской области).

8. Какой вид деятельности вам больше всего понравился на уроке?

6) Подведение итогов урока. Оценки за урок.

7) Домашнее задание: подготовиться к уроку обобщения; заполнить таблицу: «Животный мир Орловской области»

 

Млекопитающие Пресмыкающиеся и земноводные Рыбы Птицы Насекомые
         

 

Стоит отметить, что программа «Родной край», предлагаемая нами для изучения в курсе школьной географии в 8 классе является только первой ступенью в изучении административной территории Орловской области.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследовав возможности использования краеведческого материала в ходе преподавания географии, задачи исследования решены в полном объеме, что позволило сделать следующие выводы.

Краеведение дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний химии и биологии.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. В современное время охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все ценные природные объекты, исторические памятники и места отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее природных ресурсов.

Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания российского патриотизма.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Астафьев А.В. Уроки радости и вдохновения. Ж. «География в школе», №1, 1994.

2. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии. М. Просвещение, 1988. 158с.

3. Барков А.С. О научном краеведении.- В кн.: Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961г.

4. Васильев С.В. Использование локальных краеведческих атласов в экологической подготовке школьников. // Актуальные проблемы средств обучения биологии, географии в школе и ВУЗе. Сборник тезисных докладов Международной научно-практической конференции 29-31 января 2002 г. - М., 2002. - С.133-134.

5. Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6, 1995.

6. Жуковин И.Б.Моделирование содержания эколого-краеведческой подготовки учителя географии. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 18с.

7. Журнал «География в школе» 2002 г.№ 9. С.55.

8. Журнал «География в школе» 2002 г.№5. С.41-46.

9. Журнал «География в школе» 2004 г.№ 7. С.70-76.

10. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. - Оренбург, 1995. - № 25. - С. 117.

11. Иванов Ю.П. Как помочь школьнику совершить «малое географическое открытие». Ж. «География в школе», №5, 1994.

12. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии. Ж. «География в школе», №5, 1995.

13. Козлова Ю.В. Краеведение. М. «ТЦ Сфера», 2007. 127с.

14. Кривошапкина О.М. Геоэкологическое краеведение (теория и опыт): Монография. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 206с.

15. Матрусов И.С. Краеведение и краеведческий подход в преподавании географии. М.: Академия педагогических наук, 1963 г.

16. Махов С.И., Финаров Д.П. Разработка системы экологических понятий и умений в школьном курсе географии // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. - СПб.: Образование, 1994. - С.27-30.

17. Морозова Г.А. Влияние краеведения на личность ученика. Ж. «География в школе», №4, 1997.

18. Никонова М.А., Данилов П.А. Землеведение и краеведение. - М.: Академия, 2000. - 240с.

19. Овчинников Ф., Бакланов В.Слово об отчем крае. Сорочинск. 2003. 205стр.

20. Сафиуллин А.3. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей,- М.: Просвещение, 1979.

21. Строев К.Ф. Краеведение. М.,1974.

22. Туристско-краеведческие кружки в школе. Москва. «Просвещение». 1988 год.

23. Финаров Д.П. Основные направления совершенствования эколого - краеведческой работы // Педагогические проблемы краеведения и туризма в школе и ВУЗе. Материалы семинара. - СПб.: Образование, 1994.

24. Чащина З.В. Краеведческая работа в начальных классах. - М.: Просвещение, 1961. - 52с.

25. Чибилев А.А. Мусихин Г.Д. Павлейчик В.М. Паршина В.П. Зелёная книга Оренбургской области: Кадастр объектов Оренбургского природного наследия (Оренбургский филиал Русского географического общества) Оренбург. Изд-во «ДиМур» 1996г. 260стр.

26. Чибилёв А.А., Мусихин Г.Д. и др. Геологические памятники природы Оренбургской области. Оренбург. Оренбургское книжное издательство, 2000г, 400с

27. Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии. Воронеж: ВОИПКРО, 2002 г.

28. Шмидт С. Краеведение воспитывает преданность своей Родине // Известия - 2003. - 23 декабря.

29. Ярошенко В.В., Козлова Ю.В. В поход с классом. Пособие для классного руководителя. Москва. «ТЦ Сфера» 2004г, стр. 5-12.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных