Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы и методы государственного регулирования экономики:преимущества и границы их использования.




В услови­ях рынка государственное регулирование экономики — целенаправ­ленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов нацио­нального производства при полной занятости экономических ре­сурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен). Все используемые правительством регуляторы эконом и ческой жизни общества можно отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воз­действию на деятельность субъектов хозяйствования. эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном эконо­мическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различ­ные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирова­ния. С государственными инвестициями связано понятие госу­дарственного предпринимательства. О государственном предпри­нимательстве говорят, когда подразумевают создание и функцио­нирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государ­ство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариан­там, соответствующим экономическим целям государства. Вме­сте с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными экономи­ческими результатами, соответствующими государственным эко­номическим целям.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государст­венного регулирования можно разделить на правовые, админист­ративные, экономические. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику призваны обеспечить ее правовую ин­фраструктуру, создать для частного сектора - домохозяйств и бизнеса — разумные правовые условия функционирования. Пра­вовое регулирование экономики состоит в установлении государ­ством правил экономического поведения для фирм-производите­лей и потребителей. Система законодательных норм и правил оп­ределяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функциониро­вания фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т. д. Административные меры подразделяются на меры запрета (про­изводство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми вида­ми лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осущест­вление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уп­лата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Админист­ративные меры не связаны с созданием дополнительного матери­ального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер ры­ночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществля­ется путем воздействия на спрос и предложение на националь­ном рынке, на структуру экономики, путем активизации факто­ров экономического роста и т. п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику, денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирование — высшая форма государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных