Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционная система государственной власти в РФ.




В состав России входят 89 субъектов РФ: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конститу-цию и закон-во, остальные субъекты РФ – свои уставы и закон-ва.РФ, а также субъекты РФ имеют собствен-ные сферы компетенции, или, предметы ведения.

К ведению РФ относятся в частности, следующие:

-регулирование и защита прав и свобод чел-ка и гр-на;

-решение вопросов о гражданстве в РФ;

-финансовое, валютное, таможенное регулирование;

-внешняя политика и международные отношения России, оборона и безопасность страны,

-прокуратура, уголовное, гражданское, процессуальное законодательство и др. вопросы.

Вместе с тем Конституция РФ устанавливает предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. К ним относятся: обеспечение законности и правопорядка; вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничение государственной собственности; семейное, жилищное, трудовое, административное законодательство.Вне этих предметов субъе5кты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Президент РФ является главой гос-ва. Он явл-ся гарантом Конституции, принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и территориальной целостности. Определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.Президент избирается на 4 года на основе всеобщего прямого тайного голосования. Одно и тоже лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.Президент назначает Председателя Прав-ва, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает выборы Гос Думы, подписывает международные договоры России. Он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны.Президент издает указы и распоряжения. В некоторых случаях он может быть досрочно отстранен от должности, для чего применяется определенная процедура. Президент может уйти в отставку.Высшим представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание, или парламент РФ.В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один – от представительного органа, другой – от исполнительного органа гос.власти. Совет Федерации насчитывает 178 человек. ГосДума состоит из 450 депутатов, к-е избир-ся сроком на 4 года. Депутаты Гос Думы работают на проф-ой основе, они не могут находиться на гос-ой службе и заниматься др. оплачиваемой деят-ю (кроме преподавательской, научной, творческой деятельности).Совет Федерации и ГосДума избираются из своего состава своих Представителей. Основная функция Федер. Собрания – принятие федеральный законов. Проект закона сначала поступает в Гос Думу, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем закон поступает в Совет Федерации, который может его рассмотреть в течении 14 дней и принять большинством голосов от общего числа членов этой палаты.Отклоненный Советом Федерации закон возвращается в Государственную Думу, после чего либо образуется согласительная комиссия из представителей обеих палат, либо государственная Дума повторно его принимает. Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ, к-й д-н в течении 14 дней подписать и обнародовать его. Отклоненный Президентом закон м/б снова рассмотрен Федеральным собранием. Исполнительную власть РФ осущ-т Правительство РФ. Оно состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Прав-ва представляет Президенту РФ предложения о структуре органов исполнительной власти. Прав-во разрабатывает и представляет ГосДуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Прав-во проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику. Принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.

Судебная власть осущ-ся посредством конституционного, гражданского, административ-ного и уголовного судопроизводства. Право-судие в России осущ-ся только судами. Судьи явл-ся независимыми и подчиняются только закону.Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Конституцион-ный суд решает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов Президента РФ, рассмат-ривает споры о компетенции, возникающие м/у органами гос.власти. Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда РФ, судов субъектов РФ и местных судов. Они рассматривают гражданские, уголовные, административные дела.Арбитражные суда состоят из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных окружных судов и арбитражных судов субъектов Федерации. Они рассматривают экономические споры.Надзор за законностью в стране осуществляют органы Прокуратуры РФ.

Судебная власть в РФ осущ-ся системой судов, к-е осущ-ют правосудие. Согласно Конституции в России сущ-ют четыре вида судопроизводства: конституционное, гражданское, уголовное и административное. Конституционное судопроиз-водство Конституционный суд РФ. Это орган конституционного надзора и контроля. Его основная задача – следить за тем, чтобы все издаваемые в стране законы и нормативно – правовые акты не противоречили нормами Конституции РФ.Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, к-е разделены на две коллегии. На конституционный Суд возложено разрешение споров о компетенции между различными органами государственной власти. Конституционный Суд работает только по запросам Президента РФ. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ.Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. В механизме управления страной особое место занимает местное (территориальное) самоуправление. Местное самоуправление осущ-ся населением, территориальными общностями ч/з образуемые ими местные законодательные органы самоуправления (советы, земства, думы, собрания).Органы МСУне входят в систему органов гос.власти РФ. Вмешательство в законную деят-сть МСУне допускается. МСУ не оторвано от гос-ва, не противостоит ему, наоборот, все гос органы обязаны соблюдать права МСУ, могут передавать ему часть своих полномочий. Ведению самоуправляющихся территориальных общностей подлежит местный бюджет, местные налоги и сборы, собственность. Правовое регулирование МСУ осущ-ся федеральным законом.

 

63.Гражданское право как отрасль права.

Г.П. – совок-сть правовых норм, к-е регулируют товарно – денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, а в случаях предусмотренных законом, и иные личные неимущественные отношения. ГП как одна из отраслей права имеет свой предмет правового регулирования, т.е.определенный круг общественных отношений, набор приемов и средств правового регулирования. ГП регулирует две группы личных неимущественных отношений. Первая – личные неимущественные отношения связанные с имущественными. (авторство изобретения, товарные знаки, образцы, произведения науки, литературы и искусства)Вторая группа – личные неимушественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются граж.правом лишь в случаях, прямо указанных в законе.

К числу основных начал (принципов) гражданско- правового регулирования относятся:-принцип недопустимости произвольного вмешательства к-л в частные дела,-принцип юр-го равенства участников гражданско – правовых отношений,-принцип неприкосновенности соб-сти,-принцип свободы договора,-принцип самостоятельности и инициативы,-принцип беспрепятственного осу-ществления гражданских прав,-принцип всемерной охраны гражданских прав.

ГК устанавливает, что гр-н или юр.лицо вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию

Принципы гражданского права

ГК явл-ся весьма сложным кодификационным актом, нормы к-го д/б точно выверены и сбалансированы.

В статье 1 ГК РФ формул-ся основные начала (принципы) гражданского законод-ва, закрепляется принцип свободы в приобретении и осуществлении субьекгивных гражданских прав гражданами (физ.лицами) и юр-ми лицами, воспроизводятся конституционные гарантии единства экон-го пространства в РФ.Излагаемые в статье основные начала, принципы и гарантии придают гражданскому закон-ву новые качественные харак-ки, позволяющие считать Гражданский кодекс РФ 1994 г. кодексом российского общества эпохи перехода к социально-ориентированной рыночной экономике,

2- В цикле 1 статьи приводится перечень основных начал (принципов) гражданского законодательства.

1) Под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юр-ое (но не экон-ое) равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений м/у участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении.

2) Неприкосновенность собс-ти означ. обеспечение возможности собственнику спокойно осуществлять все имеющиеся унего правомочия в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным устранением всех других лиц от доступа к имуществу и какого-го вмешательства в его деятельности как собстственности.

3} Понятие свободы договора раскрывается в п_. 2 настоящей статьи как право гр-н и юрид. лиц свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора и в.определении любых не противоречащих эакон-ву условий договора. Доп-ная хар-ка свободы договора дается в ст. 421 ГК. С понятием свободы договора связано и понятие диспозитивных норм, широко применяемых в гражданском закон-ве (п. 4 ст. 421).К сожалению, понятие свободы договора, содержащееся в указанных статьях, нельзя считать исчерпывающим. В частности, в них ничего не говорится о свободе лица выбирать себе контрагента по договору. В отличие от всех других основных начал (принципов), относящихся ко всему гражданскому закон-ву, принцип свободы договора, каким бы важным он ни был, имеет более локальное значение. Он применим лишь в договорном праве. Поэтому было бы логичным заменить его более широким принципом, применимым ко всему гражданскому закон-ву,- принципом свободы гр-н и юрид. лиц на совершение правомерных юридических действий.

4) В содержании принципа недопустимости произвольного вмешательства к-л в частные дела ключевым является понятие частного дела как деят-ти гр-на или юрид. лица (как частного лица) основанной на частном интересе в сфере применения частного. а не публичного прзвз. Это м/б и частно предприни-мательская деят-сть, и частная жизнь гр-на: и вообще все то, что находится за пределами гос-ой, полити-ческой и иной публичной деят-ти, преследующей общественные интересы. Частное дело гр-на или юрид. лица д/б защищено законом от произвольного вмешательства в него со стороны любого лица и гос-ва. 5) Необходимость беспрепятственного осуществления граждаиами и юридическими лицамн гражданских прав является краеугольным камнем и условием функционирования гражданского законодательства. В конечном счете, это вопрос о существовании в стране общего режима законности и правового государства.

6) Прямым продолжением принципа, изложенного в п, 5. служит принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Ни одно из вышеперечисленных начал (принципов) гражданского законодательства не имеет абсолютного характера. Все они подвластны каким-то исключениям юридического, а чаще всего фактического порядка. Главная ценность данных начал (принципов) состоит в том, что в своей совокупности они формируют гражданское законодательство как целостное системное образование демократического типа, способное наиболее эффективным образом регулировать имущественные и неимущественные отношения во вновь создаваемом в России обществе. Впрочем, в ряде случаев основные начала гражданского законодательства могут служить и непосредственным источником при определении прав и обязанностей сторон в конкретных правоотношениях, например при использоеаи!-;1.! аналогии праза (1Ь_2_Ск_6).

3. В пункте_2 закрепляется принцип свободы граждан (физических лиц) и юридических лиц в приобретении и осуществлении гражданских прав, предусмотренных законодательством. При этом понятия "своей воли", "автономии воли" и "в своем интересе" определяют общее направление в действии данного принципа на стадии применения гражданского законодательства. Разумеется, их нельзя толковать буквально, поскольку возможны случаи, когда гражданские права приобретаются и осуществляются "не своей волей" (например, действиями опекунов в отношении несовершеннолетних) и "не в своем интересе", а в интересах других лиц, общества и государства.

В части,2л 2 говорится о возможности ограничения гражданских прав на основании федерального закона в указанных в нем случаях. При этом дословно воспроизводится содержание п^_3...ст._55 Конституции РФ.

4. В пуиктв 3 воспроизводится положения ст, 8 Конституции РФ о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации на,(необходимом атрибуте единства экономического пространства страны.

Содержащееся в 4^,2 дополнение о возможности введения ограничений на перемещение товаров и услуг может быть реализовано лишь в порядке осуществления государством властных полномочий путем прииятия федерального закона. Что касается гражданско-правовых последствий, связанных с введением подобного рода ограничений, то они определяются в соответствии с общими правилами, закрепленными в ст._401 ГК РФ.

64.Гражданское правоотношение: понятие, содержание, субъекты и объекты

Гражданское правоотношение – один из видов правовых отношений. Они возникают в результате регулирования нормами гражданского права имущественных и личных неимущественных отношений. Гражданское право регулирует следующие виды общественных отношений: имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенными лицами или переходом имущества от одного лица к другому, связанные с ними личные неимущественные отношения, предметом которых являются нематериальные блага, неотделимые от личности(имя, честь, достоинство и тд.). В Г.П. по имуществом понимают не только вещи, находящиеся у определенного лица, но и так называемые права требования(право требовать возврата долга). И мущественные отношения – социальные, общественные, отношения между людьми и коллективами по поводу имущества.

Личные неимущественные отношения, входящие в предмет граж. Права, лишены экономического содержания (имя, честь, личная жизнь). Носителями личных неимущественных прав являются не только граждане, но и коллективы и организации. К личным неимущественным благам организации относятся деловая репутация, фирменное название организации, товарный знак.

Гражданские права и обязанности принадлежат участникам правоотношения, которые называются субъектами правонарушений.

Субъектами Г. правонарушений м/б граждане, юр. лица, гос-ые и административно- территориальные образования. Граждане принимают активное участие в гражданском обороте и являются важнейшими субъектами гражданских прав и обязанностей. К физ. лицам гражданское закон-во отн-ся не только российских граждан, но и иностранцев, и лиц без гр-ва. Для участия в гражданских правоотношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Среди всех юридических фактов, установленных Гражданским кодексом, наиболее распространенным явл-ся сделки. Субъектами, к-е совершаются сделки, м/б граждане и юр. лица. Сделками- действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В ней отражается воля лица (физ. или юр.). В зависимости от того, сколько лиц выражают свою волю, сделки бывают одно-, двух, и многосторонние. Односторонние – выражение воли одной стороны.Двухсторонней – выражение согласованной воли двух сторон. Многосторонней – воли трех и более сторон. Различаются также сделки возмездные (договор – купли продажи, аренда) и безвозмездные(договор дарения).

Участники гражданского оборота могут свободно осущ-ть свои права. Они могут и воздержаться от реализации принадлежавщих им прав. В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юр. лица по своему усмотрению осущ-т гражданские права. Предоставляя субъектам гражданского оборота возможность самостоятельно распоряжаться своими правами, закон устанавливает пределы осуществления гражданских прав (С.10.ГК). Не допускаются действия граждан и юр. лиц с намерением причинить вред другому лицу, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке. Осуществление гражданских прав через представителя. Представитель может выступать от имели представляемого в силу полномочия, которое возникает на основании указанных в законе юридических фактов: доверенности, указания закона, акт уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Различаются два вида представительства: обязательное и добровольное. При добровольном представительстве полномочия представителя определяются в доверенности. Доверенность – это выдаваемый представляемым документ, в котором закреплены полномочия представителя по совершению сделок и иных действий, от имени другого лица. В зависимости от объема полномочий представителя доверенности бывают: генеральные, специальные и разовые.

Генеральные доверенности выдаются для совершения разнообразных сделок и иных юридических действий (управление имуществом доверителя, руководство филиала).

Специальные доверенности выдаются на совершение одноразовых сделок и др. юридических действий (управление жилым домом, получение груза в течении определенного срока).

Разовые выдаются на совершение строго определенной сделки или иного действия. Доверенность совершена в простой письменной форме. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если не указан срок действия. Доверенность действительна в течении одного года со дня совершения. Защита нарушенных и оспоренных гражданских прав осуществляется судом. К судебным органам относятся: суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суд.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных