Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Великолитовский этап (середина XIII- конец XVIII ст.).




Монументальная архитектура этого этапа шла в нескольких направлениях – строительство оборонных сооружений; градостроительство, создание дворцово-замковых ансамблей магнатов и культовое строительство.

Создание обороннительных сооружений (замков, крепостей и др.) было вызвано геополитическим положением Великого Княжества Литовского (ВКЛ). До 1410 года основная угроза государству шла с запада и несли ее немецкие рыцари – крестоносцы, а с XVI века военные действия организовывались со стороны Московского государства и частично Крымского ханства.

Наиболее примечательным явлением оборонного строительства было сооружение в XIV - начале XV ст. замков типа «кастель». Они представляли собой замкнутые четырехугольные сооружения с мощными стенами и одной или двумя башнями на противоположных углах.

Государственные замки были построены в Гродно, Новогородке, Лиде, Крево и других городах и предназначались для обороны от крестоносцев.

Гродненский замок (Нижний замок) был построен во второй половине XIII ст. из дерева. Он многократно подвергался штурму со стороны крестоносцев (1284, 1296, 1305, 1306, 1311 гг.). В это время наиболее значительной личностью, руководившей обороной замка был каштелян Давыд. Но в 1326 году он погиб организуя рейд против крестоносцев в Германию.

В конце XIV ст. Великий князь Витовт на месте деревянного построил каменный замок, который имел периметр стен 270 м, а толщину до 3 м. На стенах было 5 башен.

Лидский замок был построен Великим князем Гедимином в начале XIVст. Он имел периметр стен 250 м при ширине до 3 м. Две башни возвышались на высоту 12 м. На строительство замка пошло 23 тыс. м³ валунов и 1,5 млн. штук кирпича.

После многократных штурмов в 1384 крестоносцы на короткое время захватили замок. Второй раз замок был взят в 1659 году русскими войсками под руководством воеводы Николая Хованского. Замок был окончательно разрушен шведами в 1702 году во время Северной войны.

Кревский замок был построен Великим князем Ольгердом в 1340 году. Он имел вид трапеции периметром 260 м. Высота стен достигала 10 м., а толщина 2,75 м. Две противоположные башни имели высоту 25 м. В 1382 году в подвалах замка был убит отец князя Витовта – Кейстут по приказу племянника Ягайлы. В 1503 – 1506 гг. замок несколько раз осаждали крымские татары, но взять не смогли.

Новогородский замок строился в несколько этапов. До конца XIII в. на Замковой горе находился деревянный замок с каменным донжоном – Щитовкой. Затем на его месте был построен каменный замок с 5-ю башнями. Окончательное строительство замка было завершено только в конце XV ст. В 1505 и 1506 гг. замок штурмовали, но не взяли крымские татары. Однако в 1655 г. его брали войска казачьего полковника Ивана Золоторенко, а в 1660 г. Русского воеводы Николая Хованского.

Государственные замки для обороны от московского государства были построены в XV – XVII ст. в Витебске, Орше, Речице и др. городах.

Градостроительство. К началу 17 ст. на территории Беларуси было 300 городов, из них 60 % в западной части и 40 % в восточной. Однако большинство населения было сосредоточено в местечках с населением до 1,5 тыс. человек.

С конца XIV ст. в городах ВКЛ начало вводиться Магдебургское право, предусматривающее полное самоуправление. До XVI ст. им пользовались только крупные города – Берестье, Городня, Слуцк, Полоцк, Менск, но к XVII ст. его получило большое количество городов и местечек. В «магдебурских» городах основным центром становится торговая площадь, а роль замка отводится на второй план. Горожанам предписывалось строить ратушу, весовые и складские помещения. Гостиный двор, общественную баню, корчмы и др. сооружения. Основной системой планировки в городах была веерная, образованная рядом улиц, которые расходились от торговой площади в разных направлениях. Такая планировка, в целом, была характерной до конца XVII ст. И только начиная с XVIII ст. она уступила место квартальной планировке.

Строительство домов велось преимущественно из дерева, но употреблялись также камень и кирпич. Под воздействием реннесанской градостроительной культуры в XVI – начале XVII ст. в ряде городов была проведена коренная реконструкция, при которой городская территория приобрела стройную систему регулярной квартальной планировки.

Основные оборонительные сооружения выносились на периферию (Слуцк, Старый Быхов, Речица), либо занимали обособленное от города положение (в основном замки магнатов в (Несвиже, Мире, Любче и др.). В монументальной градостроительной архитектуре XIV– XVIII ст. осваивались приемы западноевропейских стилей – готики, ренессанса, барокко.

В XVI ст. в готико-ренессансной архитектуре на территории Беларуси сложилась своеобразная система декора фасадов – дихролиня. Выступающие участки стен имели цвет красного кирпича, а углубленные части затирались плотным слоем белой извести.

Строительство магнатских замков началось с XVI ст. Наиболее известные из них – Мирский, построенный в 1506-1510 гг. во владениях надворного маршалка ВКЛ Юрия Ильинича, построен в готико – ренессансном стиле, а также чисто ренессансные замки конца XVI ст. – Несвижский (принадлежал Радзивиллам), Любчанский (Кишкам), Гольшанский (Сапегам).

В ренессансном стиле в XVI – XVII ст. строились городские ратуши многих городов. Это были башнеобразные сооружения с ярусным силуэтом (Городня, Клецк, Несвиж и др.). При ратушах строились торговые ряды. Основным архитектурным мотивом которых были ренессансные аркадные галереи.

С конца XVI ст. в странах Европы начал проявляться архитектурный новый стиль – барокко, проявлялся в нарядности и пышности сооружений, вместо строгих ренессансных форм. На территории ВКЛ он появился в конце XVI в., но расцвета достиг вначале XVIII ст. Монументальными памятниками барокко являются дворцовые ансамбли в Несвиже, Ружанах, Гольшанах, а также многочисленные храмы и монастырские комплексы (Гродно, Жировичи, Могилев, Слоним и др.).

В середине XVIII ст. в русле архитектуры барокко формировался стиль рококо, примечательный исключительной оригинальностью приемов и аттрактивностью форм строительной экспрессии. Его представителями в пределах ВКЛ был А.Гену, Я.Глаубиц, Л.Гринцевич, А.Чехович, а также архитекторы немецкой школы барокко и рококо Я.Киобель, М.Пепельман, И.Яух и др.

Культовое строительство. В монументальном культовом строительстве этого этапа наиболее ярко выразились архитектурно-художественные характеристики белорусской готики, ренессанса и барокко.

В стиле белорусской готики были построены церкви оборонного типа конца XV – начала XVI ст. – Супрасльская, Сынковичская и Мурованковская церкви-крепости. Это были прямоугольные сооружения на углах которых располагались башни с бойницами. Верхи стен опоясывались навесными бойницами – машикулями.

Кроме 4-башенных церквей – крепостей к белоруской готике принадлежат несколько без башенных культовых сооружений конца XV – XVI ст. – Вселюбский Костел, Ишколдский Троицкий костел, Новогрудская Борисоглебская церковь.

С середины XVI cт. с расширение реформационного движения началось строительство протестантских храмов в стиле ренессанс. Вместо готических форм (нервюрные своды, стрельчатые проемы, контрфорсы) стали появляются цилиндрические своды, исчезали контрферсы и т.д. Типичными ренессансными храмами был нальвинистские соборы в Асташине, Койданове и др. Черты ренессанса приобретали и католические храмы второй половины XVI ст. Последующая за реформацией контрреформация (наступление католицизма) внедрила в жизнь свою идеологическую программу в виде архитектурно-художественного стиля барокко. Первым сооружением в стиле барокко на территории Речи Посполитой стал Несвижский костел Бюжьего тела, построенный в 1587-93 гг. по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони.

Однако на рубеже XVI – XVII ст. культовые построения имели, в основном, разностилевый характер – в готико-ренессансные структуры вкраплены элементы барокко. Заключение в 1596 г. церковной Берестейской унии привело в храмовом строительстве к синтезу барокко с архитектурными приемами предыдущего времени. В результате на протяжении XVII – XVIII ст. сформировалась оригинальная архитектурно-художественная система – белорусского барокко. Раннему этапу его становления относятся костелы в Дятлове (1624), бригиток в Гродно (1651) в Вишнево (1641) и др.

Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном строительстве ВКЛ получила в искусствоведении названия, «виленского барокко». Его черты наиболее ярко выявились в культовых сооружениях униатов: Полоцкий Софийский собор(построен заново в 1738-60), церкви и монастыри в Борунах, Вольно, Толочине, Богоявленская и Крестовоздвиженская церковь в Жировичах, Воскресенская церковь в Витебске и др. храмы, построенные во второй половине XVIII в.

Российский этап (конец XVIII cт. – 1917 г.). В связи с троекратным поделом Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. вся территория ВКЛ оказалась в составе Российской империи. Это привело к резкой смене архитектурных стилей. Прежде всего, в монументальном строительстве государственных учреждений начал доминировать классицизм.

В северо-восточной части Беларуси, которая попала в состав Российской империи в 1772 г. (Могилевская и Полоцкие губернии) началась перепланировка городов. В центре города обычно размещали квадратную в плане главную площадь, где строили учреждения и гостиный двор, по углам церкви. Город разбивался на прямоугольные или в квадратные кварталы.

Первые построения в стиле классицизма появились в крупных городах (государственные учреждения) и в имениях русских дворян, которые получили земли от царского правительства, главным образом, в восточной части Беларуси. Наиболее значительными зданиями были почтовый дом в Полоцке (1774), учебный корпус Могилевской семинарии, главный корпус Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Кричевский дворец и др. Проекты этих построений создавались в Петербурге.

В 1800-1830 гг. классицизм на территории Беларуси достиг наивысшего развития и вступил в период …т.н. высокого классицизма. Развитие архитектуры характеризовалось значительным ростом городского и усадебного строительства. Продолжалась работа по перепланировке городов соответственно принципам русского классицизма. Зачастую регулярные планы проектировались без учета рельефа и местных традиций. Некоторые города переносились на новые места (Климовичи). Обычно центральные части городов застраивались каменными зданиями, а периферические – деревянными. Однако крупных ансамблей классицизма, несмотря на широкие масштабы строительства Беларуси почти не было создано. Исключение составляет застройка Гомеля по плану архитектора Кларка (1800), а также Брестская и Бобруйская крепости.

Больше всего в это время было создано дврцово-усадебных комплексов. Причем в центральной и западных частях территории Беларуси наиболее ощутимое воздействие было варшавского и виленской архитектурных школ, а в восточной – российской.

С конца XVIII cт. строительство католических и униатских храмов резко сократилось, а православных, наоборот, увеличилось, что объяснялось русификаторской политикой правительства. После ликвидации униатства в 1839 г., большинство храмов этой конфессии было передано Русской православной церкви. Значительным памятником классицизма в области культового строительства этого времени является Гомельский Петропавловский собор.

С начала XIX ст. строились храмы-ротонды, преимущественно православные церкви (Чечерская Спасо – Преображегская, Стрешинская Покровская, Славгородская Рождества Богородицы и др.). Среди немногочисленных католических храмов-ротонд – Лидский Иосифовский костел пиаров, Щучинский костел Терезы и др. В 1830-ые годы в белорусской архитектуре наблюдается отход от классической школы и распад стилевого единства в строительстве. В центральных и западных районах Беларуси начинает проявляться новый стиль – неоготика, который достиг расцвета в середине XIX ст. Наиболее полно он проявился в дврцово-усадебных и частично культовых построениях и был связан воздействием варшавской архитектурной школы (Идзковский, Маркони, Ящалд и др). – Косовский и Масалянский дворцы, Рожанский Петропавловский костел и др. В 1930-ых годах произошло определенное противостояние двух стилей: в дворцово-усадебных комплексах магнатов в центральных и западных районов Беларуси развивалась неоготика, а в государственном строительстве – классицизм российских архитекторов.

Треть его этапа в истории градостроительства и архитектуры на территории Беларуси характеризовался в экономическом плане бурным ростом католицизма, что выразилось в развитии городов и прокладывании путей сообщений.

За 50 лет, начиная с 1862 г. на территории Беларуси было проложено свыше 3,5 тыс. км. Железнодорожных путей. Интенсивное строительство железных дорог и развитие промышленности привело к существенной перепланировке крупных городов.

Для городов стали характерными приемы регулярной застройки – прямоугольная система кварталов, создание новых улиц, площадей, парков. В результате перестройки центральных частей городов, композиционной доминантой является главная площадь, а магистральная улица, соединяющая железнодорожный вокзал с историческим центром. На этой транспортной артерии концентрировались государственные, торгово-финансовые, коммерческие и культурные учреждения (Витебск, Гомель, Гродно, Минск, Могилев). Центральные кварталы городов перестраивались, Шла капитальная реконструкция зданий, которым зачастую надстраивали дополнительные этажи. Эти районы имели водопровод (Минск, 1874; Гродно, 1876; Могилев, 1897), канализацию, электрическое освещение и телефон. Здесь создавались скверы, парки, городские сады. В городах формировались новые площади – привокзальная, театральная, административная. В конце 1980-ых годов появились привокзальные площади в Минске, Витебске, Гомеле, Гродно, Полоцке.

Промышленные зоны городов размещались либо на окраинах, либо вдоль транспортных путей. Строительство промышленных объектов велось хаотически. Производственные отходы отравляли прилегающие районы. Территориально города росли за счет предместий и промышленных зон.

В архитектуре Беларуси этого подэтапа имело место ретроспективное (эклектическое) направление, развитие которого можно разделить на три стадии: 1) до конца 1860 – переход от наследия классицизма к неоготике; 2) до 1890 – широкое использование метода историзма, основой которого была ориентация на архитектурные стили прошлого Беларуси; 3) 1890-1917 – возникновение на ретроспективном фоне новых архитектурных направлений: модерна и неоклассцизма. Ретроспективное направление произвольно соединяло в строениях формы готики, ренессанса и барокко, создавая архитектурный стиль, который сложно определить. Уебные учреждения и банки обычно оформлялись под ренессанс (Гомельская мужская гимназия), театры – под барокко (Минский театр), костелы – под готику.

С конца 1860-ых годов в городах Беларуси стал распространяться псевдорусский стиль. Вначале он был монополией православного культового строительства (после подавления национально-освободительного восстания 1863-64 гг. в Беларуси с целью русификации возводилось много православных храмов), но постепенно он нашел последователей и в гражданском строительстве (здания могилевской женской гимназии, могилевского реального училища и др.).

Стиль модерн в Беларуси развивался двумя путями: 1 с ориентацией на готику; 2) с романтической ориентацией на национальные традициираннего средневековья распространенный главным образом на северо-восточных регионах. Одной из ярких особенностей белорусской архитектуры этого периода было использование валунов для достижения художественной выразительности здания (костелы в Липнишках, Браславе; церкви в д. Красное Молодечненского района, Тудорово Кореличского района и др.).

Из многочисленных направлений модерна наиболее распространенным в Беларуси начиная с 1890 г. Был неоклассицизм. В этом стиле работали минские архитекторы Г.Гай и С.Гайдукевич (ряд домов на современных улицах К.Маркса и Советской). В этом же стиле произведена застройка современной улицы Ленина в Пинске, ул. Советской и Тельмана в Гродно и др.

Воздействие модерна проявилось также в неороманском и неоготическом стилях. В неороманском стиле построен Минский костел св. Симеона и Елены (красный костел). Абсолютное большинство костелов, возведенных в 1890-1917 годы исполнено в неоготике (Вилейский крестовоздвиженский, Ивенецкий Алексеевский, Миорский Успенский, Раковский и др.).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных