Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Введение в краеведение. Исследователи Самарского края.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

по дисциплине «Краеведение»

для студентов направления 100400.62 «Туризм»

 

 

 

 

Составитель: Якунин В.Н.

 

 

ТОЛЬЯТТИ – 2013

 

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400.62

 

Автор (составитель)_____________ д. ист. н., профессор В. Н. Якунин

 

 

Пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Туризм и рекреация»

 

Протокол №____ от "___"_________2013 г.

Зав. кафедрой «Туризм и рекреация» к. п. н., доцент Т. Ю. Крамарова

 

 

Пособие одобрено на заседании НМС по направлению 100400.62

Протокол № _______ от «____» ____________2013 г.

 

Председатель НМС направления

Зав. кафедрой «Туризм и рекреация», к. п. н., доцент Т. Ю. Крамарова

_______________________________________________________

Рецензент: к.с.н., Тресков Ю.А.

 

 

Содержание

Введение. 4

Конспект лекций. 5

Содержание практических (семинарских) занятий. 8

Примерные вопросы для экзамена. 13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

Введение

 

Цель и задачи дисциплины «Краеведение» состоит в формировании у студентов целостного представления об истории и культуре своего родного края, получение ими практических навыков, по сбору и систематизации материала по краеведческой тематике и возможности использования его в своей профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

- дать студентам комплексные знания об основных этапах становления своего родного края, показав специфические черты природной среды, истории и культуры региона;

- развитие у студентов стремление знать свой регион, формирование личностного отношения к своему краю;

- воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к их истории, традиции, святыням;

- сформировать навыки работы с краеведческой литературой, картографическим и архивным и др. материалами с целью создания «портфелей экскурсоводов».

Изучение дисциплины «Краеведение» базируется на изучении дисциплин «История культуры народов Поволжья», «Мировая история», «Мировая культура и искусство», «География». Указанные связи обеспечивают получение студентами системных знаний в области их профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

 

 


Конспект лекций

Тема 1. Введение в краеведение. Исследователи Самарского края.

Цель: изучить географию, природные ресурсы и этнический состав населения Самарского края. Рассказать об исследователях Самарского края.

Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает студентам специфические черты природной среды, истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. Родиноведение, краеведение, регионоведение означают знание о своей ближней родине. Границы "края", "региона" подвижны, изменчивы: родной дом и его окрестности, село, город, район, область (край), республика. Краеведение изучает край в целом, его политические, экономические, социальные, историко-культурные связи и явления, а также развившиеся на их основе системы управления, промышленность, сельское хозяйство, торговля, благотворительность, образование, общественную и сословную жизнь.

Объектом изучения краеведения и регионоведения являются такие традиционные элементы топографии и материальной культуры края: исторические заповедные территории и административные районы, улицы, архитектурные и историко-бытовые ансамбли и памятники; жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т. д. Краеведение включает в себя и знание естественных наук – географии, биологии, зоологии, экологии на территории края.

Задачами курса является не только дать слушателю комплексные знания о прошлом и настоящем Самарского края, но и воспитать любовь к своему городу, району, селу, уважение к его истории, традициям, святыням, бережное отношение к памятникам истории и культуры.

Краевед изучает прошлое и настоящее своего региона, своей малой родины на основании исторических источников. Все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания и является историческим источником.

Основные источники изучения истории края:

1. Вещественные источники.

1.1. Археологические памятники: древние поселения (стоянки, селища, городища), погребения. Вещи, найденные во время раскопок: орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения и др. (из камня, керамики, кости, металла, дерева и других материалов).

1.2. Памятники архитектуры (здания, сооружения и их комплексы): жилые дома, хозяйственные и производственные постройки, крепости, храмы, монастыри, часовни и др. Их связь с окружающей средой. Деревянная и каменная архитектура.

1.3. Памятники, созданные для увековечения исторических событий или людей: статуи, скульптурные группы, обелиски, стелы, колонны, плиты с надписью, гробницы, мемориальные сооружения, храмы.

1.4. Орудия труда, производственный инвентарь, образцы сырья, готовой продукции.

1.5. Предметы быта: домашняя утварь, посуда, одежда, обувь, украшения, мебель и другие материалы этнографического характера.

1.6. Оружие и военное снаряжение.

1.7. Монеты, бумажные денежные знаки, медали, значки, эмблемы и т. д.

2. Изобразительные источники.

2.1. Фотографии – один из основных документальных источников по истории края.

2.2. Произведения изобразительного искусства.: историческая, религиозная, батальная, портретная и пейзажная живопись (иконы, картины, росписи, миниатюры и т. д.), графика (рисунки, гравюры, литографии), плакаты, резьба по дереву, камню и другим материалам, металлическое литье, ювелирные изделия

2.3. Почтовые марки, конверты, открытки с различными изображениями без гашения и с календарными и специальными гашениями.

2.4. Картографические материалы, чертежи, планы.

3. Письменные источники.

3.1. Рукописные памятники: летописи, церковные и светские книги, писцовые книги, письма, послания, дневники, записки, литературные и научные труды, документы официальных учреждении и частных лиц. Материалы, на которых писались тексты: пергамент, бумага, береста, ткани, дерево.

3.2. Печатные материалы: книги, брошюры, листовки, объявления, визитные карточки и др.

3.3. Местные и центральные газеты и журналы.

3.4. Энциклопедические и другие справочные издания, путеводители, краеведческие сборники, научная, научно-популярная, мемуарная и учебная литература по истории края.

3.5. Копии рукописей и печатных материалов. Их различные воспроизведения (издания).

4. Устные источники

4.1. Памятники устного народного творчества: былины, предания, сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки.

4.2. Воспоминания, рассказы местных жителей – свидетелей исторических событий – источник знаний о прошлом края.

4.3. Материалы топонимики (о происхождении, содержании и развитии местных географических названий и антропонимики (об именах и прозвищах людей).

5. Звукозаписи (фоноисточники).

Магнитные ленты. Грампластинки.

6. Киноисточники.

Киноленты. Видеоисточники.

Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.

Коллекции памятников-подлинников, лежащие в основе деятельности музеев, определяют их специфику как научно-исследовательских и просветительных учреждений. Именно на их основе музеи и ведут научные исследования и просветительную работу.

Самыми богатыми коллекциями у ценнейших памятников прошлого располагает Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В.Алабина.

Найденные, собранные вещественные и иные источники обычно хранятся в федеральных, областных, городских, районных, школьных музеях, в музеях отдельных предприятий и учебных заведений.

Почти полвека самым компетентным специалистом по истории, археологии и этнографии Самарского края считался Павел Александрович Преображенский (1858-1942)[44]. Вместе с другими энтузиастами (А. Г.Елшин, М. М.Зеленский, Ф. Т.Яковлев, К. П.Головкин) был инициатором создания еще в 1910-1911 гг. кружка почитателей старины и коллекционеров-любителей, а в апреле 1914 г. – учреждения и губернской Ученой Архивной комиссии. Под руководством этой комиссии создается специальный музей для хранения памятников археологии, истории и этнографии Самарской губернии, в том числе старинных предметов и редких книг, собранных самарскими коллекционерами. Комиссия организовала ряд археологических разведок, раскопок и научных изысканий другого характера.

На рубеже ХIX-ХХ вв. изучением края занимались земские служащие: статистики, агрономы, врачи, ценнейшие сведения до истории края содержатся в земских статистических справочниках и сборниках, сельскохозяйственных обзорах, подворных переписях крестьянских хозяйств, адрес – календарях Самары, в журналах "Венский агроном" и "Самарский земледелец".

В мае 1916 г. создается Самарское Археологическое общество. Председателем был избран А. Г.Елшин (автор книги "Самарская хронология"), а заместителем – П. А.Преображенский. Это общество 2 ноября 1919 г. сольется с научно-просветительской организацией Самарского университета – "Обществом археологии, истории, этнографии и естествознания". Это объединение просуществует до 1929 г., а затем будет реорганизовано в "Самарское краеведческое общество".

Однако, вплоть до 1950-х годов так и не было создано научной истории края.

В 1950-1960-е гг. вновь возрождается серьезный интерес к истории и культуре Самарского региона. Существенное влияние на возрождение самарского краеведения оказали работы профессиональных историков, большинство из которых работали в педагогическом, политехническом и медицинском институтах – Е. И.Медведева (1903-1982), К. Я. Наякшина (1900 – 1982), Н. Н. Яковлева (1901-1982), Г. Н. Рутберга (1906-1986), С. Г.Басина (1918-1999), Большой интерес представляли исследования журналиста и краеведа Ф. Г.Попова.

Наряду с книгами и монографиями издавались сборники документов и воспоминаний по таким проблемам, как революция 1905-1907 гг., революции 1917 гг. и гражданская война, индустриализация края, культурное строительство.

В 1970-е годы началась разработка истории самарских фабрик и заводов. Появились книги, посвященные истории Металлургического завода, 4-го подшипникового завода, заводов имени A. M. Тарасова, А. А.Масленникова, истории речного флота, нефтяной промышленности, предприятий связи. Краеведами были написаны книги о городах Сызрани, Тольятти, Жигулевске, Чапаевске, Октябрьске, Отрадном, Кинеле..

Значительный вклад в развитие краеведения внесла в 1970-1980-х гг. деятельность Самарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Двумя изданиями вышла книга "Памятники истории и культуры Куйбышевской области", "Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Куйбышевская область".

Необходимо отметить и других ветеранов краеведческого движения: В. Н.Арнольд (1907-1985), А. В.Соболев (1914-1982), О. Е.Струков (1908-1987), А. К.Ширманов (1904-1978), Е. Ф.Гурьянов (1906-1992), М. А.Лимарова(1929-1992), В. В.Рогожин (1939-1996), Г. И.Рассохина, В. И.Тихонов, А. Г.Моргун, В. Г.Каркарян, М. П.Виданов, Н. М.Курсков, Н. А.Арнольдов, В. М.Круглов, Л. А.Соловьева, Л. И.Мартиновская, Р. П. Поддубная, А. Я.Басс, Т. И.Ведерникова, Г. С.Шерстнева, Г. А.Широков, Н. А.Санникова, Е. Н.Филимонова, которые создали десятки книг, несколько сотен статей и заметок на краеведческие темы.

За последние тридцать лет (1970-1990 гг. XX века) сформировалась современная самарская историческая школа. В научный оборот были введены тысячи неизвестных ранее исторических документов. Опираясь на достижения исследователей старшего поколения, самарские археологи, этнографы, историки создали несколько сот монографических и диссертационных исследований по всем хронологическим периодам истории края. Исчезает существовавшая многие годы диспропорция в исследовании различных исторических периодов истории края. Все серьезные современные работы опираются на материалы полевых экспедиций и многолетние архивные изыскания. Очевидно расширение и совершенствование научного инструментария исторических исследований. Широко привлекаются недоступные ранее архивные документы и компьютерные технологии. Очевидна высокая степень преемственности тематической разработки истории края дореволюционного периода с исследованиями последних десяти-пятнадцати лет.

Закрепилась проблематика исследований, которая еще недавно являлась новой для отечественной историографии: история колонизации края, частного предпринимательства, дворянства, земских учреждений, политических партий, религиозных конфессий, благотворительности, меценатства и др.

В 1970-1980-е гг. были созданы учебные пособия для школьников по историческому краеведению.

Появились новые, яркие имена профессиональных исследователей. природы, истории и культуры края. Назовем лишь некоторые из них. Успешно работает в области региональной экономической и социальной истории, краеведения и топонимики Э. Л.Дубман. Ряд оригинальных работ опубликовала Л. М. Артамонова. Известным историком-аграрником стал П. И.Савельев. Видным специалистом в области социальной и политической истории, истории революционных движений, общественной мысли и политических партий является М. И.Леонов.

Опубликована многотомная история Самарского Поволжья. Возродился интерес к историко-этнографическим исследованиям. Опубликованы интересные очерки о народах, исстари населявших Самарское Поволжье, написанные Т. И.Ведерниковой, А. Н. Завальным, А. А. Савченко и С. И.Дубининым, Е. Я.Бурлиной и другими авторами.

Быстро развивается религиозное краеведение. Его развитие было обусловлено изменениями в общественно-политической и духовной сфере в стране, созданием Самарской Духовной Семинарии изданием журнала "Духовный собеседник", газеты "Благовест", "Тольятти православный".

Появились интересные публикации, являющиеся своеобразным синтезом исторического или литературоведческого исследования, публицистики, мемуаров – воспоминаний.

В разработку краеведческой проблематики включались писатели, литературоведы, искусствоведы, театральные критики, Сложилось своеобразное летописание культуры и искусства Самарского края.

 

Литература основная: 1-9.

Литература дополнительная: 1-130.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных