Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Самарский край в 16-17 вв.




Цель: рассмотреть историю Самарского края в 16-17 вв.

Распад Золотой Орды, запустение былых кочевий создали на обширном лесостепном пространстве межграничья между Московским государством и отдельными ханствами (Крымским, Казанским, Астраханским, Ногайской Ордой) широкую в сотни километров, полосу ничейной земли, на которую не простиралась власть ни московских воевод и приказных людей, ни многочисленных ханов и мурз. В этих, относительно безопасных районах, скапливались "беспокойные" люди, уходившие от феодального гнета, излишней государственной регламентации. Важным центром формирования волжского казачества стала Самарская Лука. Этому способствовали помимо политических и экономических причин, природные условия: глухие леса и горы, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. Чрезвычайно важным условием явилось наличие двух речных систем – Самары и Большого Иргиза, по которым через волоки можно было легко добраться с Волги на Яик и обратно.

Казацкие ватаги на Самарской Луке приносили в первое время пользу Русскому государству в защите от кочевников, а потом они все чаще стали нападать на царские, боярские и купеческие суда, на служилых людей.

Волжско-яицкие казаки, по мнению центральных властей, в оплату за боевые припасы, снаряжение и продовольствие должны были беречь перевозы на Волге, служить проводниками и разведчиками, не допускать кочевников на русские окраины. Но казачьи атаманы (Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк) и их сподвижники то и дело выходили за отведенные им рамки поведения, считали себя полностью самостоятельными, "вольными" людьми.

Так, в августе 1581 г. казаки ограбили русское и ногайское посольства. Грабились и купеческие караваны. На Волгу были посланы карательные отряды.

В 1556 г. хан Ногайской Орды Измаил просил Ивана Грозного поставить крепости в устьях рек Самара, Иргиза и на Переволоке. Однако для такого строительства нужны были значительные средства, а их в то время у России не хватало. Сначала вместо крепостей была создана сторожевая служба на правом берегу Волги.

Волга стала русской рекой и восточной границей русского государства. На ее берегах началось строительство оборонительных укреплений. Начинается хозяйственное, культурное и политическое развитие народов Поволжья.

В 1585 году в самарское урочище послали подьячих из Разрядного приказа. Они осмотрели местность и выбрали место для строительства крепости. В Москве были составлены чертежи и сметы, а указ возглавить экспедицию был послан в конце 1585 – начале 1586 г. опытному военачальнику и строителю алатырскому воеводе князю Григорию Осифовичу Засекину. Весной 1586 г. струги и плоты с воинскими и работными людьми, а также лесом и припасами для строительства городка спустились вниз по Волге к устью р. Самары. К концу лета появились первые известия о Самаре, а в сентябре того же года в построенном городке останавливались уже посольские и торговые караваны.

Город занял заметное место в истории продвижения русских людей на юго-восток. Самарский городок становится центром оживленной традиционной торговли, опорным пунктом освоения новых земель.

В начале XVI в. в России разразилась гражданская война, названная современниками "Смутой". Не обошла смута и Самарский край. Весной 1606 г. рать самозванного "царевича Петра" – "племянника " самозванного царя "Дмитрия Ивановича" (беглого монаха Григория Отрепьева) пришла с Терека на Волгу и двинулась вверх на стругах. Казаки "всяких служилых людей побивали до смерти", грабили купцов. Иноземные торговцы боялись появляться в беспокойных городах и крепостях на Волге...

Саратов и Царицын во время Смуты были уничтожены и Самаре пришлость стать опорным пунктом для отпора новому врагу российской государственности. В Самару прибыли подкрепления с Верхней Волги и из Казани под началом воевод И. Н.Одоевского и С. В.Головина. Самарский гарнизон выполнил свое предназначение в самое трудное не только для города, но и для страны время. Он активно участвовал в разгроме мятежа Заруцкого, обеспечил дипломатические и торговые связи России со странами Востока, охрану ее рубежей. Самара внесла достойный вклад в возрождение российской государственности, в предотвращении интервенции со стороны Турции и Ирана. Вновь стал свободным и относительно безопасным великий волжский путь. И вновь по нему стали спокойно путешествовать и торговцы и дипломаты.

После смутного времени возрастает значение Самары как городка-крепости на волжском судоходном пути, как крупного перевалочного пункта юго-восточной торговли. Тогда же Самара становится уездным городом.

В пограничных городках – крепостях вся административная и военная власть сосредоточивалась в руках воевод. Административным центром городка и уезда являлась приказная, или, как ее еще называли, съезжая изба. В ней заседали воеводы, городничий, но прежде всего приказные подъячии. В их руках находилось все делопроизводство: они выступали перед просителями от лица местной администрации. Для переговоров с ногаями, калмыками, чувашами и т. д. при приказной избе постоянно находились переводчики – толмачи. Непосредственно население Самары было подведомственно городовым приказчикам городничиим). Городничий занимались вопросами внутригородской жизни, надзором за оборонительными сооружениями, организацией общественных работ. Полицейские функции в городке, надзор за порядком первоначально выполняли воеводы и городовые приказчики, а позднее (первое упоминание в середине 1650-х годов) – пристав. Он отвечал за предупреждение возможных преступлений, розыск преступников, организацию судебного процесса. Для наказаний в городке имелся свой палач, в кремле находилась тюрьма, а при ней сторож.

Главной опорой местного административно-полицейского аппарата выступало самарское дворянство. Всего в городке насчитывалось не более 20 семей дворян и детей боярских. Помимо службы в самарском гарнизоне, дворяне выполняли многочисленные разовые поручения администрации.

На протяжении всего XVII в. Самара была прежде всего сторожевой крепостью на юго-восточных окраинах русского государства, поэтому важную роль в ее жизни играл гарнизон крепости. Численность его на протяжении столетия колебалась от 300 до 500 человек. На исходе столетия из стрельцов крепости составился особый приказ (полк) во главе с головой. По росписи 1681 г. элиту самарского гарнизона составляли 18 дворян и детей боярских. Они занимали командные должности, как правило сотников. Около 70 человек гарнизона составляли "иноземцы": мелкая шляхта и "приборные люди" из недавно присоединенных городов и местностей Речи Посполитой. При городской артиллерии состояла команда пушкарей (8-10 человек). Их служба, как и "иноземцев", оценивалась высоко.

Основой же военной силы крепости были стрельцы – около трех сотен пеших и сотня конных. К особой группе служилых людей следует отнести юртовых казаков, живших под стенами крепости в отдельной слободе.

В 1615 и 1622 гг. жители города Самары отражали нападения ногайцев. В 1644 г. самарцы, вместе с другими отрядами, присланными из других городов, ходили во главе с воеводой Львом Плещеевым в "калмыцкий поход", стремясь оттеснить агрессивных соседей в глубь заволжских степей. Небольшие разбойничьи отряды калмыков и башкир то и дело появлялись под Самарой, отгоняли скот, жгли укрепления, захватывали в плен отдельных горожан, "селян" и продавали их в рабство... Воинские люди должны были охранять волжский торговый путь, рыболовные станы и ватаги, стоять на заставах вокруг Самары и в наиболее опасных местах уезда, сопровождать посольские и торговые караваны.

Появились городки-крепости с артиллерией в Надеинском Усолье, в вотчине Вознесенского монастыря, в рыбной слобода на Сокском устье.

Сооружение в середине XVII в. Симбирско-Корсунской и Закамской оборонительных линий, основание Симбирска сняло в известной мере изоляцию Самары и образовавшегося вокруг нее уезда от основного ареала земель Среднего Поволжья, освоенных земледельческим населением. Завершило этот процесс строительство Сызрани и отдельных сооружений Сызранской линии.

Сызрань была основана в 1683 г. Были построены и укрепленные пункты Кашпир, Печерская слобода. Их гарнизоны заселялись служилыми людьми из Казани, Тетюшей, Чебоксар и т. д. Сызранская засечная черта (недостроенная) соединялась с Пензенской чертой.

Территория края интенсивно обустраивалась, появлялись все новые селения, феодальные вотчины. Несмотря на первостепенную важность военно-административных проблем, значительное место в деятельности местных властей занимали полицейская, финансовая и хозяйственная деятельность.

Присоединение Самарского Поволжья в середине XVI в. в состав России потребовало постепенного включения жителей его территории в систему традиционных социально-политических и экономических отношений, господствовавших в средневековом российском обществе.

С присоединением к России производительные силы и культура в Поволжье стали развиваться значительно быстрее. Развиваются земледелие, животноводство, промыслы, торговля. Идет интенсивное заселение земель. Началось регулярное движение по Волге и Каме.

В крае росло землевладение светских и церковных феодалов. Одним из первых значительные владения получил Троицко-Свияжский монастырь. Еще в 1594 г. крупные участки были отведены Богородицкому "Преображенскому монастырям". Казанскому митрополиту. В 1606 г. московскому Чудову монастырю было представлено левобережье Волги от устья Самары до устья Иргиза. Рыбная ловля по Иргизу отошла Новоспасскому монастырю.

Монастыри переселяли на полученные от царя угодья крестьян из внутренних районов России. Параллельно шла боярская и дворянская колонизация края. Переселялись на новые земли и государственные крестьяне.

Местное нерусское население было превращено в государственных (ясашных) крестьян, подвергалось христианизации. Многие крестьяне, бежавшие от своих господ в заволжские пустующие земли, жили под угрозой возвращения прежним владельцам. Мирные поселенцы жилы под постоянной угрозой разбойных нападений кочевников.

Около Усольского острожка (построен в 1614 г.) продолжали работать соляные варницы. В 1632 г. они перешли к купцу Надею Светешникову, который увеличил число рабочих и расширил варницы. Росли доходы от продажи соли. В 1680 г. царь Алексей Михайлович за 6500 р. приказал выкупить у Н. Светешникова Усолье с варницами, крестьянами, бобылями, рыбными ловлями и угодьями. Все это было отдано во владение Савво-Сторожевского монастыря. Монастырь увеличил добычу соли и рыбные промыслы, переводил сюда крестьян из других владений, охотно принимал беглых крестьян, присоединял земли с селами Архангельское (Новинки), Торновское, Старый Теплый Стан, Новый Теплый Стан, Жигулевка, Усолье.

Переселенцы сначала устраивали починки, которые потом вырастали в деревни и села. Пришлому населению трудно было обзаводиться хозяйством, поэтому новички подселялись к уже имевшим свое хозяйство "захребетниками", "подсоседниками", "соседями". Построив дом и заведя усадьбу, "захребетник" переходил в категорию бобыля, а получив участок земли, переходил в категорию тяглого населения. Савво-Старожевский монастырь освобождал поселенцев на несколько лет от повинностей и давал средства на обзаведение. Так поступали и другие владельцы. Переселенцы в XVII в. шли из уездов Верхнего, Нижегородского и Казанского Поволжья. Но были посадские, выходцы из дворцовых волостей, монастырские, помещичьи крестьяне, казаки, отставные стрельцы и т. п. "Вольные люди" самовольно основывали села и деревни на "ничейной" земле.

Первые основные сельские поселения возникли на Самарской Луке. Ею в основном и ограничивалась первоначально сельская округа Самары.

Самарские дети боярские и дворяне вслед за монастырскими старцами с 1640-х гг. также приступили к освоению Самарской Луки. Но все ближние к городу, лучшие земли были разобраны и им пришлось довольствоваться выходящими к Волге межгорными долинами. Там и возникли небольшие деревушки Ширяев Буерак (Ширяево), Моркваши, Ермаково, Кольцово, Осиновый Буерак (Осиновка) и другие.

Пришедшие позднее мордва и чуваши облюбовали центральную часть Самарской Луки, и "за лесом" появились Аскулы, Сосновый и Березовый Солонцы, Кармалы, Севрюкаево.

Широкое развитие получило промысловое рыболовство. Этим промыслом занималось значительное количество горожан – посадских людей и стрельцов.

Среди занятий жителей Самары известны также плотничество, изготовление кирпича, кузнечное дело, гончарство, огородничество.

Существенную роль для жителей Самары и окрестностей в их занятиях играл волжский торговый путь и отходившие от него дороги на Яик, в Среднюю Азию, сухопутный путь к Москве. Самарцы и работные люди, пришедшие с верховьев, работали на судах, нанимались бурлаками, более состоятельные занимались извозом.

Сельское население занималось, прежде всего, земледелием. Переселенцы сталкивались на новом месте с совершенно необычными для себя условиями. Вместо привычного дождливого короткого лета они испытывали действие засух и суховеев, вместо серых малоплодородных почв сеяли зерно в самарские черноземы. Однако урожаи озимых – ржи и яровых, прежде всего овса, были в среднем такими же, как на местах их былого жительства. Местные земледельцы вкладывали меньше времени и труда в сельскохозяйственное производство, предпочитали подрабатывать на промыслах. Местная сельскохозяйственная округа не могла полностью прокормить свой уездный центр и часть хлеба для питания горожан приходилось завозить с верховьев Волги.

Самарский уезд являлся уникальным явлением в русской средневековой истории. Он находился далеко за пределами границ расселения русского оседлого населения. Край был оторван от основного ареала, окружен степными и лесостепными кочевьями. Поселиться здесь в относительной безопасности от нападения кочевников первые земледельцы и промысловики смогли только благодаря уникальным природным условиям, прежде всего Самарской Луки, надежно защищавших местных жителей.

В 1616-1648 гг. проводилась перепись, подворно переписывалось все податное население мужского пола. Чтобы окончательно прикрепить крестьян к земле и к помещику, было издано Соборное Уложежие 1649 г. Крестьяне принудительно работали на барина, обязаны были приносить ему хлеб, муку, баранов, кур, яйца.

Кульминацией социальных выступлений в XVII веке стало восстание казаков и крестьян под предводительством С. Т.Разина.

Разинское движение до основ потрясло южные и юго-восточные окраины России. Не обошло оно и Самарский край.

Во время сражения в Саратове находившиеся там 200 самарских стрельцов отказались драться против разинских войск и ушли из города. Саратовские жители сдали свой город добровольно. Вскоре и в Самаре появились сторонники Разина с "подметными письмами", в которых призывали идти на "изменников-бояр".

Вскоре Самара и селения Самарской Луки, особенно Усольские слободы, оказались плацдармом, где накапливались все силы, шедшие на помощь Разину под Симбирск, а затем позднее туда отступали разбитые, но не покорившиеся отряды сподвижников Степана Тимофеевича.

Самарские жители, включая гарнизон, в августе 1670 г. добровольно открыли ворота перед разинскими отрядами. Воеводу Алфимова и немногих его сторонников "посадили в воду"... В городе было устроено самоуправление по типу казачьего круга. Восстание жителей возглавили И. Говорухин и М. Нелосный, в чьих руках практически оказалась вся власть.

Многие самарцы примкнули к отрядам атамана Ивана Константинова и под его руководством двинулись к Симбирску...

Большая часть жителей, вероятно, колебалась, выжидая, на чьей стороне больше сил. Поэтому, когда Разин с немногими казаками бежал из-под Симбирска на Дон, самарцы закрыли перед ним ворота города.

Однако движение на этом не завершилось. На помощь разинцам шли новые и новые отряды. Весть о поражении под Симбирском заставала многих из них в Самаре. Так в городке оказались названый брат Степана Леско Черкашенин, яицкий атаман Ромашка Тимофеев и многие другие. Отряды из Самары и сел Самарской Луки уходили в Симбирский край, где пытались развернуть новое широкое движение. Так, Р. Тимофеев со своими сподвижниками сражался под Симбирской чертой у Уреня, И. Говорухин с отрядом самарцев воевал под Белым Яром.

После гибели С. Т.Разина сподвижники атамана во главе с Иваном Константиновым вновь захватили Самару. Сюда пришел с большим отрядом и другой известный атаман – Федор Шелудяк. Они вновь попытались взять Симбирск, но были разбиты. Иван Константинов погиб в бою, а Шелудяк ушел вниз по Волге. Один из утесов Жигулевских гор и поныне носит его имя.

20 июня 1671 г. город принес повинную. Немногим раньше смирились жители Надеждинского Усолья. Так завершилась почти годовая эпопея самарской вольности. Зачинщиков выискивали. казнили и ссылали на вечное поселение в северные окраины государства.

В Поволжье долго жила вера в то, что С. Т.Разин жив и снова вернется. О нем и его сподвижниках сложено много песен, легенд и преданий.

 

Литература основная: 1-9.

Литература дополнительная: 1-130.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных