Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. В программе курса учтены структура и содержание цикла изучаемых в вузе психолого-педагогических дисциплин («Педагогика»




В программе курса учтены структура и содержание цикла изучаемых в вузе психолого-педагогических дисциплин («Педагогика», «Общая психология», «Педагогическая и возрастная психология», «Социальная педагогика»).

Рабочая программа составлена на основе учебной программы по изучению дисциплины «Основы психологического консультирования и коррекции» составлена в соответствии со значением этого курса в структурной схеме подготовки бакалавра по специальности 6.010106 «Социальная педагогика» и охватывает все содержательные модули, предусмотренные стандартом высшего образования.

Основная цель курса – помочь студентам в приобретении специальных знаний по основам теории, овладеть практическими навыками и умениями психологического консультирования и коррекции в школе, применения психодиагностических методик и диагностических проб при консультировании и коррекции школьников.

При освоении содержания данного курса студенты знакомятся с основными направлениями зарубежной и отечественной консультативной и терапевтической психологии, с элементами психотерапии в консультировании, с методикой психологического консультирования и коррекции.

Основные задачи:

· актуализация, углубление, опредмечивание знаний, полученных студентами на занятиях психолого-педагогического цикла по вопросу психологического консультирования и коррекции;

· формирование представлений о смысле и специфике психологического консультирования и коррекции;

· формирование практических навыков и умений психологического консультирования и коррекции.

На лекциях освещается обобщённая концепция курса, раскрываются ведущие понятия по вопросу «психологическое консультирование», «психологическая коррекция», приводятся основные направления консультативной и терапевтической психологии, практические аспекты данных процессов. Используются формы учебно-коллективной деятельности: лекции-диалоги, лекции-дискуссии, «круглые столы».

На семинарских занятиях ведётся обсуждение теоретических вопросов, заслушиваются и обсуждаются подготовленные студентами сообщения на заданные темы, защита психокоррекционных программ.

На практических занятиях студенты овладевают технологией проведения психологической консультации и коррекции с детьми, учителями и родителями. На первом этапе обучения они учатся сбору предварительной социально-психологической информации, обучаются коммуникативной технике ведения беседы с клиентом. На втором этапе учатся планированию психологического консультирования в школе, подбору методов и приёмов, используемых для психологического консультирования, составлению рекомендаций для учителей и родителей на основе консультирования. На третьем этапе овладевают умениями и навыками составления психокрррекционных программ в зависимости от прогноза перспектив развития клиента. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, включающих в себя моделирование типичных ситуаций, возникающих при психологическом консультировании, их анализ, проектирование способов решения ситуационных задач (ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки, ситуации-проблемы, ситуации-упражнения), защиты индивидуальных проектов составления структуры психологического консультирования и психокоррекции младшего школьника, ученика среднего звена и старшего школьника, рекомендаций родителям и учителям.

Каждый студент в процессе подготовки к занятиям изучает предлагаемую литературу, осуществляет самостоятельный информационный поиск по теме занятия, выполняет практические задания, выданные преподавателем, разрабатывает схемы консультаций и рекомендации учителям, родителям.

Список литературы приводится к каждому разделу курса, в том числе дифференцированно по отдельным вопросам. При проведении занятий должны учитываться специфика факультета, уровень подготовки студентов, достигнутый предварительным изучением предметов психолого-педагогического цикла, содержание практической деятельности студента в период педагогической практики.

В структуру курса «Основы психологического консультирования и коррекции» включены четыре раздела. Раздел «Введение в предмет» рассматривает становление психологической помощи как социального института, составляющие процесса психологического консультирования, основные задачи психологической помощи и формы психоконсультативной работы, специфику проблемно-ориентированного подхода в консультировании. Раздел «Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии» изучает психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления в психологическом консультировании, гуманистическую психотерапию, а так же неклассические направления в практике психологической помощи. В разделе «Психологическое консультирование в школе» студенты изучают применение психодиагностических методик при консультировании, диагностические пробы при консультировании младших школьников, психологическое консультирование подростков и старших школьников. Раздел «Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога» рассматривает основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы, особенности составления психокоррекционных программ, методы практической коррекции, психокоррекционную работу с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми.

Программа построена в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Всего на изучение курса (дневная форма обучения) отводится 126 часов, что составляет 3,5 кредита. Из них лекций – 50 часов, практических – 38 часов, самостоятельная работа – 38 часов. Форма контроля: модульные контрольные, экзамен (8 семестр).

Всего на изучение курса (заочная форма обучения) отводится 126 часов, что составляет 3,5 кредита. Из них лекций – 14 часов, практических – 8 часов, самостоятельная работа – 104 часов. Форма контроля: контрольная работа, экзамен (8 семестр).

Структура и содержание курса

Структура и содержание курса для студентов

Группы 41 АСП

Выписка из рабочего учебного плана подготовки бакалавра

(2011-2012 уч. Год)

Форма обучения Курс Семестр Лекций (час) Практ. Занятий (час) Всего аудит. (час) Сам.работа Всего часов Экзамен/ зачет Модульные к.р.
Стационар                  
          Э  

Тематический план курса

«Основы психологического консультирования и коррекции»

Название тем содержательных модулей Количество часов
лекции практ. Самост. Работа
Содержательный модуль 1. Введение в предмет
Тема 1.Предмет и задачи психологического консультирования      
Тема 2.Составляющие процесса психологическое консультирование, основные задачи и формы работы      
Тема 3. Специфика проблемно-ориентированного подхода в консультировании      
Модульная контрольная работа      
Содержательный модуль 2 Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии
Тема 1. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании      
Тема 2. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи      
Модульная контрольная работа      
Содержательный модуль 3 Психологическое консультирование в школе
Тема 1. Применение психодиагностических методик при консультировании      
Тема 2. Диагностические пробы при консультировании младших школьников      
Тема 3. Психологическое консультирование подростков и старших школьников      
Модульная контрольная работа      
Содержательный модуль 4 Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
Тема 1. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.      
Тема 2. Особенности составления психокоррекционных программ      
Тема 3. Методы практической коррекции.      
Тема 4. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми      
Модульная контрольная работа      
Всего: 126 часов      
         

 

 

Структура и содержание курса для студентов

Группы 41 ЗАСП

Выписка из рабочего учебного плана подготовки бакалавра

(2011-2012 уч. Год)

 

Форма обучения Курс Семестр Лекций (час) Практ. Занятий (час) Всего аудит. (час) Сам.работа Всего часов Экзамен/ зачет Модульные к.р.
Заочная форма                  
          Э  

 

 

Тематический план курса

«Основы психологического консультирования и коррекции»

Название тем содержательных модулей Количество часов
лекции практ. Самост. Работа
Содержательный модуль 1. Введение в предмет
Тема 1.Предмет и задачи психологического консультирования      
Тема 2.Составляющие процесса психологическое консультирование, основные задачи и формы работы      
Тема 3. Специфика проблемно-ориентированного подхода в консультировании      
Содержательный модуль 2 Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии
Тема 1. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании      
Тема 2. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи        
Содержательный модуль 3 Психологическое консультирование в школе
Тема 1. Применение психодиагностических методик при консультировании      
Тема 2. Диагностические пробы при консультировании младших школьников      
Тема 3. Психологическое консультирование подростков и старших школьников      
Содержательный модуль 4 Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога
Тема 1. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.      
Тема 2. Особенности составления психокоррекционных программ      
Тема 3. Методы практической коррекции.      
Тема 4. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми      
Всего: 126 часов      
         

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.

3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с. (Серия «Психологическая коллекция»).

4. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход, - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 272 с.

5. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

6. Булкина Е.С. Письменное общение психолога с клиентом //Журнал практического психолога. – 2000. - №9. – С. 64 – 66.

7. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

8. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия /Пер. с англ. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320 с. (Серия «Психология. ХХ век»).

9. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 304.

10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

11. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.

12. Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений //Семейная психотерапия. Хрестоматия /Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – С. 479 – 496.

13. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е издание. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с.

14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.

15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

16. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школьная пресса, 2001. – 112 с.

17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

18. Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 256 с.

19. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 464 с.

20. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций //Вопросы психологии. Научный журнал. – 2000. - №3. – С. 49 – 56.

21. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.

22. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2006. – 239 с.

23. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория практика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2001. – 1056 с.

24. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

25. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.

26. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.

27. Мэй Р. Проблема тревоги. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 432 с.

28. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

29. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

30. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

31. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие, 2-е издание /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – 240 с.

32. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №4. – С. 25 – 32.

33. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

34. Семейная психотерапия. Хрестоматия /Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.

35. Символдрама. Сборник научных трудов /Под. ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. – Минск.: Европейский гуманитарный университет, 2001. – 416 с.

36. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.

37. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 160 с.

38. Тревога и тревожность /Сост. И общ. Ред. В.М. Астапова. – СПб: Питер, 2001. – 256 с.

39. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

40. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 400 с.

41. Христенко В.Е. Психология жертвы. Учебное пособие. – Харьков: Консум, 2001. – 256 с.

42. Черкасова Е.В. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Дипломная работа, защищенная на факультете психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель – Елизаров А.Н. – М., 2002. – 113 с.

43. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с.

44. Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с.

45. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

46. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы /Под общ. Редакцией С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2002. – 304 с.

47. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 576 с.

 

Дополнительная литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 296 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1998. – 540 с.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб: Братство, 1994. – 223 с.

4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 213с.

5. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 368 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. – М.: Класс, 1994. – 144 с.

7. Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с.

8. Основи консультативної психології. Аналіз сучасних концепцій / Укл. О. Ф. Бондаренко. – К.: РНМК Міносвіти України, 1992. – 116 с.

9. Самоукина Н. Практический психолог в школе. – М.: ИНТОР, 1997. – 192 с.

10. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с.

12. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1994. – 415 с.

13. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных