ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пояснительная записка. В программе курса учтены структура и содержание цикла изучаемых в вузе психолого-педагогических дисциплин («Педагогика»В программе курса учтены структура и содержание цикла изучаемых в вузе психолого-педагогических дисциплин («Педагогика», «Общая психология», «Педагогическая и возрастная психология», «Социальная педагогика»). Рабочая программа составлена на основе учебной программы по изучению дисциплины «Основы психологического консультирования и коррекции» составлена в соответствии со значением этого курса в структурной схеме подготовки бакалавра по специальности 6.010106 «Социальная педагогика» и охватывает все содержательные модули, предусмотренные стандартом высшего образования. Основная цель курса – помочь студентам в приобретении специальных знаний по основам теории, овладеть практическими навыками и умениями психологического консультирования и коррекции в школе, применения психодиагностических методик и диагностических проб при консультировании и коррекции школьников. При освоении содержания данного курса студенты знакомятся с основными направлениями зарубежной и отечественной консультативной и терапевтической психологии, с элементами психотерапии в консультировании, с методикой психологического консультирования и коррекции. Основные задачи: · актуализация, углубление, опредмечивание знаний, полученных студентами на занятиях психолого-педагогического цикла по вопросу психологического консультирования и коррекции; · формирование представлений о смысле и специфике психологического консультирования и коррекции; · формирование практических навыков и умений психологического консультирования и коррекции. На лекциях освещается обобщённая концепция курса, раскрываются ведущие понятия по вопросу «психологическое консультирование», «психологическая коррекция», приводятся основные направления консультативной и терапевтической психологии, практические аспекты данных процессов. Используются формы учебно-коллективной деятельности: лекции-диалоги, лекции-дискуссии, «круглые столы». На семинарских занятиях ведётся обсуждение теоретических вопросов, заслушиваются и обсуждаются подготовленные студентами сообщения на заданные темы, защита психокоррекционных программ. На практических занятиях студенты овладевают технологией проведения психологической консультации и коррекции с детьми, учителями и родителями. На первом этапе обучения они учатся сбору предварительной социально-психологической информации, обучаются коммуникативной технике ведения беседы с клиентом. На втором этапе учатся планированию психологического консультирования в школе, подбору методов и приёмов, используемых для психологического консультирования, составлению рекомендаций для учителей и родителей на основе консультирования. На третьем этапе овладевают умениями и навыками составления психокрррекционных программ в зависимости от прогноза перспектив развития клиента. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, включающих в себя моделирование типичных ситуаций, возникающих при психологическом консультировании, их анализ, проектирование способов решения ситуационных задач (ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки, ситуации-проблемы, ситуации-упражнения), защиты индивидуальных проектов составления структуры психологического консультирования и психокоррекции младшего школьника, ученика среднего звена и старшего школьника, рекомендаций родителям и учителям. Каждый студент в процессе подготовки к занятиям изучает предлагаемую литературу, осуществляет самостоятельный информационный поиск по теме занятия, выполняет практические задания, выданные преподавателем, разрабатывает схемы консультаций и рекомендации учителям, родителям. Список литературы приводится к каждому разделу курса, в том числе дифференцированно по отдельным вопросам. При проведении занятий должны учитываться специфика факультета, уровень подготовки студентов, достигнутый предварительным изучением предметов психолого-педагогического цикла, содержание практической деятельности студента в период педагогической практики. В структуру курса «Основы психологического консультирования и коррекции» включены четыре раздела. Раздел «Введение в предмет» рассматривает становление психологической помощи как социального института, составляющие процесса психологического консультирования, основные задачи психологической помощи и формы психоконсультативной работы, специфику проблемно-ориентированного подхода в консультировании. Раздел «Основные направления зарубежной консультативной и терапевтической психологии» изучает психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления в психологическом консультировании, гуманистическую психотерапию, а так же неклассические направления в практике психологической помощи. В разделе «Психологическое консультирование в школе» студенты изучают применение психодиагностических методик при консультировании, диагностические пробы при консультировании младших школьников, психологическое консультирование подростков и старших школьников. Раздел «Психологическая коррекция как сфера деятельности практического психолога» рассматривает основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы, особенности составления психокоррекционных программ, методы практической коррекции, психокоррекционную работу с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми. Программа построена в соответствии с требованиями кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Всего на изучение курса (дневная форма обучения) отводится 126 часов, что составляет 3,5 кредита. Из них лекций – 50 часов, практических – 38 часов, самостоятельная работа – 38 часов. Форма контроля: модульные контрольные, экзамен (8 семестр). Всего на изучение курса (заочная форма обучения) отводится 126 часов, что составляет 3,5 кредита. Из них лекций – 14 часов, практических – 8 часов, самостоятельная работа – 104 часов. Форма контроля: контрольная работа, экзамен (8 семестр). Структура и содержание курса Структура и содержание курса для студентов Группы 41 АСП Выписка из рабочего учебного плана подготовки бакалавра (2011-2012 уч. Год)
Тематический план курса «Основы психологического консультирования и коррекции»
Структура и содержание курса для студентов Группы 41 ЗАСП Выписка из рабочего учебного плана подготовки бакалавра (2011-2012 уч. Год)
Тематический план курса «Основы психологического консультирования и коррекции»
Рекомендуемая литература 1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. И доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с. 3. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 416 с. (Серия «Психологическая коллекция»). 4. Блазер А., Хайм Э., Рингер Х., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход, - М.: Независимая фирма «Класс», 2008. – 272 с. 5. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с. 6. Булкина Е.С. Письменное общение психолога с клиентом //Журнал практического психолога. – 2000. - №9. – С. 64 – 66. 7. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с. 8. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия /Пер. с англ. А. Суворовой. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 320 с. (Серия «Психология. ХХ век»). 9. Вебер Г. Кризисы любви: Системная психотерапия Берта Хеллингера. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. – 304. 10. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. - 464 с. 11. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с. 12. Джулиус Э.К., Пэпп П. Семейная хореография: алкоголическая семейная система на протяжении нескольких поколений //Семейная психотерапия. Хрестоматия /Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – С. 479 – 496. 13. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. – 2-е издание. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 144 с. 14. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44. 15. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17. 16. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школьная пресса, 2001. – 112 с. 17. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с. 18. Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 256 с. 19. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 464 с. 20. Колпачников В.В. Человекоцентрированный подход в практике психологического консультирования персонала организаций //Вопросы психологии. Научный журнал. – 2000. - №3. – С. 49 – 56. 21. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с. 22. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2006. – 239 с. 23. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория практика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2001. – 1056 с. 24. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с. 25. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с. 26. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с. 27. Мэй Р. Проблема тревоги. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 432 с. 28. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с. 29. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с. 30. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с. 31. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: Учебное пособие, 2-е издание /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – 240 с. 32. Сатикова С.В. Опыт индивидуального консультирования по вопросам карьеры //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №4. – С. 25 – 32. 33. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с. 34. Семейная психотерапия. Хрестоматия /Составители: Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. – СПб: Питер, 2000. – 512 с. 35. Символдрама. Сборник научных трудов /Под. ред. Я.Л. Обухова, В.А. Поликарпова. – Минск.: Европейский гуманитарный университет, 2001. – 416 с. 36. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с. 37. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 160 с. 38. Тревога и тревожность /Сост. И общ. Ред. В.М. Астапова. – СПб: Питер, 2001. – 256 с. 39. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с. 40. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 400 с. 41. Христенко В.Е. Психология жертвы. Учебное пособие. – Харьков: Консум, 2001. – 256 с. 42. Черкасова Е.В. Гиперактивное поведение младших школьников и его коррекция. Дипломная работа, защищенная на факультете психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова. Научный руководитель – Елизаров А.Н. – М., 2002. – 113 с. 43. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. – Изд. 3-е, испр. И доп. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 208 с. 44. Руководство. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 336 с. 45. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с. 46. Юнг К.Г., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы /Под общ. Редакцией С.Н. Сиренко. – М.: Серебряные нити, 2002. – 304 с. 47. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 576 с.
Дополнительная литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 296 с. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1998. – 540 с. 3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб: Братство, 1994. – 223 с. 4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 213с. 5. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международн. Пед. академия, 1994. – 368 с. 6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования: Пер. с англ. – М.: Класс, 1994. – 144 с. 7. Натанзон Э. Ш. Психологический анализ поступков ученика. – М.: Просвещение, 1991. – 126 с. 8. Основи консультативної психології. Аналіз сучасних концепцій / Укл. О. Ф. Бондаренко. – К.: РНМК Міносвіти України, 1992. – 116 с. 9. Самоукина Н. Практический психолог в школе. – М.: ИНТОР, 1997. – 192 с. 10. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с. 11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1991. – 456 с. 12. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1994. – 415 с. 13. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|