ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конституция РФ, основы теории и проблемы реализации.
Понятия и юридические свойства КРФ
Подходы понимания КРФ в науке КП. Существует 2 основных подхода к пониманию КРФ в российской науке КП: 1. Конституция в формальном смысле (юридическая Конституция) – основной закон страны писаного характера, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы правовой, политической, экономической и социальной системы, механизм государственной власти, основы правового положения личности и ее связь с государством. Впервые КРФ в формальном смысле была разработана в конце 18 века отцами-основателями американского государства. В современной науке КП РФ профессор Чиркин отстаивает теорию социальной конституции, которая устанавливает широкий набор социальных прав личности и регулирует социальные функции государства. 2. Конституция в материальном смысле (фактическая конституция) – реальный порядок осуществления государственной власти. А также фактический объем реализуемых прав и свобод на территории государства. Еще в античный период во время существования городов-полисов понятие фактической конституции существовала в форме устройства политии или древнегреческого полиса. Конституция в материальном смысле существует в любом государстве, независимо от политического режима, государственного устройства или социально-экономического развития.
Юридические свойства конституции как правового акта
Конституция имеет учредительный характер: 1. учреждает или новую систему органов государства, или новое государство, или закрепляет обновления государственного или общественного строя; 2. устанавливает правила преемственности осуществления государственной власти теми государственными органами, которые продолжают существовать, действовать после введения в действие конституции.
Обладает верховенством на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4 КРФ) (верховенство Конституции – принцип Конституционализма ЖРП 2002 №6), что означает: 1. приоритет конституционных норм в иерархии НПА российского государства 2. органы государства, органы МСУ, их должностные лица, граждане, их объединения обязаны следовать конституционным предписаниям и в случае нарушения их прав или полномочий обращаться за защитой в орган конституционного правосудия (КС РФ). Верховенство КРФ – проявление верховенства федерального права над правом субъекта федерации. Свойство верховенства распространяется не только на КРФ, но и на ФЗ по отношению к НПА субъектов федерации (ч.2 ст.4).
Обладает высшей юридической силой (ч. 1 ст. 15 КРФ). Указывает на приоритет действия и применения норм КРФ по отношению к другим правовым актам в случае возникновения коллизий между нормами Конституции и нормами иных актов. Высшая юридическая сила имеет 2 аспекта: 1. формальный аспект – НПА, принятые на основе КРФ не должны ей противоречить по форме ПА, по порядку принятия, подписания, опубликования или вступления в силу 2. материальный аспект – НПА, принятые в развитии конституционных положений не должны противоречить нормам Конституции по своему содержанию, а в случае отсутствия конституционных норм, отражающих положения проверяемых актов, такие акты должны соответствовать принципам российской Конституции, заложенным в Главе 1 (основам конституционного строя). В Главе 1 Конституции есть статья 16 (часть 1), в которой указывается, что все положения настоящей главы составляют основы конституционного строя и не могут быть изменены в обычном порядке. Согласно части второй статьи 16, положения Главы 1 обладают приоритетом по отношению к другим главам Конституции. Для реализации и обеспечения положения части второй статьи 16 Конституции отсутствует механизм юридической оценки поправок, принимаемых к Конституции, на соответствие основам конституционного строя, а также самостоятельной процедуры проверки НПА на соответствие положениям Главы 1 Конституции.
Конституция обладает прямым действием на всей территории РФ (часть 1 статьи 15 КРФ). В советской Конституции не гарантировали эффекта прямого действия собственным нормам. Впервые данное свойство получило закрепление в 1993 году. Согласно этому свойству, нормы Конституции подлежат применению различными судами РФ при разрешении подведомственных дел. Также нормы Конституции могут использоваться для обоснования принимаемого судебного решения наряду с нормами ФКЗ и ФЗ. Обобщая, первый опыт судебного применения Конституции, ВС РФ принял Постановление Пленума от 31.10.1995 с последующими изменениями и дополнениями. В этом постановлении ВС РФ впервые сформулировал 4 основания обязательного применения КРФ СОЮ. Среди этих оснований ВС установил: СОЮ вправе непосредственно применять КРФ, когда возникло убеждение о неконституционности применяемого закона, а в случае, если у судьи возникли сомнения, он вправе приостановить производство по делу и направить запрос в КС РФ о проверке конституционности применяемого закона. КС РФ не согласился с данной позицией ВС и в 1998 году принял постановление «По делу о толковании статей 125, 126 и 127 КРФ». В данном постановлении КС разграничил полномочия в сфере нормоконтроля между КС и другими ветвями судебной власти. КС указал, что СОЮ в случае возникновения у них сомнений или уверенности в неконституционности применяемых норм закона обязан приостанавливать производство по делу и обращаться в КС с запросом о проверке конституционности такого закона.
Конституция выступает в качестве основы или ядра правовой системы: 1. определяет принципы законотворчества и правотворчества и устанавливает виды источников права, действующих в государстве, 2. устанавливает полномочия различных органов государства по принятию НПА, указывает их юридическую силу и общие правила опубликования и вступления в силу, 3. Конституция обладает особой правовой охраной, должен быть свой гарант. Российская Конституция 1993 года одновременно предусматривает 2 гаранта: КС РФ (ст. 25 КРФ) и Президент РФ, 4. Конституция обладает усложненным порядком собственного пересмотра и внесения поправок. С точки зрения пересмотра и внесения поправок КРФ относится к числу особо жестких и имеющих смешанный или комбинированный порядок изменения различных ее положений.
Порядок пересмотра Конституции и внесения конституционных поправок (Вестник НГУ 2006 г., том 2 выпуск 1 «Конституционно-правовые основы, изменение состава РФ и наименование субъектов федерации»). В науке КП используются 2 термина: 1. Пересмотр КРФ – полная ревизия конституционных норм, в результате которой разрабатывается и принимается проект новой конституции («Право на конституционную модернизацию» статья-доклад, «Конституционное и муниципальное право» 2010 г. №8). 2. Поправки к Конституции – частичная ревизия конституционного текста, в результате которой изменяются или дополняются конституционные положения новыми статьями, главами, разделами или отдельными положениями. Применяется несколько процедур: 2.1.пересмотр Конституции и принятие новой Конституции. Порядок пересмотра Конституции устанавливается ст. 135 КРФ, а также положениями статьи 134. Инициатива пересмотра (Главы 1. 2 и 9), палаты ФС вправе поддержать это предложение 3/5 голосов от общего числа членов каждой палаты. Поддержка инициативы означает, что принимается решение о созыве конституционного собрания. Правовые основы организации и деятельности конституционного собрания должны были быть установлены ФКЗ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|