Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методическое обеспечение дисциплины. «Основы психологического консультирования и коррекции»




«Основы психологического консультирования и коррекции»

Для студентов группы 41 ЗАСП

ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ

Лекция № 1. Предмет и задачи психологического консультирования (2часа)

ПЛАН

1. Понятия «психологическое консультирование», «психологическая помощь», диапазон применения и возможности.

2. Проблематика психологической помощи.

3. Становление психологической помощи как социального института. Трактовка понятий социальная помощь – содействие и психологическая помощь – консультирование.

4. Методологические основы психологического консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

3. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. – М.: Академический проект, 2006. – 239 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. – 256 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер. с англ. А.И. Сотова. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 160 с.

Лекция № 2. Составляющие процесса психологическое консультирование, основные задачи и формы работы (2 часа)

ПЛАН

1. Ситуация общения клиента с психологом-консультантом.

2. Структура процесса принятия человека человеком.

3. Задачи психологической помощи.

4. Формы психоконсультативной работы: индивидуальная и групповая.

5. Интервью как один из основных методов психологического консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. – СПб.: Издательство «Речь», 2001. – 352 с.

2. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.

5. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. И сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 624 с.

6. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 448 с.

Лекция № 3. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании (2 часа)

ПЛАН

1. Классический психоанализ З.Фрейда.

2. Аналитическая психология К. Юнга.

3. Индивидуальная психология А. Адлера.

4. Гуманистический психоанализ Э. Фромма и нейрофрейдизм (Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Берн).

5. Поведенческое направление в психотерапии и консультировании.

6. Техники и новейшие направления в психологическом консультировании, психотерапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 296 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1998. – 540 с.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб: Братство, 1994. – 223 с.

4. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.:Наука, 1991.– 456 с.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.:Республика, 1994.– 415 с.

7. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336 с.

Лекция № 4. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи(6 часов)

ПЛАН

1. Когнитивное направление в психологическом консультировании

2. Теоретические положения современного научного подхода к гуманистическим течениям практической психологии (экзистенциальное, центрированное и гештальт-терапия).

3. Трансперсональная психотерапия и концепция С. Грофа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 335 с.

2. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопр. психологии. — 1990, №6. — С. 9—16.

3. Васьковская С. В., Горностай П. П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – К.: Наукова думка, 1995. – 128 с.

4. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Соцветие, 1992. — 336 с.

5. Литвак М. Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии: Учеб. пособие. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. – 448 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.

7. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.

8. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психолог. – 1994. – № 6. – С. 121 – 127.

Лекция № 5. Применение психодиагностических методик при консультировании (2 часа)

ПЛАН

1. Цель использования в консультировании психодиагностических методик, требования предъявляемые к ним.

2. Диагностический опросник как средство сбора дополнительной информации о клиенте.

3. Психолог как "диагностический инструмент".

4. Коммуникативная структура ситуации консультирования.

5. Методики включенного наблюдения и ведения записей во время психологического консультирования.

6. Личностная и профессиональная рефлексия психолога в психологическом консультировании на ситуацию взаимодействия с клиентом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.

2. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 2000. - №3. - С. 11 - 17.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 448 с.

5. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.

6. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.

Лекция № 6. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы (2 часа)

ПЛАН

1. Психологическая коррекция и её виды.

2. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы.

3. Модели объяснения причин трудностей в развитии.

4. Основные направления и области постановки коррекционных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булкина Е.С. Письменное общение психолога с клиентом //Журнал практического психолога. - 2000. - №9. - С. 64 - 66.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

3. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 2006. - 239 с.

4. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 448 с.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с.

7. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Независимая фирма "Класс", 2001. - 208 с.

Лекция № 7. Методы практической коррекции (2 часа)

ПЛАН

1. Игротерапия, общая характеристика, основные виды и формы.

2. Игровая комната и её оснащение.

3. Требования, предъявляемые к психологу-игротерапевту.

4. Артерапия. Общая характеристика метода "артерапия",

5. Использование методов поведенческой коррекции в практике работы психолога.

6. Коррекционные этюды для детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с. (Серия "Психологическая коллекция").

2. Лэндретт Г. Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М.: Международн. пед. академия, 1994. – 368 с.

3. Мортон Ч. Техники детской психотерапии. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

План подготовки к практическому занятию № 1

Тема. Психодинамическое направление (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) и поведенческое направление в психологическом консультировании (2 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Каковы принципиальные характеристики психодинамического направления в консультативной психологии и психотерапии?

2. Сформулируйте специфику нейрофрейдизма (Г. Сэлливен, К. Хорни, Э. Берн).

3. Дайте характеристику основных рабочих понятий поведенческой парадигмы в консультировании и психотерапии.

4. Дайте характеристику консультативного и психотерапевтического процесс бихевиорального направления.

5. Назовите новейшие направления поведенческой психотерапии и кратко охарактеризуйте собственное видение их специфики.

Проблемная ситуация «Случай с Женькой» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.195-201)

Вопросы для обсуждения:

1. Из возрастной психологии известно, что мелкое воровство, особенно относящееся к небольшим суммам денег, составляет поведенческую норму, в частности, в подростковом возрасте, когда складывается потребность в автономии.

2. Герой рассказа принадлежит к возрастной группе младших школьников. Можете ли вы сформулировать наиболее вероятный мотив кражи денег данным ребенком?

3. Допускаете ли вы, что мать просто забыла дать Жене денег “на завтрак” и он подчинился вначале одному мотивационному вектору, а затем, по инерции, другому (мотив — “иметь”)?

4. Согласны ли вы с объяснением мотива и цели своего поступка самим ребенком?

5. В чем, на ваш взгляд, заключается суть психотерапевтической работы с Женькой? Ситуативной? Глубинной?

6. Ваше видение возможной психотерапевтической работы с семьей Женькиных родителей.

Проблемная ситуация «Когда мама влюбилась» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С. 247-254)

Вопросы для обсуждения:

1. Изложите ваше понимание описанной ситуации.

2. Обоснуйте ваш выбор психотерапевтической парадигмы в возможной психотерапевтической работе с Еленой Николаевной.

3. Обоснуйте ваши предположения о соматизации психологии у Аленки в связи с лживым поведением матери.

4. Что, на ваш взгляд, может означать большая занятость отца Аленки на работе, помимо его увлеченности делом?

5. Дайте возможные варианты объяснения психологических причин влюбленности Аленкиной мамы.

6. Уместен ли в данной ситуации вопрос об ответственности жены и матери за собственные чувства? Аргументируйте ответ.

7. Насколько приемлем в проработке данной проблематики трансактный анализ?

ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 296 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1998. – 540 с.

3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб: Братство, 1994. – 223 с.

4. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 335с.

5. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., ред. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.:Наука, 1991.– 456 с.

7. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.:Республика, 1994.– 415 с.

8. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 336 с.

План подготовки к практическому занятию № 2

Тема. Когнитивное направление в психологическом консультировании. Гуманистическая психотерапия Неклассические направления в практике психологической помощи (2 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте консультативный и психотерапевтический процесс когнитивного направления, позицию психолога.

2. Раскройте особенности психологической помощи при эмоциональных расстройствах.

3. Каковы особенности психотехники в реальностной психотерапии и консультировании?

4. Охарактеризуйте основные понятия экзистенциальной парадигмы в консультативной психологии и психотерапии.

5. Раскройте основные понятия и положения гештальт-терапии.

6. Дайте характеристику трансперсональной психотерапии и концепция С. Грофа.

Проблемная ситуация «Три встречи» (Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.195-201)

Вопросы для обсуждения:

В рассказе “Три встречи” явно просматриваются техники психотерапевтической работы, применяющиеся в НЛП и в гештальт-терапии.

1. Укажите конкретные высказывания, отражающие применение этих техник.

2. Какие действия с семантикой высказываний клиентки осуществлял психолог-психотерапевт?

3. В чем, на ваш взгляд, состояла проблема клиентки?

4. Насколько, на ваш взгляд, было бы уместно в этом конкретном случае применение поведенческих техник (например, релаксационных)?

5. Как бы вы оценили степень уместности обсуждения с клиенткой вопроса о конфиденциальности и об оплате услуг в данной конкретной ситуации? Предложите свои варианты.

6. В русле какой психотерапевтической парадигмы завершилась личностная работа с Татьяной Николаевной?

Проблемная ситуация „Лера”(Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – С.195-201)

Вопросы для обсуждения

1. Сформулируйте ваше видение наиболее вероятной в описанном случае психотерапевтической парадигмы и направления, использованных автором.

2. Какие другие парадигмы или психотерапевтические техники могли бы предложить в данном случае вы?

3. Потребовалась ли вам для этого дополнительная информация о личности клиентки или достаточно указанной в рассказе?

4. Видите ли вы возможные дальнейшие направления психотерапевтической работы в отношении главной героини рассказа?Какие?

5. Кто, помимо Леры, нуждается в психотерапии из упомянутых в рассказе персонажей?

6. Каковы шансы и вероятность успеха семейной психотерапии в данном случае?

7. Могли бы вы предложить свой вариант инициирования подобной работы с персонажами рассказа?

8. Организовать конференцию по проблеме интерпретации одного сна, где каждая группа подробно анализирует его в контексте выбранного направления (психоанализ, аналитическая психология, гештальт-подход и др.)

9. В mini-группах подробно представить интерпретацию выбранных снов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпрес, 1997. – 335 с.

2. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманистической психологии // Вопр. психологии. — 1990, №6. — С. 9—16.

3. Васьковская С. В., Горностай П. П. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. – К.: Наукова думка, 1995. – 128 с.

4. Гроф С. За пределами мозга. — М.: Соцветие, 1992. — 336 с.

5. Литвак М. Е. Из ада в рай: Избранные лекции по психотерапии: Учеб. пособие. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1997. – 448 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.

7. Сахакиан У.С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. /Ред. и сост. У.С. Сахакиан. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 624 с.

8. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психолог. – 1994. – № 6. – С. 121 – 127.

Планподготовки к практическому занятию № 3.

Тема. Особенности составления психокоррекционных программ (2 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Перчислите принципы составления психокоррекционных программ.

2. Охарактеризуйте модели коррекции.

3. Стандартные и свободные коррекционные программы, их особенности. Раскройте особенности психокоррекционного комплекса целенаправленного воздействия на клиента.

4. Перечислите основные требования к составлению психокоррекционной программы.

5. Опишите оценку эффективности психокоррекционных мероприятий.

Проблемная ситуация: Молодой человек выдающейся внешности и атлетического телосложения уже несколько раз терпит фиаско в попытках утвердиться на работе. Обычно, сначала все бывает хорошо, его легко берут на высокооплачиваемую и престижную работу. Он начинает пользоваться авторитетом в коллективе. Но потом, через некоторое время, начальствующее лицо начинает придираться и, в конце концов, просит уйти.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

Проблемная ситуация: Дочь вышла замуж. В ее семье, с точки зрения ее самой и мужа, все обстоит более или менее благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит ее жить. В результате между ней и дочерью возникает конфликт. Отец в этом конфликте занимает нейтральную позицию, фактически не вмешиваясь в конфликт.

Вопросы для обсуждения

1. Разработать программу работы с данным консультативным случаем.

2. Предложите диагностическую программу работы с клиентом

3. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2000. – 512 с.

2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники /Пер с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с. (Серия "Психологическая коллекция").

3. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб.: Питер, 2001. - 304 с.

4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.

5. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 2006. - 239 с.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 256 с.

7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.

8. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста /Пер. с англ. А.И. Сотова. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000. - 160 с.

План подготовки к практическому занятию № 4.

Тема. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными, аутичными детьми (2 часа)

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Определите критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).

2. Раскройте особенности психокоррекционных занятий с гиперактивными детьми.

3. Определите критерии агрессивности (схема наблюдений за ребёнком). Раскройте особенности психокоррекционных занятий с агрессивными детьми.

4. Определите критерии аутичности (схема наблюдений за ребёнком). Раскройте особенности психокоррекционных занятий с аутичными детьми.

5. Определите критерии тревожности (схема наблюдений за ребёнком, Охарактеризуйте тесты тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Раскройте особенности психокоррекционных занятий с тревожными детьми.

6. Составьте таблицу анализа психокоррекционной работы с детьми, учитывая следующие критерии: тип отклонения в поведении, критерии типа отклонения в поведении, особенности психокоррекционного занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Т. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство / Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

2. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение. 1988. – 207 с.

3. Елизаров А. Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. – 1995. – № 3. – С. 38 – 45.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 223 с.

5. Профконсультационная работа со старшеклассниками / Под ред. Б. А. Федоришина. – К.: Рад. школа, 1980. – 160 с.

6. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В. А. Татенко, Т. М. Титаренко. – К.: Рад. школа, 1989. – 128 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных