ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Прорехи в человеческой сущности
Связь между Вашей «Сущностью» (имеется в виду Ваше настоящее «я», то, кем Вы являетесь) и Вашим физическим телом существует задолго до Вашего рождения и длится на протяжении всей Вашей жизни. В первые годы жизни Сущность всё в большей и большей степени сливается с организмом, но вдруг происходит нечто, как будто бы часть организма начинает жить сама по себе, отдельно. Некоторые религии называют это грехопадением. С этого момента связь с Сущностью теряется, поскольку человек начинает идентифицировать себя исключительно с физическим телом. Это - первая причина нарушения контакта человека со своей Сущностью. Вторая причина кроется в том, что родители ребёнка и окружающая среда ставят его в трудное положение. Маленький ребёнок не способен выражать свои потребности; мать реагирует по мере возможности, но он продолжает кричать и плакать. Это приводит к первым травмам, и ни одна мать ничего не способна с этим сделать. В течение первых лет жизни ребёнок переживает и другие стрессы, такие, например, как выход из состояния симбиоза с матерью. Эти стрессы, как правило, проходят незамеченными, но также вызывают травмы, оставляющие эмоциональные шрамы. Дети не помнят о пережитых стрессах, но они сказываются на их формировании личности. Всё это отражается на нас: идентификация себя с физическим телом, все те потребности, которые родители не смогли разглядеть... Никто из нас не лишен этих шрамов, каждый из нас «отмечен» ими в той или иной степени. Кроме того, идентификация себя с физическим телом и пробелы в образовании (третья, ещё более серьёзная причина) приводят к тому, что человек неизбежно забывает свою Сущность. Когда ребёнок рождается, его Сущность хранит в себе весь возможный потенциал развития различных качеств «пробуждения», более того, она содержит в первозданном виде любовь, радость, свободу и сознание. Всё это заложено в Сущности, как зерно, которому нужно лишь дать прорасти. Однако для этого нужно, чтобы его кто-либо поливал и подпитывал, необходимо, чтобы кто-то из родителей знал, как воспитать чувство свободы у совсем ещё маленького ребёнка, как сделать так, чтобы он умел радоваться жизни, любить, думать, чтобы он был храбрым и безупречным. Однако родители сами живут отдельно от своей Сущности, а потому даже не могут передать ребёнку, что это такое - «Сущность». Сущность ребёнка ожидает «пищи» и не получает её, что становится причиной первого психического расстройства: разделения между Сущностью и личностью, которая начинает идентифицировать себя исключительно с телом. Это, в свою очередь, вызывает у детей ряд проблем, которые несложно заметить: один начинает бояться, другой постоянно обижается и прячется, третий стремится всеми способами привлечь к себе внимание. Личность каждого ребёнка начинает формироваться на основе того, что он недополучает ввиду того, что родители не могут или не хотят удовлетворить его индивидуальные потребности. В результате каждый ребёнок вырастает с ощущением того, что ему чего-то не хватает в жизни. В глубине души это чувство есть у всех. Чтобы как-то компенсировать эту нехватку, одни дети цепляются за юбку своей матери, другие начинают много есть, третьи становятся чрезмерно возбуждёнными, «трудными» детьми. Причиной всего, что мы называем недостатками, негативными чертами характера, свойственными каждому эннеатипу, является то, что ребёнок недополучил в самом раннем возрасте. Например, желание господствовать над окружающими проявляется у детей, которые чувствовали себя подавленными, неспособными себя проявить, определиться в жизни. В зрелом возрасте желание доминировать только развивается (как, например, у эннеатипа ВОСЕМЬ), человек считает, что оно способно компенсировать нехватку уверенности в себе. Ребёнок (номер ДЕВЯТЬ) может думать, что его мягкая игрушка или платок могут заменить ему мать. В Сущности каждого человека будто бы образуются «дыры», «прорехи». Где-то ему недостаёт любви или внимания, где-то свободы, где-то доверия (как в случае с эннеатипом ШЕСТЬ), которое следовало бы развить в детстве, где-то радости (номер ЧЕТЫРЕ), такие люди всегда печальны. Люди также совершают ошибку, полагая, что то, чего им не хватает, находится где-то вовне, кто-то считает, что это мужчина или женщина, другие - что это деньги или безопасность. Каждый, в зависимости от своего эннеатипа, считает, что ему чего-то не хватает, хотя на самом деле ему не хватает контакта с Сущностью. Кто-то, возможно, думает, что с ним самим что-то не в порядке. Что бы они ни делали, о чём бы ни думали, их никогда не покидает ощущение, что всё идёт не так, как следовало бы. Кто-то постоянно предаётся ностальгии, пытается найти этому объяснение, но оно всегда оказывается ложным. Логичным следствием образовавшейся пустоты, нехватки чего-либо, является страх; никто не может жить спокойно с такой «прорехой». Если Вам не хватает любви, Вы уткнётесь носом в плюшевую игрушку, а когти вырастете, «броситесь» на первого встречного. Если Вам не хватает свободы. Вы будете протестовать, станете мятежником. Какой бы ни была «прореха». Вы будете стремиться её заполнить, компенсировать, чтобы избавиться от страха. Этот страх также влечёт за собой напряжение, паралич, то, что некоторые психотерапевты называют «мышечным панцирем», либо напряжение внутренних органов, миндалин или определённых частей тела. У некоторых детей это проявляется мгновенно: внезапно они приобретают привычку делать какие-нибудь движения, жесты, под влиянием скованных мышц, суставов, сухожилий, это может произойти даже в самом молодом возрасте. Подобные зажимы отражаются на некоторых движениях и затрудняют их. «Мышечный панцирь», вызванный страхом, впоследствии может стать причиной более серьёзных проблем. Каждый человек в процессе своей жизни пытается залатать «дыры» в своей Сущности, поскольку они доставляют ему большие неприятности, с которыми он не может ужиться. Именно поэтому жизнь начинает вращаться вокруг недостатков или отрицательной черты характера. Для кого-то, кто в детстве не получал то, что просил, и не мог поесть, будучи голодным, таким недостатком станет жадность. Другой человек, которому в детстве не хватало материнской ласки в моменты страха, будет стараться делать всё, чтобы защитить себя: купит дом с бронированными дверьми и поселит во дворе собак, научится стрелять, или станет военным, танкистом, будет ощущать себя настоящим мужчиной. Его стремление быть в безопасности и показать другим, что он способен себя защитить, на самом деле является свидетельством детских страхов. Боитесь ли Вы, испытываете ли жадность, лень, гордость, тщеславие или стремитесь доминировать, чувствуете себя выше других или, наоборот, страдаете от комплекса неполноценности - причиной является потребность заполнить, насколько это возможно, «прорехи», образовавшиеся в детстве. Но поймите, что Вам это не удастся, поскольку то, чем Вы пытаетесь заполнить эти «прорехи», не соответствует тому, в чем нуждается Ваша Сущность. Когда Вы затыкаете «дыру», причиной которой является, например, страх, купив дом и забаррикадировавшись внутри, этого недостаточно. Вдруг Вы говорите себе: «надо было установить сигнализацию!», а установив её, продолжаете листать журналы, рекламирующие более совершенные модели. Затем Вы приходите к выводу, что нужно соединить сигнализацию с пультом охраны в милиции и заодно с пожарной службой на случай возгорания... и так далее. Если Вы одержимы тщеславием, достаточно ли Вам единожды показать своё превосходство? Нет. Вы будете делать это постоянно, а если вдруг Вам не удастся показать себя с лучшей стороны. Вы будете чувствовать себя несчастным. Невозможно быть счастливым, опираясь исключительно на свою личность. Личность искусственна, в ней всё ненастоящее. Однако, в то же время, всё, что кажется ненастоящим, указывает на, те места, где повреждена Ваша Сущность. Весь негатив, присутствующий в Вашей жизни - это распахнутая дверь, войдя в которую Вы можете залечить раны Вашей Сущности и дать ей то, в чём она так нуждается. Однако обычно люди дают ей совсем не то. Они не лечат болезнь, они лечат симптомы. Как сказали бы дервиши, «прикрывают дыры». «Прикрытая» дыра при этом никуда не исчезает, её просто не видно за тем, что называется «маской» (платком или плюшевой игрушкой, заменяющей любовь). Все, что Вы делаете, чтобы скрыть свою алчность, свой страх, свою гордость или тщеславие, выступает в роли такого «заменителя». В течение всей жизни Вы латаете дыры, не заглядывая в них, создаёте маску личности, скрывающую всё, и отождествляете себя с ней. Для Вас имеет значение Ваш образ и образы других людей, которые Вы создаёте в своём сознании. Но то, что Вы создали - это не Вы, не Ваша Сущность. Вы создали образ, именуемый личностью, образ, который ребёнок создаёт для того, чтобы не испытывать страх перед пустотой, перед прорехами в своей Сущности. Теперь пришло время четко сформулировать следующий вопрос. Мы уже рассказали в общих чертах, как всё устроено, однако нам всё ещё не хватает понимания того, что с этим делать на практике. Можно было бы прямо спросить: «Вот ты, скажи мне, какая у тебя проблема?» Немного поразмыслив, Вы, возможно, ответите: «Это жадность» и спросите: «Как мне перестать прикрывать жадностью прореху в моей Сущности? Как мне начать питать свою Сущность, а не личность, с которой я себя идентифицирую?» Кто-то другой скажет: «Я тщеславен, мне постоянно нужно говорить, демонстрировать себя, в противном случае я начинаю плохо себя чувствовать. Я не вижу смысла жизни, если окружающие не будут считать меня красивым, сильным, богатым, умным. Это свидетельствует о том, что в детстве я не получал должного внимания и признания. Как мне компенсировать эту нехватку так, чтобы это помогло моей Сущности, а не личности?» Каждый из нас может задать подобные вопросы, поскольку эти черты характера, в той или иной степени, присутствуют у всех. Нам необходимо вернуться к основополагающему вопросу: «Что такое Сущность и что её питает?» Сущность - это то, кто Вы есть, кем Вы в глубине души являетесь на самом деле, здесь и сейчас. Гурджиев назвал одну из своих книг «Жизнь реальна только тогда, когда „Я” есть». «Я» может существовать только в настоящем времени. Ваша сущность питается, если Вы находитесь с ней, не пытаясь латать дыры, живёте осознанно. Сущность питается тем, что Гурджиев называет «первым сознательным шоком»: впечатлениями от внешнего мира, которые входят в вас через органы чувств, и впечатлениями из вашего внутреннего мира через ваши мысли и эмоции. Ваши мысли и эмоции - это поток жизни, бурлящий внутри Вас, и Вы способны осознавать его. Вы можете взглянуть на Ваши мысли, на Ваши эмоции, и как только Вы начнёте осознавать их, они станут питать Вашу Сущность. Вы можете осознавать всё то, что происходит вокруг Вас, посредством Ваших чувств, а то, что происходит внутри - посредством мыслей. Цель всегда одна: питать свою Сущность, заглядывая в самые глубокие и укромные уголки самого себя. Это возможно, если быть внимательным и замечать всё то, что происходит вокруг Вас, то, к чему Вы прикасаетесь, то, что Вы видите и слышите. Нужно также быть внимательным к тому, что происходит внутри Вас, к вашим мыслям, вашим чувствам. Ничего больше. Это - единственное, что нужно делать. Если бы Вы могли прямо сейчас сесть и быть просто внимательными, наблюдать, всё больше и больше входить в наблюдателя, Ваша Сущность начала бы питаться, окрепла и постепенно сбросила бы с себя все те вуали, которые ее скрывают. Именно это произошло с Буддой. Гаутама Будда перепробовал всё, чтобы заткнуть последние дыры, сбросить последние покрывала. Он применил все свои знания, лишил себя всего через аскезу. Однажды он решил: «Хватит, надо остановиться!». Он сел на землю и сказал: «Я умру на этом месте, или разбужу себя». Многие из тех, кто последовал его примеру, умерли. Вы хотите знать, почему? Потому, что они - это не Будда. Будда обладал способностью убить в себе свою личность, своё прошлое и разбудил Сущность, став тем, кто он есть на самом деле. Мы способны видеть свои мысли, эмоции, чувства, всё то, что происходит вокруг нас и внутри нас. Это - способность наблюдать, осознавать, присутствовать, питающая нашу Сущность, придающая ей силу. К сожалению, мы не можем подобно Будде на протяжении длительною времени сидеть и ощущать, как течёт жизнь вокруг нас и внутри нас.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|