ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Качества памятиИндивидуальные различия в процессах памяти выступают в виде качеств памяти: объема, скорости, прочности, готовности. а) Объем памяти — количество объектов, припоминаемых б) Скорость памяти — измеряется количеством времени в) Прочность — сохранение заученного материала и г) Готовность памяти выражается в том, насколько д) Двигательная память — это запоминание, сохранение Произвольная и непроизвольная память различаются по целям и способам запоминания и воспроизведения. Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели запомнить происходящее или увиденное. Запоминание осуществляется как бы само собой, без специальных волевых усилий. Для произвольной памяти характерно целенаправленное запоминание или воспроизведение материала. По длительности сохранения впечатлений память разделяют на кратковременную и долговременную. Кратковременная память отличается непродолжительным сохранением следов. Долговременная память характеризуется значительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. 4.1. МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА» Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 с таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке. Методические указания: Перед началом работы объяснить, где обследуемые должны записать ответ. После команды о начале работы психолог открывает таблицы и одновременно включает секундомер. Во время экспозиции таблиц необходимо следить, чтобы никто из обследуемых не брал карандаши и не записывал. Через 20 с таблицы убираются и дается команда «ПИШИТЕ». Необходимо проследить, чтобы никто не списывал друг у друга. Через 1 мин подается команда «ПОЛОЖИТЕ КАРАНДАШ».
Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени. 4.2. МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ» Назначение и содержание: Методика предназначена для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продуктивности). Обследуемым зачитываются ряды однозначных чисел. Задача* — запомнить эти числа, произвести в уме операции сложения каждого предыдущего числа с каждым последующим и записать суммы. Предъявляется 10 рядов по 5 однозначных чисел в каждом. Максимальное число сумм — 40. Интервал между зачитыванием ряда чисел — 15 с. Числа подбираются так, чтобы их суммы не превышали 9. Результаты записываются столбиком Контрольному заданию должна предшествовать тренировка (3-5 проб). Методические указания: Перед началом работы отметить, где обследуемые должны записывать ответы. В процессе работы следить, чтобы они не записывали числа в момент их зачитывания Составление заключения. Оценка оперативной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных сумм в соответствии с таблицей.
«КЛЮЧИ» I 7, 9, 8, 5 8, 9, 6, 7 6, 5, 4, 6 4, 6, 7, 8 5, 9, 7, 5 7, 8, 9, 5 II 6, 5, 8, 8 9, 8, 6, 8 5, 6, 7, 8 6, 8, 9, 8 4, 4, 7, 6 9, 6, 7, 8 7, 9, 8, 5 5, 8, 9, 8 8, 5, 7, 8 7, 6, 5, 7 III 7, 8, 4, 5 8, 4, 5, 6 8, 9, 8, 7 9, 5, 6, 8 8, 7, 8, 4 9, 9, 5, 7 IV 8, 7, 6, 4 9, 8, 6, 7 6, 7, 9, 9 7, 6, 5, 4 4.3. МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ» Предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 с Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин воспроизвести на бланке. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально. 4.4. МЕТОДИКА «СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ» Методика предназначена для оценки объема произвольной кратковременной слуховой памяти. Для подготовки методики на магнитную ленту записываются два ее варианта, каждый из которых содержит по 40 слов, разделенных на 4 серии. Воспроизведение каждой серии должно занимать 20 с. Задача испытуемых состоит в запоминании и последующей записи предъявляемых слов. Первые 3 серии в каждом варианте используются как тренировочные. Зачетной является четвертая серия слов. После воспроизведения каждой серии испытуемым предлагается в течение 10 Практическая психология 45 с записать в любом порядке те слова, которые им удалось запомнить После ответов на вопросы проводящий обследование подает команду «Приготовиться к прослушиванию слов1» и включает магнитофон При оценке результатов учитывается количество правильно записанных слов из четвертой серии, которое переводится в баллы Шкала балльных оценок количества правильно записанных слов
4.5. МЕТОДИКА «КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ» Методика предназначена для оценки кратковременной па мяти Обследуемым диктуется сначала 10 слов, а затем 10 чисел I ряда Каждые 10 слов (чисел) диктуются в течение 20 с Затем обследуемые за 40 с должны в любой последовательно сти воспроизвести сначала числа, а потом слова Перед зачиты ванием 2-й серии проводящий обследование дает установку на большую продуктивность работы / серия камень сукно платок тачка океан сумка буран шкаф восток картон 39, 28, 26, 12, 40, 65, 78, 54, 18, 87 2 серия звонок книга стекло крыса трава кружка сказка труба пчела балкон 16, 59, 73, 28, 42, 31, 65, 18, 84, 37 Оценка по 9 балльной шкале
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|