Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






III. Качества памяти




Индивидуальные различия в процессах памяти выступают в виде качеств памяти: объема, скорости, прочности, готовности.

а) Объем памяти — количество объектов, припоминаемых
сразу же после их восприятия (объем кратковременной памяти,
объем долговременной памяти).

б) Скорость памяти — измеряется количеством времени
или числом повторений, необходимых данному субъекту для
запоминания определенного объема материала.

в) Прочность — сохранение заученного материала и
скорость его забывания.

г) Готовность памяти выражается в том, насколько
человек может легко и быстро припомнить в нужный момент
то, что ему необходимо.

д) Двигательная память — это запоминание, сохранение
и воспроизведение различных движений и их систем. Значение
этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для
формирования практических и трудовых навыков.

Произвольная и непроизвольная память различаются по целям и способам запоминания и воспроизведения.

Непроизвольная память характеризуется отсутствием осознанной цели запомнить происходящее или увиденное. Запоминание осуществляется как бы само собой, без специ­альных волевых усилий.


Для произвольной памяти характерно целенаправленное запоминание или воспроизведение материала.

По длительности сохранения впечатлений память разделя­ют на кратковременную и долговременную.

Кратковременная память отличается непродолжитель­ным сохранением следов.

Долговременная память характеризуется значительной дли­тельностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

4.1. МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 с таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того как таблица убрана, записать на бланке.

Методические указания: Перед началом работы объяс­нить, где обследуемые должны записать ответ. После команды о начале работы психолог открывает таблицы и одновременно включает секундомер. Во время экспозиции таблиц необходимо следить, чтобы никто из обследуемых не брал карандаши и не записывал. Через 20 с таблицы убираются и дается команда «ПИШИТЕ». Необходимо проследить, чтобы никто не списывал друг у друга. Через 1 мин подается команда «ПОЛОЖИТЕ КАРАНДАШ».

 

  Шкала балльных оценок  
Кол-во правильно воспроизведенных чисел 1-4   5-6 7-8 9-12
Баллы            

Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрос­лого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

4.2. МЕТОДИКА «ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ»

Назначение и содержание: Методика предназначена для оценки оперативной памяти (объема, устойчивости, продук­тивности).


Обследуемым зачитываются ряды однозначных чисел. За­дача* — запомнить эти числа, произвести в уме операции сложения каждого предыдущего числа с каждым последующим и записать суммы. Предъявляется 10 рядов по 5 однозначных чисел в каждом.

Максимальное число сумм — 40. Интервал между зачиты­ванием ряда чисел — 15 с. Числа подбираются так, чтобы их суммы не превышали 9. Результаты записываются столбиком Контрольному заданию должна предшествовать тренировка (3-5 проб).

Методические указания: Перед началом работы отметить, где обследуемые должны записывать ответы. В процессе работы следить, чтобы они не записывали числа в момент их зачитывания

Составление заключения. Оценка оперативной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных сумм в соответствии с таблицей.

 

Шкала балльных оценок    
Кол-во правильно вос­произведенных сумм и менее 0-33 34-37 38-40
Баллы        

«КЛЮЧИ»


I

7, 9, 8, 5

8, 9, 6, 7
8, 5, 7, 5
8, 8, 7, 8
7, 9, 7, 8

6, 5, 4, 6

4, 6, 7, 8

5, 9, 7, 5

7, 8, 9, 5
4, 6, 7, 6


II

6, 5, 8, 8

9, 8, 6, 8

5, 6, 7, 8

6, 8, 9, 8

4, 4, 7, 6 9, 6, 7, 8

7, 9, 8, 5

5, 8, 9, 8

8, 5, 7, 8 7, 6, 5, 7


III

7, 8, 4, 5
6, 8, 7, 7
9, 8, 7, 6
9, 8, 9, 8

8, 4, 5, 6

8, 9, 8, 7

9, 5, 6, 8

8, 7, 8, 4
5, 7, 8, 9

9, 9, 5, 7


IV

8, 7, 6, 4

9, 8, 6, 7
6, 8, 9, 8
6, 4, 9, 8

6, 7, 9, 9
9, 7, 8, 4

7, 6, 5, 4
9, 8, 3, 6
9, 5, 6, 3
7, 6, 5, 7


4.3. МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ОБРАЗЫ»

Предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется


таблица с 16 образами в течение 20 с Образы необходимо запомнить и в течение 1 мин воспроизвести на бланке.

Оценка результатов тестирования производится по количе­ству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 пра­вильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

4.4. МЕТОДИКА «СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ»

Методика предназначена для оценки объема произвольной кратковременной слуховой памяти.

Для подготовки методики на магнитную ленту записыва­ются два ее варианта, каждый из которых содержит по 40 слов, разделенных на 4 серии. Воспроизведение каждой серии должно занимать 20 с. Задача испытуемых состоит в запоми­нании и последующей записи предъявляемых слов. Первые 3 серии в каждом варианте используются как тренировоч­ные. Зачетной является четвертая серия слов. После воспро­изведения каждой серии испытуемым предлагается в течение

10 Практическая психология


45 с записать в любом порядке те слова, которые им удалось запомнить

После ответов на вопросы проводящий обследование пода­ет команду «Приготовиться к прослушиванию слов1» и включа­ет магнитофон При оценке результатов учитывается количе­ство правильно записанных слов из четвертой серии, которое переводится в баллы

Шкала балльных оценок количества правильно записанных слов

 

Кол во 4 и            
слов менее            
Баллы              
  ВАРИАНТ I  
Не III с IV с
восток трава заяц хлеб
игра сапог липа свет
мост гараж машина осина
забор токарь деревня книга
стул город лупа школа
дерево ящик кран лампа
часы ложка рама шина
шапка береза базар помидор
лопата мина квартира футбол
телефон яблоко офицер артист
  ВАРИАНТ II  
II с III с IV с
вода кедр бумага овес
паук овца река линия
волк клин цвет крот
изба стол книга гриб
фильм лента знак гусь
орел краски число экран
море краб щука змея
поле мышь узел липа
роза ветка слон работа
воск небо пила летчик  

4.5. МЕТОДИКА «КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ»

Методика предназначена для оценки кратковременной па мяти Обследуемым диктуется сначала 10 слов, а затем 10 чисел I ряда Каждые 10 слов (чисел) диктуются в течение 20 с Затем обследуемые за 40 с должны в любой последовательно сти воспроизвести сначала числа, а потом слова Перед зачиты ванием 2-й серии проводящий обследование дает установку на большую продуктивность работы

/ серия камень сукно платок тачка океан сумка буран шкаф восток картон

39, 28, 26, 12, 40, 65, 78, 54, 18, 87

2 серия звонок книга стекло крыса трава кружка сказка труба пчела балкон

16, 59, 73, 28, 42, 31, 65, 18, 84, 37

Оценка по 9 балльной шкале

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных