![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И ОЦЕНКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ
I. Различают продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное — это творческое мышление. Потребность в нем возникает всякий раз, когда человек сталкивается с необходимостью решения нетривиальных задач, попадает в новые условия. Репродуктивное — мышление, которое используется при решении задач известного типа и предлагает использование готовых правил и программ преобразования материала. Мыслительная деятельность включает в себя операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, конкретизации и обобщения. Анализ — это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений. Синтез — объединение выделенных анализом компонентов целого. Абстракция — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Конкретизация — это переход от абстракции и обобщения к частным предметам или явлениям действительности. II Выделяют следующие логические формы мышления Понятие — отражение наиболее общих и существенных свойств предметов и явлений Суждение — форма мышления, отражающая связи меж ду предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо Умозаключение — состоит в выводе одних суждений из других, новых знаний из старых Различают дедуктивное и индуктивное умозаключения III Качества мышления глубина, самостоятельность, критич Глубина мышления — умение проникнуть в сущность сложность процессов и явлений объективного мира, предвидеть дальнейшее развитие событий, находить правильные пути и нуж ные решения, не прибегая к помощи других Критичность — умение объективно оценивать свои и чу жие мысли и действия Гибкость — умение изменять намеченный план решения задачи в соответствии с изменяющейся обстановкой Быстрота — скорость протекания мыслительных про цессов IV Виды мышления Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями Практически действенное — характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе дея тельности 6.1. МЕТОДИКА «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ» Назначение: Методика предназначена для оценки твор ческого мышления Обследуемым предлагается 25 слов, имеющих различные значения В течение 15 мин обследуемые должны записать максимальное количество значений для каждого слова Методические указания: Задания выполняется на чистых листах бумаги Составление заключения: Оценка творческого мышле ния производится по количеству принципиально различных значений слов в соответствии с приведенной таблицей
6.2. МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ» Назначение: методика предназначена для оценки логического мышления Суть методики заключается в том, что обследуемые должны найти для каждого цифрового шифра соответствующие буквенные комбинации и из них составить 16 четырехбуквенных слов Время — 5 минут Методические указания: Объяснить испытуемым, куда они должны внести ответы При наличии различных вариантов методики они могут быть розданы по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный вариант а нечетные — нечетный Демонстрационный плакат Составление заключения: Оценка логического мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответствии с таблицей
6.3. МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ» Предназначается для оценки логического мышления Обследуемым предлагаются для решения 18 логических задач Каждая из них содержит 2 логические посылки, в которых буквы находятся в каких-то численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на предъявленные логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. Время решения — 5 минут. Оценка производится по количеству правильных ответов Норма взрослого человека — 10 и более. КЛЮЧ 6.4. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ» Методика предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их. Таблица 1 1. Василий, Федор, Семен, 2. Дряхлый, 4. Лист, почва, кора, 5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, 6. Темный, светлый, 7. Гнездо, нора, курятник, 8. Неудача, 9. Успех, удача, выигрыш,
10. Грабеж, кража, 11. Молоко, сыр, сметана, сале, простокваша. 12. Глубокий, низкий, 13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка. 14. Береза, сосна, дуб, ель, 16. Смелый, храбрый, решительный, 17 Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, Зачеркнуты правильные ответы. Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью табл. 2. Таблица 2
6.5. МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ» Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации. Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего С ним связаны. Задача обследуемого — найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы — 3 минуты. Таблица 1 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага) 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). 8. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово). 9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, ре 10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 11. 12. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст). 13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). 16. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк). 17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион). 18. Больница (помещение, сад, враг, радио, больные). 19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа). 20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек). Правильные ответы подчеркнуты. Оценка выставляется по 9-балльной шкале с помощью табл. 2. Таблица 2
6.6. МЕТОДИКА «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ» Обследуемым вручается бланк с 20 пословицами. Они должны, прочтя каждую из них, кратко охарактеризовать ее переносный смысл. Время на работу — 10 минут. Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью таблицы.
6.7. МЕТОДИКА «АНАЛОГИИ» Методика позволяет оценивать понимание смысла слов и логических отношений между понятиями. ключи 1 - А; 2 - Г; 3 - В; 4 - Г; 5 - Б; б - Г; 7 - Б; 8- В; 9 - А; 10 - Г; И - В; 12 - Д; 13 - Б; 14 - Д; 15 - Б; 16 - В; 17 - Б; 18 - Г; 19 - Д. Подсчитывается количество правильных ответов (№ пр). Вычисляется показатель Тб (время безошибочного выполнения задания) по формуле: Тб = Т х С, где Т — время выполнения задания в секундах, С — коэффициент, величина которого определяется количеством правильных ответов (№пр). Коэффициенты приведены в табл.1. Тб переводится в баллы по табл. 2 Если испытуемый не сделал ни одного правильного ответа (№ пр = 0), результат оценивается в 1 балл. Величины Т, № пр, С и Тб, а также соответствующий балл заносятся в карту психофизиологического обследования. БЛАНК - ПРИМЕР (демонстрационный плакат) Таблица 1 Таблица 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|