Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Групповой поведенческий тренинг




Приведем упражнения группового социально-психологи­ческого тренинга, предложенные Н. П. Аникеевой.

Мнения. Это упражнение применяется на первых занятиях как вводное для более серьезных упражнений. Для каждого из присутствующих все члены группы по очереди называют одно—два из присущих ему положительных качеств, что сразу создает необходимую доброжелательную обстановку. Однако упражнение это может быть продолжено и в этом варианте стать методом коррекции поведения присутствующих. После повторения первой его части (положительных характеристик) и небольшого перерыва участники по очереди называют по одному отрицательному качеству для каждого из присутствую­щих. Для того чтобы это чреватое известной напряженностью упражнение не привело к парафразу ситуации, блестяще опи­санному В. Тендряковым в повести «Ночь после выпуска», можно порекомендовать неприятные характеристики оформлять метафорически — «волк-одиночка», «ежик в тумане» и др.

Интервью. У каждого из членов группы все желающие по очереди берут интервью. Тема его произвольная, но не слишком интимно-личная. Количество задаваемых вопросов не должно превышать 5-7 Необходимо, чтобы по возможности это упраж­нение прошли все члены группы. Для того чтобы вызвать необходимую раскованность у «интервьюируемого», на первых этапах рекомендуется предложить ему отвечать с частичной откровенностью или «в маске» — не за себя, а за кого-то другого.


Весьма эффективным для «раскачки» аудитории выступает здесь интервьюирование «в ролях», когда и спрашивающие, и отвечающие говорят не от своего лица, а от имени какой-то персонифицирован­ной категории или персонажа: Учителей, Инопланетян, Чебурашки, Винни-Пуха и т.п. Подобное интервью может стать прекрасной разминкой перед более сложными играми и упражнениями. Видение других.

а) Один из членов группы садится спиной к аудитории. Его
задача — подробно описать внешность кого-либо из присутству­
ющих.

б) Называется один из участвующих в занятиях. Вся
группа должна вместе восстановить его поведение, настроение,
самочувствие и высказывание с определенного момента занятия
или с самого начала.

Мимика и жесты. В этом упражнении каждый из участву­ющих в занятиях должен с помощью мимики и жестов:

а) продемонстрировать два противоположных состояния
(горе и радость, усталость и бодрость, любовь и ненависть и т.п.);

б) передать, другому неизвестное тому задание (вымыть
посуду, убрать помещение и т.п.; для этого участники разбива­
ются На пары, вручается письменный текст; естественно, что
содержание записки другому не известно). Во всех случаях
сравнивается и обсуждается то, что предлагалось одним, и то, что
было понятно другим.

Варианты выполнения заданий.

1) только при помощи жестов;

2) только при помощи мимики;

3) при помощи мимики и жестов.

Двойной диалог. Двое участвующих в упражнении получают задание вести диалог следующим образом. После того как первый выскажет какое-то мнение, второй должен сначала до­словно повторить все, что было сказано, и лишь после этого высказать свое мнение. Первый также должен по возможности дословно повторить выступление второго, а затем продолжить обсуждение. Продолжительность подобного диалога — 5-7 мин. Присутствующие на игре (или кто-то из них) фиксируют количество искажении, допущенных участниками. Результаты упражнения обсуждаются присутствующими (желательно, чтобы через это упражнение прошли все).


Инсценировка. Участники разбиваются на пары и полу­чают задание подготовить инсценировку какого-либо неболь­шого произведения с двумя действующими лицами (в ориги­нале автора — басня «Ворона и Лисица»). Один из них — «режиссер» — должен объяснить второму — «актеру» — трактовку образа и способы вхождения в него. После окончания инсценировки группа обсуждает работу пар, обра­щает первоочередное внимание на логику и особенности воздействия «режиссера».

Театр. Выбирается небольшое, хорошо известное уча­ствующим литературное произведение (в оригинале — сказка «Репка») и выделяется группа, по численности равная количе­ству действующих лиц. Им предлагается сымпровизировать, представив в соответствующих образах то, что произошло после окончания этого произведения (в варианте «Репки» автор упражнения предлагал участвующим, собравшись за столом, вспомнить о том замечательном дне, когда все они «тащили удивительную репку»). После окончания спектакля необходимо провести его обсуждение с участием не только зрителей, но и актеров.

Живая картина. Группе участников представляется репродукция жанровой картины русского или зарубежного художника. Их задача — «оживить» картину, инсценировав изображенную на ней ситуацию.

Оживший портрет. Каждый из участников получает репродукцию портрета, созданного русским или зарубежным художником. Задача каждого — «оживить» портрет, не только приняв его позу и выражение лица, но еще и произнеся сначала несколько реплнк, а по мере тренировки — и монолог за изображенного на портрете.

Чувство другого Из группы выделяются двое. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться — всего три раза подряд.

«Телепатия». Выделяются два партнера. Первый из них становится спиной ко второму на расстоянии 2—3 метра. Второй, пристально глядя в затылок первому, в какой-то момент должен дать ему мысленный приказ оглянуться. Задача первого — всем своим существом почувствовать второго.


Для того чтобы присутствующие знали, в какой именно момент посылается приказ, второй партнер может в этот момент пошевелить пальцем.

Пересказ. Предварительно членам группы дается следую­щее задание: подготовить трехминутное выступление на произ­вольную тему. После того как эти выступления будут подготов­лены, задействованные в этом упражнении члены группы разбиваются на пары. Один из членов пары произносит под­готовительную речь, которую второй участник парного взаимо­действия должен внимательно выслушать, с тем чтобы после окончания выступления за 30 с пересказать все то основное, что в нем было. «Жюри» из оставшихся членов группы и сам выступавший оценивают полноту и точность пересказа, после чего участники взаимодействия меняются местами. В заклю­чение — коллективное обсуждение упражнения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных