Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-психологический тренинг




Есть в совместимости супругов один аспект, который позволяет смотреть с надеждой в будущее даже тем семьям у которых результаты замера этой важнейшей характеристики не очень то радуют Это адаптированная сторона совместимости


предполагающая постепенную «подгонку» супругов друг к дру­гу. Подгонка эта неизбежно и непреложно совершается во всех семьях, но, поскольку одним это удается, а другим — нет, естественно задаться вопросом: а что же помешало тем мужьям и женам, которые разменяли свое супружеское счастье на бесконечные склоки, ссоры, дрязги и размолвки?

Да вот они-то и помешали — эти самые склоки, ссоры, дрязги и размолвки. Дело в том, что супружеская адаптация осуществляется во взаимодействии двоих и последующим об­суждением результатов этого взаимодействия, иногда очень бурных. И поэтому, хотя мы уже обсуждали проблемы конф­ликтов, еще один ее аспект — техника конструктивного спора.

Техника эта создана чехословацким ученым С. Кратохвилом, который считает, что конструктивный спор характеризуется:

- конкретным обсуждением конкретного предмета конф­
ликта, отсутствием обобщений, переносов разговора на другие
области взаимодействий, ссылок на прошлое и т.п.;

- активностью обеих сторон, их вовлеченностью в ситуа­
цию, заинтересованностью в разговоре;

- четким, открытым изложением своих позиций и внимани­
ем к позиции и доводам оппонента — желанием понять их;

- соблюдением этических принципов поведения сторон по
отношению друг к другу;

- использованием только деловых аргументов во избежа­
ние всего того, что задевает личность другого.

Взаимодействие должно быть динамичным, дабы у собесед­ника не возникало чувство усталости, заканчиваться на позитив­ной ноте (или если уж этого не получается, то прерываться) и завершаться обязательным подчеркиванием достигнутого в обсуждении.

Результаты спора необходимо проанализировать и оценить, считая его удачным, если:

1) партнеры получили какую-то новую информацию, что-то
уточнили в своем видении ситуации или позициях друг друга;

2) смогли хотя бы частично снять напряженность во
взаимоотношениях;

3) пришли к большему взаимопониманию и сближению
своих позиций;

4) смогли разрешить проблему, устранить противоречия.


Такова вкратце сущность техники конструктивного спора, каковую мы и предлагаем отработать в ситуационно-ролевых играх этого раздела. Однако то, каким конкретным содержа­нием будут они наполнены, целиком зависит от руководителей и играющих. Не забудьте также, что степень «вины» одного и жесткость позиции другого, а также конфликтность их взаи­модействия задаются играющими либо совместно, либо незави­симо друг от друга до начала игры.

Дезертирство. Играют двое: муж и жена. Один из них пригласил гостей, а другой, зная об этом, неожиданно поздно вернулся домой.

Приглашение к родителям. Играют двое: муж и жена, которые договорились выходной день провести дома. Неожи­данно позвонили родители одного из них и позвали супругов в гости. Тот, чьи это родители, сразу же начал собираться, с чем другой не согласен.

Уход из дома. Играют двое: муж и жена. Один из них
собирается уйти куда-то из дома, а другой хочет поговорить
и недоволен тем, что тот отказывается задержаться. t

Позднее возвращение. Играют двое: муж и жена. Один из них встретил своего старого друга (подругу), разумеется, одного с ним пола, хотя интересно обострить ситуацию за счет того, что друг противоположного пола. Зашел к нему (к ней) и поздно вернулся домой.

Ремонт. Играют двое: муж и жена. Один из них был инициатором ремонта квартиры, к чему другой относился весьма скептически. Неожиданно оказалось, что ремонт обойдется гораздо дороже, и тот, кто был против него, настаивает на прекращении работ.

Прорехи в бюджете. Играют двое: муж и жена. В семье систематически не хватает денег до зарплаты, причем основным расточителем является один из супругов, с чем второй всегда был не согласен, а ныне настаивает на открытом обсуждении.

Дела домашние. Играют двое: муж и жена. К настоящему моменту сложилось так, что все дела по дому выполняет один из супругов. Ему это надоело, и он решает «включить» лентяя в домашние заботы.

Мелкая починка. Играют двое: муж и жена. Один из них давно уже просил другого сделать какой-то мелкий ремонт


(починить брюки или утюг), но вот сейчас он собрался восполь­зоваться предметом ремонта и оказалось, что «воз и ныне гам»

Посиди с ребенком Играют двое муж и жена Обоим нужно задержаться на работе и некому посидеть с ребенком, причем каждый считает, что его дела важнее

Друг или подруга Играют трое муж, жена и друг (по друга) Подруга (Друг) делится с одним из супругов своими проблемами и переживаниями, которые другой супруг всерьез не принимает Первый супруг этим явно недоволен и в присутствии подруги (друга) приступает к обсуждению

Семейные проблемы Играют трое муж, жена и друг (подруга) Один из супругов начинает обсуждать с подругой (другом) семейные проблемы, чем другой супруг явно недово­лен, и недовольство это он открыто высказывает

Третий лишний Играют трое муж, жена и третий (третья) В гостях у друзей один из супругов познакомился и как-то очень тесно сошелся с этим (этой) третьим(ей) в течение всего вечера сидел с ним (с ней) рядом, танцевал и оживленно беседовал Другой супруг решает обсудить ситуацию

Незваный гость Играют трое муж, жена и гость В семье накопилось много дел, но в этот момент, когда супруги начали этим заниматься, пришел незваный гость — приятель(ница) одного их них Другой открыто выражает свое недовольство

Вместо заключения

Активное применение психологических знаний в практи­ческой деятельности людей всякий раз возрождает к жизни давний вопрос о формах, методах и собственно технологии работы практического психолога При этом попытки описать психологический инструментарий и составить некоторое руко­водство к его применению постоянно вызывали и вызывают острую и часто обоснованную критику А деятельность психо­лога-практика рассматривается более как искусство, нежели как профессионально выверенные правила и алгоритмы органи зации соответствующих процедур Смысл и цель этих процедур в большинстве случаев состоит в извлечении, систематизации и упорядочении специальной информации о конкретном че­ловеке и соотнесении ее с системой психологических категории, теорий,концепций и моделей


Среди методов практической работы психолога можно выделить те, которые необходимы для установления контакта с человеком, пришедшим на индивидуально-психологическую консультацию Однако именно таким методам не уделялось должного внимания

Еще памятна устойчивая, хотя не всегда оправданная, нега­тивная реакция «классической психологии» на попытки приме­нения психодиагностических тестов считалось, что за тестами «нет настоящей глубокой теории», что их отчетливый праг­матизм не опирается на научную основу, а если таковая и есть, то она не соответствует принятым в нашей стране концепциям и подходам

Тем не менее так называемые тесты получили довольно широкое, хотя и полулегальное, распространение в исследо вательских лабораториях, в клинической практике, на предпри­ятия, в школах и т п В ходе этого распространения постоянно возникала «проблема тестов», а вместе с ней и необходимость более или менее ясно ответить на вопрос почему же, несмотря на критическое и даже порой пренебрежительное отношение к тестам, не удается сдержать, а тем более запретить их практическое применение Мы полагаем, что, по крайней мере, один веский аргумент в их пользу состоит в том, что все эти психодиагностические процедуры дают специалисту информа­цию об индивидуальных психологических особенностях кон­кретного человека, его отличии от других людей, о «месте» данного человека во множестве ему подобных


ЛИТЕРАТУРА

Абаев Н В Архаичные формы религиозной теории и практики //Буд­дизм и средневековая культура народов Центральной Азии — Новосибирск, 1980 —С 15-27

Аванесов В С Тесты в социологическом исследовании, М, 1982 — 199 с

Айзенк Г Проверьте свои способности — М,1972 — 121с

Акимова М К Изучение индивидуальных различий по интеллекту //Вопросы психологии — 1977 — № 2

Акимова М К, Борисова Н М, Козлова В Т, Логинова Г П Осо­бенности умственного развития учащихся старшего подростко­вого возраста // Психологические проблемы повышения каче­ства обучения и воспитания — М, 1984 — С 23-35

Ананьев Б Г Человек как предмет познания Л, 1968 — 338 с

Ананьев Б Г О проблемах современного человекознания — Л,

1977 —380 с

Ананьев Б Г Избранные психологические труды —- М. 1980 — Т 1-2 —512с

Анастази А Психологическое тестирование /Под ред К М Гуре-вича, В И Лубовского М, 1982

Андреева Г М Социальная психология — М, 1980 — 416 с

Андреева Г М, Богомолова Н А, Петровская Л А Современная социальная психология на Западе — М, 1978 — 272 с

Артемьева Е Ю, Мартынов Е М Вероятностные методы в пси­хологии — М, 1975 — С 148-151

Бажин Е Ф, Голынкина Е А, Эткинд А М Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол журнал—1983 — Т 5 №3 —С 152-162

Бажин Е Ф, Корнеева Т В, Эткинд А М Исследование образного уровня восприятия эмоций // Психол журнал — 1981 - Т 2 — №4 —С 81-84

Басилов В Н Избранники духов М, 1984 — 208 с

Баскакова И А Некоторые возможности обработки эксперимен­тальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопр психологии — №3— 1968

Белая И И Методика Роршаха и ее применение при исследо­вании больных эпилепсией Метод, рекомендации — М,

1978 — 75 с

Белый Б И Тип переживания в тесте Роршаха и функцио­нальная асимметрия мозга// Психол журнал — 1981 — Т 2 — № 4


Березин Ф Б, Мирошников М П, Рожанец Р В Методика много­стороннего исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене) — М, 1976 — 176 с

Берзин Э О Юго-Восточная Азия в XIII—XVI веках— М, 1982 — 332 с

Бернштейн Н А Очерки физиологии движений и физиологии активности — М, 1966 — 349 с

Беспалько И Г Статистические и клинико-диагностические ас­пекты категории локализации в методе Роршаха // Психоло­гические методы исследования личности в клинике —1978 — Т 27 —С 104-113

Беспалько И Г, Гильяшева И Н Проективные методы // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике — Л, 1983 —С 116-144

Бешелев С Д, Гурвич Ф Г Математико-статистические методы экспертных оценок — М, 1980 — 263 с

Битинас В П Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии — Вильнюс, 1971 — 347 с

Блеихер В М Экспериментально-психологическое исследование психических больных — Ташкент Медицина, 1971

Блейхер В М, Бурлачук Л Ф Психологическая диагностика ин­теллекта и личности — Киев, 1978 — 140 с

Блонский П П К проблеме воспоминания //Ученые записки Акаде­мии коммунистического воспитания — М, 1930 — С 93-100

Богомолов Ю П, Воронина А И, Кует В П, Соколов В П Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов // Вопросы психологической адаптации — Новоси бирск, 1974 —С 42-54

Бодалев А А О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей// Вопр психологии — 1984 — № 1 — С 119-124

Бодалев А А, Столин В В О задачах в области научно-пси­хологического обеспечения службы семьи // Семья и формиро­вание личности Сб науч трудов — М, 1981 — С 2—10

Бодалев А А, Шорохова Е В Психологические проблемы форми­рования нового человека // Психол журнал—1983— № 6— С 20-29

Бодров В А Проблемы профессионального психологического отбо­ра // Психол журнал — 1985 — № 2 — С 85-94

Болдырева С А Рисунки детей дошкольного возраста, больных ши­зофренией — М, 1974 — 160 с

Болдырева В С Конвергентная валидность теста юмористических фраз (ТЮФ) и Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Вестник МГУ — 1984 — № 4 — С 74-75

Бом Э Руководство по психодиагностике — М, 1977

Борисова Е М Индивидуальное своеобразие становления про­фессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала — М, 1976 — С 6-17


Бояршинова Т. Н. К вопросу о психологической диагностике вя­лотекущей шизофрении // Журнал невропатологии и пси­хиатрии.— 1975.—Вып. 11.—С. 1680-1682.

Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных.— М.. 198$.— 464 с.

БрудныйА. А. Значение слова и психология противопоставле­ний // Семантическая структура слова / Под ред. А. Н. Леонтье-ва.^М., 1971.— С. 19-27.

Брунер Дж. Психология познания.— М., 1977.— 412 с.

Брущлинский А- В. Мышление и прогнозирование.— М., 1979.

Бурлачук J1. Ф. Исследование личности в клинической психоло­гии.—Киев, 1979.—175 с.

Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в психодиагностике: Дипломная работа.— М., 1985.

Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности. // Вопр. психологии.— 1984,— № 5.—С 125-131.

Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и челове­ческий разум.— М., 1982.— 368 с.

Войтко В. И„ Гильбух Ю. 3. 0 некоторых основных понятиях психоди­агностики// Вопр. психологии.—. 1976.— № 4,— С. 16-30.

Волюфв И. Л. Социометрические методы в социально-психологи­ческих исследованиях.— Л., 1970.— 88 с.

Воловик В. М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации психических больных // Под ред. М. М. Каба­нова, К. Вайзе.— М.. 1980.— 395 с.

Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государство Цзинь (Хв.-1234г.).— М., 1983.—345 с.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.— 324 с.

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование.— Л., - ^1982.— С.бЗ-^.

Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систе­матика.— М-, 1933.— 202 с.

Гильбух Ю. 3., Удодова Л. П. Тест оперативной памяти // Вопр. психологии.— 1980.—С. 116-121.

Гильяшева И, Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике// Методы психологической диагностики и коррек­ции в клинике.— Л.. 1983.— С. 62-80.

Гильяшева И. Н. Проективные методы // Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике.— Л., 19836. С. 116-144.

Голицын И. Н. Исторические этюды Древней Греции: Пифагор // Москвитянин.— 1855.— № 19-20.— Кн. 1-1.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента.— М.,

Я<>- 1981.— С. 74-75.

rSutmaymac А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентации// Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности — Л., 1979.— С. 208-209.


Губерман >ДО. А., Ямпольский Д. Т. Применение алгоритмов рас­познавания образов в психодиагностике// Вопр. психологии.— 1983.—№5.—С.118-125.

Гурвеич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.— М.; Наука,. 1970.

Гуревич К. М. Тесты интеллекта в психологии // Вопр. психоло­гии.— 1980.—№2.

Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-пси­хологические особенности испытуемых// Психодиагностика и шкала.— Таллинн, 1980.~- С 19-25.

Гуревич К. М. Психологическая диагностика.— М., 1981.— 232 с.

Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути раз­вития^ Вонр. психологии.— 1982.— № 1.— С 9-18.

Гуревич К. М., Лубовский В. И. Предисловие// Аяастази А. Психо­логическое тестирование."-- М., 1982.— С. 5-14.

Гуревич М. И<, Озерецкий Н. И. Психомоторика.— М., Л-, 1980.— ч. 2— 172 с.

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы.— М., 1983.— 245 с.

Данилин К. Е. Аутосоадометрическая методика// Социально-психоло­
гический климат коллектива.— М., 1981.— 77 с,.

Данилова Н, Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагно­стика.—М, 1985. -

Диагностика психических состояний в норме и патологии. —М-р 1980.

Деев А. А., Ложкина Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процеду­ры обследования при использовании шестнадцатифактерного лич­ностного опросника (16-ФЛО) // Психо*. журнал—1984.— J* 6.— С 106-110.

Джамгаров Т. Т. О системном подходе к использованию ме­тодов психологической диагностики в профотборе//Вопро­сы диагностики психического развития.— Таллинн, 1976.— С. 58-60.

Джндарьян И. А. Категория системности и ее методологическое значение для психологии личности// Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические пробле­мы в условиях развитого социалистического общества.— М««1983.—Ч. 1—С. 19-20.

Диккенс Ч, Собр. соч.— М.4 1984.— Т. 6.— С. 7.

Добрынин И. Ф. Колебания внимания. Эксиериментально-психоло-гическое исследование.— М.: Рацион, 1928.

Донцов А. И. Психология коллектива.— М., 1984.— 208 с.

Дорожевец А. Н. Исследование образа «физического» Я у больных шизофренией с суицидальными попытками: Дипломная рабо­та.— М., 1982.

Дорофеев Э. Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний// Психические заболевании.—ЙП 1976.—С. 321-326.

ДэвисДж. Статистика и анализ данных в геологии.— М., 1977.— 577 с.


Емельянов А И. Методологические вопросы фольклористики.— Л., 1978.— 205с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных