Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 39.Правовое государство. Реалии и перспективы в России.




Возникновение и развитие идеи правового Г

Идеи ПГ начала зарождаться еще в древние времена. Зачатки теории ПГ прослеживаются еще в рассуждениях древних философов. Например, Платон «Государство», «Законы» проводил мысль о том, что только там где закон владыка над правителями, а не его рабы, только в таком Г возможно процветание. В последствии данный тезис лег в основу первого признака ПГ о верховенстве П над гос власти.

Римский оратор Цицерон в своих работах «О государстве», «О законах» выдвинул тезис о том, что под действие закона должны попадать все, впоследствии данный тезис лег в основу второго признака ПГ о верховенстве закона.

В период ранних буржуазных революций в развитии концепции ПГ значительный вклад внесли Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье и т.д.

В русской политической мысли идеи правового государства нашли отражение в трудах Писарева, Герцена, Чернышевского, Радищево, Муравьева и т.д. Теоретическую завершенность русская концепция ПГ получила в произведениях Новгородцего, Шершеневича, Чичерина, Бердяевого.

 

Понятие и признаки ПГ

Современная юридическая наука не вывела единого понятия ПГ.

По мнению некоторых авторов ПГ – это такое устройство общества при котором право как нормативно закрепленное и реализованная справедливость имеет приоритет над государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативно-правовыми актами, издающимися в его исполнении, существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. При некотором верховенстве законодательной власти. Высока роль суда, в том числе и конституционного в решении важнейших проблем экономического и политического характера. Существует взаимная и равная ответственность гражданина и Г, подкрепленная соответствующей нормативной базой.

ПГ – Г в котором обеспечено верховенство права и закона, реально функционируют взаимная ответственность Г и его граждан, реализуется принцип разделения властей и другие демократические признаки.

Из данных определений вытекают следующие признаки ПГ:

1 верховенство П над гос властью,

2 верховенство закона,

3 взаимная ответственность гражданина и Г,

4 разделение властей.

Верховенство П над гос властью находит свое отражение в том, что при принятии общеобязательных правил поведения, гос власть должна руководствоваться идеями справедливости и выражения воли большинства населения. Должно быть исключено всякое лавирование интересов и в своей деятельности гос органы должны руководствоваться только идеями права и всеобщего блага.

Принимая законодательные акты Г не должно стремится воплотить в жизнь свои политические интересы, которые как правило имеет классовое содержание.

Верховенство закона должно проявляться в том, что все нормативно правовые акты принимаемые Г должны соответствовать основному закону Г т.е конституции и актам обладающими более высокой юридической силой. Законы должны регулировать наиболее важные сферы общественной жизни, а подзаконные акты могут лишь конкретизировать положение законов, но не меняя основной сути законодательных положений. Они не должны совершенствовать или заменять закон. В соответствии с данным признаком не один гос орган, должностное лицо, гос или общественная организация, ни один человек не может освобождаться от обязанности подчиняться законам. Так же верховенство закона означает его всеобщность и полный объем действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Взаимная ответственность Г и личности должна провялятся в том что отношения между Г как носителя политической власти и гражданином должны строятся на началах равенства справедливости. Т.е как граждане несут ответственность перед Г, так и Г должно нести ответственность перед гражданином. ПГ берет на себя ответственность обеспечивать перед каждым гражданином. Подчиняясь праву гос органы не могут нарушать его предписания и должны нести ответственность за нарушение или не выполнение этих обязательств. Обязательность закона для гос власти обеспечивается системой гарантий, к которым относится:

-ответственность депутатов перед избирателями,

-ответственность правительства перед представительными органами,

-дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц Г за не выполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

Разделение властей. Родоначальниками теории разделения властей Джон Локк и Монтескье. По данной теории власть должна быть разделена на три ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Основная суть теории, чтобы не допустить сосредоточение власти в руках одного человека или группы людей, и тем самым предотвратить возможность использования власти одними классами или группы людей во вред других. Монтескье называл данную теорию система сдержек и противовеса, когда одна власть контролирует другую. Равновесие поддерживается специальными организационно правовыми мерами, которые обеспечивают, не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах, в то же время гарантирую независимость одной власти от другой. В соответствии с данной теорией законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внешней и внутренней политики страны, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной власти. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера, т.к. она находится под контролем нарда и специальных конституционных органов. Воздействие парламента на исполнительную власть осуществляется по средствам утверждения и контроля за исполнением бюджета, участие в назначении главы и члена правительства, при необходимых случаях смещение отдельных членов правительства. Исполнительная власть формируется представительными органами, подконтрольная - подотчетными и действует на основе его исполнения законом. Судебная власть является арбитром в решающем споре о праве. Суд не может подменять собой законодателя или исполнителя.

 

 

Государство правовое - тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом будущем стать одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

Достойная жизнь может и должна строиться как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных