ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Высшие органы государства. VI - XII вв. Власть ИМПЕРАТОРА передавалась по наследствуVI - XII вв. Власть ИМПЕРАТОРА передавалась по наследству. Японский правитель с VI в. стал именоваться “тенси” или “тенно” – “сын неба”. Древняя религия японцев синто представляла правителя божественным потомком солнца, принявшим человеческий облик. Синтетическая же религия японцев “ребу синто” (двуединое синто), сложившаяся в VI - VII в. на основе смешения синто и буддизма, признавала императоре духовным лидером и светским правителем. В Японии этого периода была разработана структура государственных органов: центральных и местных, духовных и светских. Император, обладавший высшей законодательной, исполнительной и военной властью, уже в VIII в. при могущественном клане Фудзивара, имевшем резиденцию в Киото, более царствовал, чем управлял. Императорская резиденция была в Наро. Впоследствии существование двух столиц в Японии стало традиционным явлением, как и двоевластие и даже троевластие (в последнем случае участие в государственном управлении принимали буддийские священнослужители). При императоре функционировал государственный аппарат. Важное место занимал ВЕРХОВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ (Дадзекан) во главе с первым министром, разрабатывал общие направления государственной политики, рассылал указы императора по всей стране. Первому министру были подчинены восемь департаментов. Главными являлись военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ) департаменты. Управление делами осуществляли в светском Государственном совете два высших министра: левый (старший) и правый (младший). Они опирались в своей деятельности на “старших советников”, участвующих в обсуждении всех дел и дававших рекомендации “по большим делам”, и младших советников, дававших рекомендации по “малым делам”. Специальный раздел “Тайхо Ёрорё” был посвящен системе центральных и местных, духовных и светских властей, иерархии должностей и рангов чиновников, их подготовке, а также установлению за службу жалованья натурой или земельными пожалованиями.. Наряду со светским Государственным советом (“Дадзе-кан”) в Японии (в отличие от Китая) существовал особый ДУХОВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ (Дзинги-кан) или “Совет по делам духов неба и земли”, надзиравший за синтоистскими храмами, за деятельностью священников, за крестьянами, приписанными к храмам и т.д. Его возглавлял “старший министр” или канцлер, являвшийся наставником императора в делах управления, призванный обеспечить стране “мир, покой и гармонию”. В Японии существовало особое МИНИСТЕРСТВО “ОБЩИХ ДЕЛ”, ведавшее текущими дворцовыми делами, ритуалом, редактированием императорских указов, следившее за составлением истории страны, списков принцев крови, придворных дам и буддийского духовенства, а также генерального реестра населения и росписи налогов.Министерство обладало широкими функциями. В его структуру входили: специальное управление двора императрицы, главное архивное управление, главное управление дворцовых кладовых, астрологическое управление, управление живописи, управление придворного этикета. Деятельность последнего управления была тесно связана с деятельностью специального МИНИСТЕРСТВА ЦЕРЕМОНИЙ, к ведению которого относился не только контроль за соблюдением этикета, но и государственные школы, аттестация кандидатов на чиновничьи должности, назначение и перемещение чиновников, рекомендации об их награждении, выдача им жалования. В это же время было создано МИНИСТЕРСТВО ИМПЕРАТОРСКОГО ДВОРА, просуществовавшее до конца второй мировой войны. При наличии множества министерств и управлений между ними не существовало четкого разграничения функций, что получило отражение в “Тайхо Ёрорё”. XII – XVII в.в. За ИМПЕРАТОРОМ сохраняется роль главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Ему отводились все причитавшиеся его рангу почести, но ни он, ни его двор не играл какой-либо существенной роли в политической жизни страны. В XIII в. СЁГУН присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ АППАРАТ бакуфу обладал относительно большой независимостью. Формально император и сёгун занимали свое место в политической структуре, но значительная власть перешла к СИККЭНУ. Сиккэнат возник в 1199 г. в связи с установлением буддийского регентства при малолетнем сёгуне, продлился до падения первого Камакурского сёгуната. В этот период существовал механизм, позволявший осуществлять жесткий контроль над деятельностью императорского двора. С 1221 г. бакуфу стал направлять в императорскую резиденцию в Киото УПОЛНОМОЧЕННОГО СЁГУНА (тэндая), имеющего право издавать от имени сёгуна указы, выполнение которых обеспечивалось особой военной силой – самурайским войском, находившимся в его распоряжении. В период второго сёгуната власть бакуфу была значительно ослаблена. Этому способствовал тот факт, что японскому сёгуну пришлось признать свою вассальную зависимость от Китая, правители которого и стали утверждать японских императоров. В Японии в это время насчитывалось около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, которые фактически правили в своих владениях самостоятельно. В XV в. сфера деятельности центральных учреждений ограничивалась фактически небольшой территорией, подвластной сёгуну, но даже здесь сёгунам приходилось отстаивать свой авторитет в борьбе с местными князьями, которые присвоили себе судебный иммунитет, отказываясь платить налоги бакуфу, запрещали его чиновникам появляться в своих владениях. XVII - XIX вв. Одним из средств укрепления власти сёгуна была система заложничества (санкин-нотай), оформленная законом в 1635 г., она предполагала, что все дайме, должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в столице сёгуна Эдо свои семьи. Укрепление позиций третьего сёгуната привело к полному умалению значения императора. В токугавском сёгунате была введена новая должность СЁСИДАЯ – наместника сёгуна в императорской столице.В соответствии с законом 1615 г. даже религиозные функции императорского двора были поставлены под контроль сёгуна, который вмешивался в назначение на все высшие придворные должности. Сосредоточивая в центре всю полноту властных полномочий, сёгун опирался на военно-полицейский аппарат. Ближайшим помощником сёгуна был его ПЕРВЫЙ СОВЕТНИК (тайро), выыполнявший в случае необходимости обязанности регента. Он, как правило, и назначался при чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, при сёгуне существовал круг СТАРШИХ СОВЕТНИКОВ (редзю), составлявших непосредственно правительство (бакуфу), исполнявших свои обязанности посменно в течение месяца. Несколько старших советников в последние годы токугавского сёгуната составили Государственный совет, нечто вроде узкого “кабинета министров”. За каждым из членов совета закреплялся определенная сфера управления и контроля за одной из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, по иностранным делам, военной, военно-морской и финансов. Особое управление ведало чеканкой монет, ему же принадлежал контроль за рудниками. Младшие советники ведали гвардией сёгуна, охраной дворца, полицеским аппаратом, следили за его вассалами. Особое место занимали органы сыска (“мэцкэ – сэйдзи”, мэцкэ – буквально: приклепленный глаз”), специальные полицейские инспектора – мэцкэ (“прикрепленный глаз”), осуществлявшие надзор за всеми чиновниками и всем населением страны. Местное управление. VII - XII вв. В 645 г. в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни), а с 646 г. - на уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии губернаторы и уездные начальники.. В ведении уездной администрации находились местные территориальные военные отряды. Низшей административной единицей было село, состоявшее из 50 дворов, главой которого являлся сельский староста, назначаемый из числа местных жителей. Система “пятидворок” - объединение пяти соседских крестьянских дворов - связывала их круговой порукой выполнении всех повинностей перед государством и общиной. Три - пять «пятидворок» образовывали сато – городской или сельский квартал. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) – из большего числа сато (до 30), большой (дейто) – из 40 сато. Большое число уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост осуществляли сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами трудовой повинности, обширные судебные и полицейские функции. XII - XVII вв. Во все провинции назначались военные губернаторы или протекторы (сюго), контролировавшие выполнение повинностей в пользу центрального правительства, командовавшие местными гарнизонами, осуществлявшие судебную и полицейскую власть на местах. В поместья направлялись специальные уполномоченные правительства - поместные начальники (дзито), контролировавшие поступление податей правительству. Но в XV в. местные князья из числа бывших протекторов присвоили себе право судебного и налогового иммунитета, запрещая чиновникам сёгуна появляться в их владениях. Покончить с подобным своеволием местных князей с помощью жестоких военно-полицейских мер удалось лишь в токугавской Японии. XVII - XIX вв. Для надзора за порядком и сбором налогов в крестьян была учреждена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Ему подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо осуществляли свою деятельность градоначальники, а также советы крупных торговцев. Система судов В средневековой Японии суд не был отделен от администрации. Система органов правосудия (схема-цепочка - от низшего к высшему: уездное управление - провинциальное управление - министерство юстиции - Государственный совет - император. Источники права Важным источником права Японии оставался обычай. Основным источником права стал «высочайший указ» императоров. Первые из указов очевидно имели характер наставлений, моральных наказов правителей своим чиновникам: “почтительно воспринимать указы”, “обязательно соблюдать их”, “справедливо оценивать заслуги и провинности” (Закон 17 статей, изданный по приказу регента Сётоку-тайси в 604 г.). Законы, издаваемые императором, и сборники правительственных предписаний, появившиеся позднее, принято именовать как и в Китае, “кодексами”. В VII в.. появляются законы, содержавшие нормы, регулирующие поземельные отношения, обязанности и привилегии различных групп чиновничества, нормы уголовного (рицу) и административного (рё) права.. Одним из древнейших был упоминавшийся выше кодекс “Тайхорё”. Над его составлением, как свидетельствуют документы, работала комиссия в составе 18 человек во главе с принцем Осакабэ и представителем дома Фудзивара Фубито. Он был составлен в 701 г., а вступил в силу в 702 г. В 718 г. была создана его новая редакция “Ёро рицу рё” из 953 статей. С XII в. место императорского указа заняли правительственное распоряжение и правительственная инструкция бакуфу. Серьезные изменения в правовой системе Японии происходят после установления сёгуната, поскольку единое правовое пространство перестает существовать. Рицу и рё как императорские предписания теряют свой общеяпонский нормативный характер и первостепенное значение стали иметь морально-правовые обыкновения (гири), определяющие поведение человека в разнообразных ситуациях: в семье (отношения отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника), вне семьи – отношения участников имущественных отношений, чиновников между собой.. Гири соблюдались под страхом осуждения со стороны общества допущенных “нарушений приличия». Особый кодекс таких норм (“кодекс чести” (букэ-хо)) сформировался для самураев. Для регулирования отношений сёгуна и его вассалов, а также других феодалов при сёгунате издавались указы. Так, в 1267 г. был издан правительственный указ, запрещающий продажу и заклад ленных владений вассалов ссёгуна. Правительственное распоряжЭйнин (1297) 7-й луны 22-го дня // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина: В 3 т. Т. 2. М.. 1963. С. 142 - 143. Значительным памятником права является “Кодекс годов Кэмму” (1334 – 1338), состоящий из 17 статей. Он был составлен монахами и сановниками в виде ответов на вопросы Токаудзи, основателя сегунской династии Асикаго. Впоследствии к нему было сделано 200 дополнений, которые в 1569 г. были объединены в отдельную книгу. Этот сборник отражал политическую программу второй сегунской династии. “Кодекс годов Кэмму” (1334 – 1338) // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина: В 3 т. Т. 2. М. 1963. С. 143 - 149. Законодательная деятельность оживилось в Японии в период третьего сёгуната Токугавы, в период относительного объединения страны в XVII - XVIII вв., однако оно отличалось сословным характером.. Законы этого времени регламентировали главным образом публично правовые отношения. В сфере частного права, товарного обмена по-прежнему господствовало местное обычное право. Лишь в XVIII в. сёгуном была провозглашена политика “твердого следования старым законам”. В 1742 г. во исполнение этих задач был принят Кодекс из 100 статей, положения которого сводились к упорядоченному изложению основного содержания прежних законов и обычаев. Кодекс воспринял многие предписания старых кодексов эпох Тайхо и Ёро. Примечательно, что законы не публиковались, хотя и должны были исполняться (действовал принцип: “следует выполнять, а не знать”). До сведения населения доводились лишь немногие из них, главным образом те, что содержали запретительные предписания. Так, Кодекс 1742 г. хранили в тайне, к его тексту имели доступ лишь три высших чиновника правительства бакуфу (бугё). Следует отметить, что территория действия законов ограничивалась лишь той, что сходила во владение клана Токугава, у даймё было собственное право. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|