Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Высшие органы государства. Период сеньориальной монархии.Король




Период сеньориальной монархии.Король. После нормандского завоевания в Англии образовалось централизованное государство с сильной королевской властью, которое характеризовалась:

  • установлением верховного права короля на все земли страны, обеспечившего ему власть над феодалами;
  • сосредоточением у короля законодательной, высшей судебной и высшей военной власти.

Высшая законодательная власть в стране, принадлежащая королю, осуществлялась им в большинстве случаев совместно с королевской курией. Она состояла из приближенных короля, которые ведали теми или иными вопросами управления.

Королевская курия выступала в качестве высшего органа государственного управления, высшего судебного органа и органа, ведавшего финансами страны. При решении наиболее важных вопросов курия увеличивалась за счет приглашения на ее заседания высших светских и духовных феодалов.

В связи с усложнением компетенции королевской курии из нее в начале века выделился орган, ведавший исключительно вопросами финансов государства, - палата Шахматной доски. Этот орган был высшей счетной палатой и судебным органом по делам о преступлениях, совершенных чиновниками финансового ведомства на местах.

С середины XII в. происходит выделение в составе королевской курии ряда отдельных ведомст: канцелярии во главе с канцлером, центральный («личный») суд короля и казначейство. В составе суда постепенно выделился Суд общих тяжб.

Период сословно-представительной монархии. В 1295 г. был созван первый “образцовый” парламент (так назван потому, что его состав послужил моделью для последующих парламентов Англии), в его состав помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов вошли по два представителя от 37 графств и по два представителя от городов.

Приглашения в парламент 1295 г. // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина: В 3 т. Т. 2. М., 1963. С. 341 – 343.

В начале парламент определял лишь размеры налогов. Он созывался по воле короля, и король имел право абсолютного вето законопроекты, им принимаемые.

Во второй половине XIV в. произошло разделение парламента на две палаты: верхнюю (палату лордов) и нижнюю (палату общин). Особенность английского сословного учреждения (парламента) состояла в том, что в нем после разделения на две палаты рыцари от графств и представители от городов оказались в одной палате и отделились от светских и духовных магнатов, образовавших верхнюю палату.

Исключительное право на издание законов возникло из права парламента подавать королю петицию. Чаще всего такие петиции содержали требования о запрещении нарушений должностными лицами старых законов или издании новых законов по тем или иным вопросам. Король мог отвергнуть домогательства парламента или согласиться с ними. Но при Эдуарде II (1307 – 1327 гг.) было признано, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля, палаты лордов и палаты общин.

В период правления Эдуарда III (1327 – 1377) законодательные полномочия парламента окончательно оформились. Было установлено, что королевский ордонанс может быть законом только тогда, когда он принят и одобрен парламентом. В 1414 г. при Генрихе IV палата общин в своей петиции королю прямо указала на то, что издание новых законов без ее согласия является нарушением исконных прав палаты.

Формирование и созыв парламента длительное время зависели от короля, а избирательное право, регулировавшее выборы в палату общин, с самого начала приняло резко выраженный классовый характер. Законов, точно определявших избирательное право как пассивное, так и активное, не было. Избрание представителей от графств и городов, как правило, проводилось согласно местным обычаям и потому было крайне разнообразно.

Образцы сообщений шерифов о произведенных в графствах выборах рыцарей и горожан – представителей в парламент // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина: В 3 т. Т. 2. М., 1963. С. 343 –344.

Пока парламент играл незначительную роль в делах государства, ни членство, ни участие в выборах не было привлекательным. История Англии XIV в. знает много примеров отказа городов и графств посылать своих представителей в парламент.

С увеличением значения парламента право участие в выборах и членство в нем становятся привилегией. Были изданы законы, определявшие пассивное и активное избирательное право. Одним из первых законов, посвященных избирательному праву был закон 1413 г. В графствах активным избирательным правом согласно этому закону могли пользоваться только те лица, которые проживали в графстве и имели земельную собственность. Закон, изданный в 1429 г. и по существу отстранивший от участия в выборах свободных крестьян - фрименов, предусматривал, что избирательное право в графствах предоставляется только лицам, имеющим свободные держания, которые дают не менее 40 шиллингов годового дохода (это правило сохранится до 1832 г.).

Пассивное избирательное право стало регулироваться законом, устанавливающим, что избранными могут быть только лица дворянского происхождения.

Период абсолютной монархии. Высшими органами власти в этот период были король, тайный совет и парламент. Реальная власть в Англии сосредотачивалась в руках короля. В результате реформации при Генрихе VIII с1529 по 1536 гг. принимается ряд законов, объявлявших короля главой церкви и наделявших его правом намечать кандидатов на высшие церковные должности. Окончательное оформление англиканская церковь получила при королеве Елизавете I. Во время реформации была проведена секуляризация церковных земель.

Тайный совет возник еще в предшествующий период, но окончательно оформился в период абсолютной монархии в административный орган при короле. Он состоял из высших должностных лиц государства: лорда-канцлера, лорда-казначея, лорда – хранителя личной печати, лорда-адмирала и других.

Высшим церковным органом страны была высокая комиссия. В ее состав входили наряду с епископами члены Тайного совета и другие должностные лица. Компетенция комиссии была чрезвычайно обширной. Она расследовала дела, связанные с нарушением законов о верховенстве королевской власти в церковных делах, о еретиках, о “единообразии” в церковном богослужении и т.п. Любые три члена комиссии, если среди них был один епископ, обладали правом подвергать наказанию лиц, не посещавших церковь, пресекать ереси, смещать пасторов, не согласных с 39 статьями англиканской веры.

Органы местного управления.. Еще до завоевания Англии норманнами территория страны была разделена на графства, сотни (округа) и общины, оно сохраняло свое значение и в период сеньориальной монархии.

Распоряжение Генриха I о порядке созыва и ведения собраний сотен и графств // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина: В 3 т. Т. 2. М., 1963. С. 336 – 337.

Графство возглавлял ОЛДЕРМЕН, но он был лишен реальной власти, которая перешла к шерифу. ШЕРИФ, формально подчиненный олдермену, назначался королем. Со второй половины XII в. на эту должность назначались обычно рыцари, поскольку они были более послушны королю, чем крупные феодалы. Шерифы были наделены широкой компетенцией. Они обладали высшей финансовой, судебной, военной и полицейской властью на территории графства..

В военной сфере на шерифа возлагались следующие обязанности: созыв народного ополчения, контроль за исполнением военных обязанностей со стороны рыцарей и организация обороны городов и замков графства. Помимо этого, он оглашал законы короля и контролировал их исполнение. Со второй половины XIII в. высшее должностное лицо в графстве – шериф утрачивает значительную часть своих полномочий. Его судебные полномочия переходят к мировым судьям. В течение XIV в. шерифы утратили право командовать вооруженными силами графств и производить сбор налогов в пользу королевской казны. С 1340 г. шерифы назначались королем сроком на один год по предложению высших должностных лиц, ведавших финансами.

В этот период низшей территориальной единицей в Англии была община. Ее основной задачей общины являлось обеспечение общественной безопасности и решение мелких споров, возникающих между ее членами.

В период сословно-представительной монархии главным образом для избрания депутатов парламентапроводилисьсобрания графств.. В этот период низшей административной единицей становится церковный приход. Он объединял тех, кто посещал церковь. Поэтому в одних случаях приход совпадал с деревней, а в других – один приход охватывал жителей нескольких деревень или в одной деревне было столько приходов, сколько в ней насчитывалось церквей. Вначале в обязанность прихожан входила уплата сборов на поддержание церкви, устанавливаемых собранием прихода. Впоследствии компетенция приходов расширилась.

В этот период территория королевства была разделена на 35 графств. В них периодически собирались собрания священнослужителей и землевладельцев, получавших доход с земли не менее 40 шиллингов в год. В городах возникло самоуправление, которое возглавляли выборные мэры.

С установлением абсолютизма система местных органов управления стала более стройной. Возросла их зависимость от центральных органов власти. Окончательно сложилась низшая административная единица Англии – приход.

Приходы стали не только и не столько единицами местного церковного управления, сколько низшими территориальными единицами государственного самоуправления. Светский характер приходы получили в результате учреждения в них новых должностей и введения новых налогов. Ведение церковных дел в приходе принадлежало настоятелю прихода. Его помощниками были два церковных старосты.. Все вопросы, касавшиеся прихода (определение церковного налога, распределение налогов для содержания бедных, ремонт дорог и мостов), решались на собраниях прихожан, плативших налоги. Дела о бедных и нищих в приходах возлагались на надзирателей, назначенных мировыми судьями.

Приходы, как низшие административные единицы, через мировых судей были тесно связаны с органами управления графствами и с центральными органами власти. Вся деятельность приходов ставилась под контроль мировых судей.

Четвертные сессии мировых судей превратились в высшую инстанцию по всем вопросам, относящимся к делам управления приходами. Так, мировые судьи в период абсолютной монархии ведали всеми вопросами управления на местах. Значение собраний графств и роль шерифов, еще сохранившихся от прежнего периода, окончательно падают.

Установившийся порядок назначения королем на все должности в местных органах и право контроля центральных органов власти за деятельностью должностных лиц на местах обусловили создание в период абсолютной монархии аппарата управления, угодного господствующему классу.

Система судов

В конце XIII в. утвердилась практика назначения МИРОВЫХ СУДЕЙ - охранителей мира из местных землевладельцев в графствах. В соответствии со статутом 1390 г. в каждое графство назначалось восемь мировых судей. Они контролировали цены на продукты и единство мер и весов и выполняли многие другие полицейские обязанности. Кроме того, НА СЕССИЯХ МИРОВЫХ СУДЕЙ, созывавшихся четыре раза в год («четвертные сессии») они рассматривали уголовные дела, кроме дел об убийствах и иных особо тяжких преступлениях.

В XIII - XIV вв. возросло количество королевских судов и развивалась их специализация. Высшими судами общего права в Англии в этот период стали СУД КОРОЛЕВСКОЙ СКАМЬИ, СУД ОБЩИХ ТЯЖБ, СУД КАЗНАЧЕЙСТВА.

Суд королевской скамьи, прежде являвшийся апелляционной и надзорной инстанцией и до конца XIV в. заседавший в присутствии короля, со временем стал специализироваться на рассмотрении уголовных дел.

Суд общих тяжб рассматривал большинство гражданских дел и стал основным судом общего права. Он также осуществлял надзор за местными и манориальными судами. По приказу из канцелярии жалобы на решения судов могли быть рассмотрены этим судом.

Суд казначейства специализировался на финансовых спорах с участием казны и короны.

Также сформировался суд лорда - канцлера, который решал вопросы «по справедливости».

При Генрихе II появились разъездные судьи, а в XIV в. стали функционировать разъездные комиссии.

В Англии действовали городские, корпоративные, манориальные и церковные суды.

В период абсолютизма были учреждены Звездная палата и Высокая комиссия. Первая рассматривала дела о политических преступлениях, а вторая - о религиозных, поскольку они посягали на авторитет монарха как главы англиканской церкви.

Право

Источники права

В раннефеодальных государствах, возникших на территории Британии, как и на континенте, основным источником права являлся обычай. В отдельных англо-саксонских королевствах были созданы свои сборники обычаев, включавшие в себя также и новые нормы права, являвшиеся результатом законодательной деятельности государственной власти. Так, в Кенте королевстве были изданы Правда Этельберта (около 600 г.), в Уэссексе – Правда Инэ (около 690 г.) и другие. В 1017 г. датский король Кнут, захвативший Британию, издал законы, общие для всего государства, известные как Законы Кнута.

После нормандского завоевания продолжали действовать старые англосаксонские обычаи. Вильгельм Завоеватель и его преемники неоднократно подтверждали, что будут соблюдать старые “добрые” законы и обычаи.

Грамота Вильгельма I городу Лондону. Из статутов Вильгельма I // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С.Д. Сказкина: В 2 т. Т. 2. М., 1938. С. 59.

В 1265 г. было признано, что к старинным обычаях относятся те, которые существовали до 1189 г. Все они носили местный характер. Однако в отличие от континента развитие английской правовой системы пошло по линии преодоления партикулярного характера права и создания единого, общего для всего государства права. Этому способствовали: отсутствие в Англии феодальной раздробленности и наличие централизованного феодального государства с сильной центральной властью.

Одним из направлений усиления королевской власти после нормандского завоевания было расширение юрисдикции королевских судов. Первоначально король в королевской курии осуществлял только высший суд, разрешавший споры только знатных людей и споры, которые не могли быть разрешены обычными судами. Затем с выделением из королевской курии высших королевских судов к их юрисдикции были отнесены главным образом дела: а) затрагивающие королевские финансы; б) затрагивающие вопросы земельной собственности и недвижимости; в) затрагивающие “мир” в королевстве, т.е. тяжкие преступления. Во второй половине XII в. в Англии возник институт разъездных судей. При рассмотрении споров на местах они руководствовались не только законодательными актами королей, но и местными обычаями и практикой местных судов. Возвращаясь в свою резиденцию, они в процессе обобщения судебной практики вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские судьи при рассмотрении дел как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно из практики королевских судов сложились единообразные нормы права, применявшиеся по всей стране, - так называемое “общее право”. Начиная с XIII в. в королевских судах стали составлять протоколы, отражавшие ход судебного заседания и решения суда – “свитки тяжб”. С середины XIII в. до середины XIV в. отчеты о наиболее важных судебных делах печатаются в так называемых “Ежегодниках”, которые затем сменили сборники судебных отчетов. Именно в это время зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего ссуда, записанное в “свитке тяжб”, является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Этот принцип получит название судебного прецедента. Вместе с тем, связанность судьи при вынесении решения ранее вынесенным решением по сходному делу еже не была абсолютной, и судьи нередко при вынесении решения исходили из доводов разума, соответствующего “общим принципам права”, руководствовались свободой судейского смотрения.

Королевские суды разбирали дела только свободных людей. Причем первоначально рассмотрение дела в этих удах являлось привилегией, которую нужно было испрашивать у короля в лице канцлера. За право получить такую привилегию необходимо было уплачивать определенную пошлину. Поскольку рассмотрение дел в других судах сопровождалось применением ордалий и судебных поединков, все большее количество свободных людей обращалось в королевский суд.

В ответ на просьбу о рассмотрении дела королевским судом проситель должен был получить специальное королевское предписание (приказ), который, по существу, представлял собой определенную форму иска. По форме этот приказ являлся предписанием шерифу принудить правонарушителя удовлетворить претензию просителя, а в случае неповиновения последнего принудить его явиться в королевский суд. В суде дело рассматривалось не как спор между частными лицами, а как дело, связанное с неповиновением ответчика исполнить королевское предписание. Первоначально приказы издавались по каждому конкретному делу, а затем были выработаны типовые приказы. Например, “приказ о праве” выдавался в случае спора о праве владения фригольдом, “приказ о расследовании по ассизе о смерти предшественника” – в случае воспрепятствования сеньором вступить во владение наследственным земельным держанием наследникам умершего и т.д. Если претензии, изложенные в приказе, подтверждались, то суд обязан был вынести решение в пользу просителя (истца).

Великая ассиза (2й абзац п. 7 (со слов: «Начиная дело по этой ассизе…») и п. 10) //

По мере расширения юрисдикции королевских судов росло и количество типовых приказов: если в XII в. их насчитывалось 39, то в середине XIII в. – уже 121. Необходимость рассматривать спорные вопросы только в рамках формулировок приказов порождала формализм.

Это скоро приводят к его окостенению, к неспособности развиваться в новых экономических условиях. Начиная с XIV в. в Англии формируется так называемое право справедливости. В тех случаях, когда то или иное лицо не находило защиты своих нарушенных прав в судах общего права или не могло их там найти, оно обращалось к королю за “милостью” разрешить его дело “по совести”. С возрастанием количества таких дел был учрежден суд канцлера (суд справедливости). В отличие от королевских судов общего права суд канцлера рассматривал дела без тех процедур, которые предусматривало общее право, без издания предварительного приказа и без участия присяжных.

Ответчик должен был явиться в суд канцлера под страхом уплаты штрафа. Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме. В случае невыполнения его решения ответчик мог быть заключен в тюрьму. Формально канцлер не руководствовался никакими нормами права, а лишь своей «совестью», внутренним убеждением. Но вместе с тем при вынесении своих решений канцлеры использовали принципы римского и канонического права. Право справедливости было более гибким, подвижным и лишенным формализма. Формально оно дополняло общее право, восполняло его пробелы. Но в XVII в. оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию общего права. В результате конфликта между этими двумя системами права в начале XVII в., во время правления Джеймса I, было принято решение, что в случае конфликта между общим правом и правом справедливости последнее будет иметь преимущество, но оно не должно далее расширяться за счет общего права должно соответствовать прецедентам права справедливости.

Существование общего права и права справедливости, основанных на прецедентах, и составляет характерную черту так называемой англосаксонской системы права.

Источником английского феодального права являются также статуты – законодательные акты центральной власти. Первоначально к ним относились акты королевской власти, носившие различное название, - статуты, ассизы, провизии, хартии. С оформлением законодательных полномочий парламента под статутами стали понимать также законодательные акты, принятые королем и парламентом. Акты, принятые парламентом и утвержденные королем, считались высшим правом страны, способным изменять и дополнять общее право. Но суды имели право толкования этих законов. Совокупность законодательных актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права.

Право собственности на землю. Предметом регулирования общего права стало феодальное землевладение – держание земли вассалом от сеньора. Различались свободные держания земли непосредственно от короля (баронии), представлявшиеся баронам, и свободные рыцарские держания от баронов. Однако независимо от ранга все свободные держатели земли считались вассалами короля как верховного собственника земли.

С точки зрения правомочий собственника в общем праве сложилось три вида феодальных держаний.

В XII – XIII вв. в английском праве благодаря суду канцлера возник оригинальный институт – доверительная собственность (trust).. Он характеризовался тем, что одно лицо (учредитель доверительной собственности) передает другому лицу (доверительному собственнику) свое имущество в собственность, с тем, чтобы он управлял этим имуществом в интересах одного или нескольких лиц (бенефициантов). Доверительная собственность получили широкое распространение. В XVI в. для конфискации церковных и монастырских земель Генрих VIII издал статут (1535 г.), согласно которому собственником имущества, переданного во владение другому лицу, являлось то лица, в интересах которого осуществлялось управление этим имуществом. Так, церковь была признана собственником земель, которые были ею предоставлены «для пользования» светским лицам, а земли эти были конфискованы.

Обязательственное право. Основными источниками обязательств являлись договоры и правонарушения (деликты). Общее право признавало только строго ограниченный круг обязательственных отношений, вытекающих из договоров. Они характеризовались строгой формальностью: они заключались в определенной форме и подлежали регистрации в суде путем занесения их в свитки тяжб.В случае неисполнения договора предусматривалась сложная и длительная процедура взыскания причиненного ущерба.

Соглашение, не подходящее под определенный тип договоров, не признавалось договором.

С конца XIII в. королевские приказы стали предоставлять право на иск в случае причинения вреда лицу или имуществу. Используя эти приказы лица, пострадавшие от неисполнения обязательства по договору, стали обращаться в суды общего права с исками о возмещении убытков, причиненных неисполнением обязательства, исходя из того, что в этом случае причинен вред. Первоначально для этого требовалось, чтобы стороны, вступая в договор, заключали между собой особое соглашение об исполнение обязательства – так называемое соглашение “о принятии на себя”. Лишь XII в. утвердилось правило: всякий договор подразумевает наличие соглашения “о принятии на себя» и его неисполнение влечет за собой возмещение причиненного ущерба. По общему праву имелась лишь возможность взыскать причиненный ущерб, но нельзя было принудить к реальному исполнению обязательства. Тогда на помощь ему пришло право справедливости. Суд канцлера мог предписать в принудительном порядке исполнить то, что было предусмотрено договором. В результате этого началось широкое развитие простых неформальных договоров.

Семейное право. Вопросы, связанные с заключением брака и его расторжением, с личными отношениями супругов, были урегулированы каноническим правом.. Что же касается имущественных отношений между супругами, то они регулировались общим правом. Приданое, приносимое женой мужу, переходило в его владение, пользование и распоряжение. Он был вправе свободно распоряжаться движимым имуществом и владением, и пользованием недвижимым имуществом.Муж мог владеть и пользоваться недвижимым имуществом и после смерти жены, если у них были дети. В случае бездетности брака недвижимое имущество жены после ее смерти возвращалось ее отцу или его наследникам. Жена не могла совершать никаких сделок, заключать договоры или выступать в суде по гражданским делам без согласия мужа. Но Второй Вестминстерский статут 1285 года установил, что в том случае, когда муж терял землю, принадлежавшую его жене, из-за неявки в суд или в случае отказа от земли в пользу своего противника, жена вправе была обращаться в суд для защиты своих интересов.

Наследственное право. Основным видом наследования являлось наследование по закону. Первоначально земельные держания подлежали возврату после смерти вассала сеньору, но в XII в. установилось правило: они переходят по наследству с обязанностью наследников уплатить в связи с получением по наследству земельного участка – рельеф. В конце XII в. возникает право первородства (майората) при наследовании феодальных держаний: земля переходила только к старшему сыну наследодателя..Что касается наследования движимыми вещами, то они делились на три части: по одной трети получали жена и дети, одна треть шла в пользу церкви (“доля мертвого”). Кроме того, жена получала то, что она принесла в дом мужа в качестве приданого. В отношении движимых вещей допускались завещания, исполнением которых ведала церковь.

Отсутствие права передавать землю по завещанию могло быть обойдено при жизни путем либо условного дарения, либо передачи земли в доверительную собственность.

Уголовное право. Уголовное право развивалось как под воздействием статутов, так и под влиянием практики королевских судов. Так, Вильгельм Завоеватель установил коллективную ответственность общины за убийство нормандца: в случае обнаружении трупа на территории сотенного округа его жители коллективно платят штраф, если не обнаружен убийца или не доказано, что убитый не нормандец, а англичанин. В Хартии Генриха I предусматривалась уплата штрафа за нарушение вассальной верности королю, а Нортгемптонская ассиза 1176 г. рассматривала в качестве врагов короля тех, кто отказывался принести ему клятву верности. Она содержит перечисление наиболее тяжких преступлений: тайное убийство, грабеж, разбой, укрывательство лиц, совершивший указанные преступления, изготовление фальшивых денег, поджог. До издания этой ассизы эти преступления карались отсечением ноги, а ассиза дополнила это еще отсечением правого кулака (кисти) и изгнанием из королевства.

В XIII в. преступные деяния были разделены на три вида.

Раньше всего выработалось понятие фелонии, под которым первоначально понималось всякое нарушение вассалом своих обязанностей по отношению к сеньору, неповиновение сеньору, что влекло за собой лишение вассала феода, полученного им от сеньора. Позже под фелонией стали понимать тяжкие преступные деяния (преступления против особы короля, убийство, поджог, изнасилование, разбой и некоторые виды кражи), наказание за которые сопровождалось конфискацией сначала только земли, а затем и всего имущества. Основным видом наказания за фелонию являлась смертная казнь..

В XIV в. из фелонии выделился особый вид преступлений - измена. Ранее понятие “измены” было крайне неопределенным. Например, в XII в. изменой признавался всякий ущерб королевским правам, включая ловлю рыбы и дичи в королевских владениях без специального разрешения. В 1352 г. был издан специальный статут о преступлениях, которые должны считаться государственной изменой, т.е. не только изменой особе короля, но и изменой государству.

Статут 1352 г. выделял два вида государственной измены: “высшая”, т.е. государственная измена в собственном смысле слова, и “малая”, которая, по существу, не являлась государственной изменой.

В статуте было указано, что в будущем только те преступления можно рассматривать в качестве государственной измены, относительно которых будет издан специальный акт короля и парламента. В последующем такие акты неоднократно издавались, в ряде случаев, расширяя круг таких преступлений, в иных случаях, сужая его.

За измену предусматривалась смертная казнь через повешение и путем разрывания на части для мужчин и сожжения для женщин. Смертная казнь сопровождалась конфискацией имущества.

Все остальные преступления, кроме измены и фелонии, получили название “мисдиминор” (проступки). К ним относились преступные деяние, касающиеся интересов только частных лиц и не затрагивающие интересы короны. В отличие от наказания за фелонию при мисдиминоре не назначалась конфискация имущества и смертная казнь. Наказания в английской феодальном праве характеризовались чрезвычайной жестокостью.

Процессуальное право. После нормандского завоевания в сотенных судах, судах графств и в судах феодальных сеньоров действовал обвинительный процесс. Он осуществлялся в строго установленных формах, с соблюдением определенных обрядов. Основными видами доказательств являлись свидетельские показания, присяга, показания соприсяжников и ордалии. Завоеватели принесли с собой новый вид доказательства – судебный поединок.

Но очень скоро в английской процессе появляется новый элемент, неизвестный континентальному феодальному праву, - суд присяжных. Его предысторией стал опрос под присягой местных людей, осуществлявшийся Вильгельмом Завоевателем при проведении всеобщей переписи населения и имущества в целях составления “Книги страшного суда”, Преемники Вильгельма использовали эту форму для расследования фактического положения дел при спорах о землевладениях между вассалами короля. Новый способ расследования позволил избегать ордалий и судебных поединков. Затем в качестве привилегии короли стали предоставлять за плату церквям и светским землевладельцам право расследовать фактические земельные отношения между спорящими сторонами при помощи опроса под присягой местных людей. Окончательно новая система утвердилась в результате судебных реформ Генриха II.

Великая ассиза

Так, согласно Великой ассизе Генриха I каждый свободный человек мог “положить себя на ассизу”, т.е. испросить королевский приказ о прекращении разбирательства его дела относительно свободного держания в обычном суде и о переносе его в королевский суд с участием присяжных. По получении такого приказа шериф того графства, где находилась спорная земля, должен был прислать в королевский суд четырех полноправных рыцаря данного графства, которые избирали 12 полноправных рыцарей из данной местности. На судебном заседании эти рыцари должны были под присягой сообщить все, что им было известно о фактических обстоятельствах дела “через посредство собственного зрения и слуха или со слов своих отцов или со слов, которым бы они верили как собственным”. Их единогласное показание решало дело. В случае разногласий избирались 12 новых присяжных, и так до тех пор, пока не будет достигнуто единогласие в показаниях. Таким образом, присяжные являлись в данном случае свидетелями факта, знающими людьми.

В соответствии с Кларендонской (1166 г.) и Нортгемптонской (1176 г.) ассизами розыск преступников через присяжных был распространен и на уголовный процесс.

Кларендонская ассиза 1166 г.

Из Нортгэмптонской ассизы 1176 г. // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С.Д. Сказкина: В 2 т. Т. 2. М., 1938. С. 68.

В соответствии с этими актами 12 полноправных рыцарей или людей от каждой сотни и 4 полноправных лица от каждой деревни должны под присягой сообщать разъездным судьям все, что им известно о преступлениях, совершенных в данной местности, а также о совершивших их лицах или о лицах, подозреваемых в этих преступлениях. Этот порядок распространялся на такие преступления, как тайное убийство, разбой, грабеж, измена, поджог, изготовление фальшивых монет и укрывательство убийц и грабителей. Если лица, на которых указывали присяжные как на преступников или подозреваемых в совершении преступления, не признавались в совершенных преступлениях, то они должны были очиститься путем испытания водой и клятвой. Лица, выдержавшие испытание, но пользовавшиеся дурной славой” и считавшиеся, по мнению присяжных, “способными на самые предосудительные поступки», изгонялись из страны и объявлялись вне закона. Так, присяжные осуществляли одновременно две функции: розыск преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и одновременно как бы являлись органом предания этих лиц суду.

Постепенно в течение XIII - XIV вв. возникает два вида суда присяжных (“жюри).

Большое составлялось из 24 присяжных, избранных собранием графства. Оно являлось органом предания суду, т.е. оно утверждало или отклоняло обвинение, выдвинутое против определенного лица. Сами присяжные уже перестали быть свидетелями факта. В связи с этим обстоятельством следствие постепенно отделялось от рассмотрения дела в суде. Если большое жюри утверждало обвинение, то дело направлялось на рассмотрение суда с участием 12 присяжных (малое).Эти присяжные постепенно из свидетелей факта, знающих людей, превратились в людей, оценивающих доказательства обвинения и защиты, предоставленные суду, принимающих решение о виновности или невиновности обвиняемого. Решение (вердикт) малого жюри должно было выноситься только единогласно. Разбирательство дел с участием присяжных было основано на принципе состязательности сторон: обвинитель представлял доказательства вины обвиняемого, а последний выдвигал свои возражения и представлял доказательства их обоснованности. Обе стороны могли привлекать свидетелей.

Суд с участием присяжных использовался и при рассмотрении гражданских дел.

После вынесения вердикта присяжными судья постановлял приговор или выносил решение.

Для того, чтобы свободный человек мог быть избран присяжными, он должен был обладать имущественным цензом: Второй Вестминстерский статут установил, что присяжными могут быть те свободные держатели земли, доход с которой составляет не менее 20 шиллингов в год, а по закону 1348 г. этот ценз был повышен до 40 шиллингов..

В чрезвычайных судах, созданных при абсолютизме (Высокая комиссия, Звездная палата), судопроизводство носило инквизиционный характер, применялись пытки..

Рекомендуемая литература:

Научная литература:

1. Англия XVII века: Социальные группы и общество: Межвуз. сб. науч. тр. СПб., 1994.

2. Апарова Т. В. К вопросу о позиции судов общего права в предреволюционный период английской истории (1603–1616) // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 21. Ч. II. М., 1970.

3. Апарова Т. В. Основные исторические тенденции английского прецедентного права // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 17. Ч. III. М., 1968.

4. Барг М. А. Исследования по истории английского феодализма в XI–XIII вв. М., 1962.

5. Бромхэд Л. Эволюция британской конституции. М., 1980.

6. Винокурова М. В. Имущественные права женщин в Средневековой Англии // Адам и Ева: Альманах гендерной истории / Под ред. Л. П. Репиной. № 1. М., 2001.

7. Винокурова М. В. Преступления и наказания в английском маноре конца XIV в. // Право в средневековом мире: Сб. ст. Вып. 2/3. СПб., 2001.

8. Волосникова Л. М. Прокламации как источник права в елизаветинской Англии // Ученые записки. Вып. 2. Тюмень, 2001.

9. Глебов А.Г. Англия в раннее средневековье Воронеж, 1998.

10. Горайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии / Пер с англ. СПб., 2001.

11. Гутнова Б. В. Возникновение английского парламента. М., 1960.

12. Гутнова Е. В. Английское феодальное государство в XIV—XV вв. // Средние века. 1987. Вып. 50.

13. Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда / Под ред. Н.А. Хачатурян. Вып. 1. М.; СПб., 2001.

14. Европейское дворянство XVI–XVII вв.: Границы сословия / Отв. ред. В. А. Ведюшкин. М., 1997.

15. Ерохин В.Н. Роль королевской власти в оформлении англиканской церкви во второй половине XVI — начале XVII в. // Социальные институты в истории: [Мат. науч. конф.]. Омск, 1996.

16. Золотов В.И. Английское общество накануне "войны роз". Брянск, 1995.

17. Ивонин Ю. Е. О характере реформации Генриха VIII // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. 1980. Вып. 3.

18. Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М., 1979.

19. Кондратьев С. В. Дискуссия о правовом статусе королевских прокламаций в Англии в начале XVI в. (Из истории борьбы парламента и судей общ. права с корол. властью) // Вестник ЛГУ. История. Языкознание. 1987. № 2.

20. Кондратьев С. В. Идея права в предреволюционной Англии. Тюмень. 1996.

21. Крылова С. Е. Английское государство и проблема французских владений Плантагенетов в середине XII в. // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. 1980. Вып. 3.

22. Левицкий Я. А. Город и феодализм в Англии. М., 1987.

23. Майорова Н. О. Палата общин английского Парламента XV века и ее избиратели (социальная характеристика) // Вопросы выборов и избирательного права. Калуга, 1998. № 2.
Минеева Т.Г. Политика и власть: Англия трех Генрихов (1399–1471). Н. Новгород, 2001.

24. Мортон А. Л. История Англии. М., 1950.

25. Очерки социально-экономической и политической истории Англии и Франции XIII–XVII вв. / Под ред. В. Ф. Семенова. М., 1960.

26. Петрушевский Д. М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. М., 1918.

27. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии X–XIII веков / Пер. с фр. С. П. Моравского. СПб., 2001.

28. Серегина А. Ю. Церковь и государство в политической мысли английских католиков XVI – начала XVII вв. СПб., 2006.

29. Штокмар В. В. История Англии в средние века (любое издание).

Учебная литература:

1. Аннерс Э. История европейского права (любое изд.).

2. Давид Р., [Жоффре-Спинози К.]. Основные правовые системы современности (любое изд.).Корецкий В. М. Лекции по истории государства и права (Учебное пособие ВЮЗИ). М., 1947.

3. Зверева Г. И. История Шотландии: Учеб. пособие. М., 1987.

4. Исаенко А. В. Пуританская реформация в Англии в XVI — начале XVII века (Учеб. пособие по спецкурсу). (любое издание).

5. Корецкий В. М. Лекции по курсу «История государства и права». В 3 ч. Ташкент, 1944.

6. Пастуро М. Повседневная жизнь во Франции и Англии во времени рыцарей Круглого стола / Пер. с фр. М., 2001.

7. Перну Р. Алиенора Аквитанская / Пер. с фр. СПб., 2001.

8. Петрушевский Д. Восстание Уота Тайлера. 2-е изд., перераб. М., 1914.

9. Писарев Ю. М. Магнаты и корона в Англии XIV в. // Средние века. 1980. Вып. 43.

10. Писарев Ю.И. Феодальный иммунитет в Англии XIV века (К постановке проблемы) // Англия в эпоху феодализма: Межвуз. сб. науч. тр. М., 1988. (1989).

11. Репина Л. П. Городское сословие в английском парламенте XIV в. // Средневековый город. Саратов, 1978. Вып. 4.

12. Репина Л. П. Сословие горожан и феодальное государство в Англии XIV века. М., 1979.

13. Савело К. Ф. Раннеанглийские законы о браке и семейном имуществе // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып. 2. Л., 1978.

14. Савело К. Ф. Раннефеодальная Англия. Л., 1977.

15. Савельев В. А. Изменения в структуре власти Англии в период сословно-представительной монархии XIII—XV вв. // Сословно-представительные монархии: Государственность — право — идеология. М., 1987.

16. Серовайская Ю.Я. Нормандское завоевание и развитие феодальной собственности в средневековой Англии. Караганда, 1998.

17. Томсинов В. А. История государства и права зарубежных стран: Древность и средние века. Учебно-методическое пособие для семинарских занятий. 2-е изд., доп. М., 2001.

18. Томсинов В. А. Юридические аспекты политической борьбы в Англии в первые десятилетия XVII в. // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2001. № 3.

19. Федосов Д. Г. Рожденная в битвах: Шотландия до конца XIV века. М., 1996.

20. Черниловский З.М. История феодального государства и права: (Учеб. пособие для студентов ВЮЗИ). М., 1959.

21. Шервуд Е. А. От англосаксов к англичанам: (К проблеме формирования английского народа). М., 1988.

22. Ясинский А. Н. Лекции по истории средних веков. Раннее средневековье. Юрьев, 1910.

Источники:

1. Английская реформация: (Доку­менты и материалы) / Под. ред. Сапрыкина Ю. М. М., 1990.

2. Бристольские ремесленные цехи в XIV–XV веках: Сб. текстов / Пер. [с англ.], ст. и примеч. Мосолкиной Т.В. Саратов, 1995.

3. Великая хартия вольностей [1215 г.] // Антология мировой политической мысли: [в 5 т.]. Т. 5: Политические документы.М., 1997.

4. Матузова В. И. Английские средневековые источники IX—XIII вв.: Тексты, пер., коммент. М., 1979.

5. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III: Пер. с англ. / Изд. подгот.: М.Л. Гаспаров и др. 2-е изд., испр. и доп. М., 1998.

6. Памятники истории Англии XI–XIII вв. / Сост. Д. М. Петрушевский. М., 1936.

7. Сборник законодательных памятников древнего западноевропейского права / Под ред. П. Г. Виноградова и В. Ф. Владимирского-Буданова. Вып. 1–3, Киев, 1906–1908.

8. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы: Государство древних франков, Англо-Саксонское государство, Англия, Германия, Испания, Италия, Франция, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Югославия / Под ред. В. М. Корецкого. М., 1961.

9. Хрестоматия по истории средних веков. В 3 т. / Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1961.

10. Юм Д. Англия под властью дома Стюартов. В 2 т. (любое издание).

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные положения Петиции о правах 1628 г.

2. Назовите основные положения Билля о правах 1689 г.

3. Какие изменения в избирательную систему были внесены Актом о народном представительстве 1832 г.?

4. Какие изменения в избирательную систему были внесены Актом о народном представительстве 1867 г.?

5. Какие изменения в избирательную систему были внесены Актом о народном представительстве 1884 г.?

6. Какие изменения в избирательную систему были внесены Актом о перераспределении мест 1885 г.?

7. Какой возрастной ценз был установлен для избирателей в 1928 г.?

8. Каким образом реформирована палата лордов в 1999 г.?

9. Какие права получило правительство по Акту о чрезвычайный полномочиях 1920 г.?

10. Как изменился статус кабинета и премьер-министра после второй мировой войны?

11. Какие органы местного самоуправления вводились законом о городском самоуправлении в 1835 г.?

12. Назовите основные положения закона о местном самоуправлении 1888 г.

13. Как историк права У. Сигль описал соотношение прецедентов и статутов в связи с усилением роли последних?

Тема 7. История государства и права Средневекового Востока

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных