Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Местные органы управления. Сеньориальная монархия. В этот период королевский домен был сравнительно небольшим и территориально почти совпадал с его личными хозяйственными владениями




Сеньориальная монархия. В этот период королевский домен был сравнительно небольшим и территориально почти совпадал с его личными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшие королевскими имениями, были одновременно и должностными лицами (министериалами), заведовавшими делами домена вообще.

В середине XI в. король ввел в своем домене должность ПРЕВО, которые назначались в специальные округа, на которые была разделена территория домена, – превотства. Их помощниками в деревнях были сержанты, в городах – майоры. Прево занимался главным образом сбором средств в королевскую казну, комплектовал феодальное ополчение, решал вопросы управления и рассматривал судебные дела (в конце XII в. его юрисдикция была ограничена). Весь домен был разделен на округа (превотажи).

В конце XII в. возникают более крупные административные единицы – бальяжи. Их границы не были четко определены, но обычно они объединяли несколько превотств. Количество бальяжей увеличивалось по мере расширения королевского домена. Во главе бальяжа стояли назначаемые королем (обычно из мелких феодалов) специальные чиновники – БАЛЬИ, созданные по образцу английских бейлифов. Бальи контролировали прево, следили за исполнением королевских указов, организовывали военные формирования.

Нередко короли, присоединяя крупные сеньории, не ломали сложившуюся структуру, а назначали туда специального чиновника из числа местных феодалов – сенешала – с функциями, в основном аналогичными бальи.

В XIII в. бальи и сенешалы осуществляли правосудие от имени короля, рассматривали наиболее серьезные уголовные дела (так называемые королевские случаи), а также споры, затрагивающие интересы феодальной знати. Они принимали апелляции на решения, вынесенные прево, но постепенно стали пересматривать решения и сеньориальных судов, которые раньше считались окончательными. Все названные контролировали сбор налогов, пошлин, штрафов и следили за их своевременным поступлением в королевскую казну.

Сословно-представительная монархия. Управление, основанное на отношениях вассалитета, постепенно заменяется относительно централизованным бюрократическим аппаратом.

Территория королевского домена была разделена на бальяжи. Они управлялись бальи – чиновниками, которые назначались королем. Бальи осуществляли текущее управление, ведали сбор налогов, наблюдали за деятельностью судебных органов, осуществлял проверку подготовки ополчения.

Бальяжи делились на округа – превотажи, возглавлявшиеся прево, сосредоточивавшие в своих руках военную, административную, финансовую и судебную власть в округе.

На юге процесс централизации и унификации государственного аппарата был выражен несколько слабее. Главами южных округов являлись сенешалы, назначавшиеся из числа представителей местной знати.

Король, нуждаясь в поддержке населения в борьбе против феодального сепаратизма, созывал штаты. Они функционировали в Нормандии, Провансе и некоторых других районах страны. Штаты занимались распределением налогов, руководили общественными работами (строительством дорог, крепостей и т.д.). В XV в. большинство из них перестает созываться.

Был усилен контроль и за городским самоуправлением – коммунами. Последние, помимо административного управления и суда, имели право издавать постановления, обязательные для горожан.

Абсолютная монархия. В рассматриваемый период территория королевства была разделена на женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового, военного, церковного, судебного и административного ведомств. Однако границы этих территориальных единиц часто не совпадали. В системе местного управления также функционировали две системы. Первая уходила своими корнями в предыдущую эпоху. Прежние органы и должностные лица значение и превратились в почетные учреждения и должности. Так произошло с бальи и прево.

Ко второй системе относились новые органы и должностные лица - особые уполномоченными королевского правительства на местах. ИНТЕНДАНТЫ ЮСТИЦИИ, ПОЛИЦИИ И ФИНАНСОВ фактически руководили местным управлением и судопроизводством.

Поручение, данное интенданту юстиции и финансов Вилльмонте // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина: В 3 т. Т. 3. М., 1950. С. 188 - 189.

В округах, на которые делились интендантства, реальная власть была вручена СУБДЕЛЕГАТАМ, назначенным интендантом и подчиненным ему.

Система судов

Сеньориальная монархия .. Судебная власть в данный период не была отделена от административной. А судебные органы еще не сложились в специализированную систему. Каждый свободный должен был судиться “судом равных”. Например, вассал короля мог быть судим только ему равными – вассалами короля, Королевской курией. Она была не только “судом равных” для вассалов короля, но и совещательным органом, где обсуждались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Министериалы и прево также осуществляли функции управления и суда.

Большими правомочиями в области суда была наделена церковь. Церковные суды осуществляли обычную сеньориальную юрисдикцию в феодальных владениях церкви. Также они рассматривали дела, которые относились к их компетенции в силу персональной и предметной подсудности. Так, они рассматривали уголовные и гражданские дела духовенства, а также светских лиц, по службе связанных с церковью. Кроме того, они рассматривали дела всех, посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитета церкви (ереси, колдовство). Ведению церкви подлежали также преступления, связанные с “грехом” (внебрачное сожительство, лжесвительство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, и т.д.). Однако перечень подобных дел никогда не был точно установлен.

В период сословно-представительной монархии в развитии судебных учреждений наметились новые тенденции. Во-первых, часть судебных полномочий отдельных феодалов и церкви изымались у них и передавалась королевскому правосудию. Во-вторых, наметилось постепенное обособление судов от административных органов, и начинает складываться судебная система централизованной монархии. Еще при Людовике IX на базе королевской курии был создан высший суд королевства – парламент. Вначале доминирующую роль в нем играли ближайшие вассалы короля. Однако вскоре они уступили место королевским легистам, юристам, как правило, изучившим римское право. Парламент превратился в высший апелляционный суд. Он был разделен на палаты: большую (судебную), несколько следственных и на несколько палат прошений. Парламент был наделен правом пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с проверкой ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств (этим занимались палаты прошений). Установленный порядок пересмотра судебных дел по существу, который стал называться апелляцией, ставил под контроль центрального королевского суда юстицию местных феодалов, а также королевских судей на местах.

Парламент также осуществлял регистрацию королевских ордонансов, после этого чего они считались подлежащими исполнению. Это создало возможность тормозить введение в действие новых актов. В момент одного из временных ослаблений королевской власти парламент добился права “ремонстрации”, т.е. отказа от регистрации королевских ордонансов под предлогом несоответствия их общему духу законодательства страны. Это стало прецедентом, лишь присутствие самого короля во время регистрации ордонансов лишало парламент возможности воспользоваться правом ремонстрации.

Королевскими судьями на местах были бальи, сенешалы (на юге), а также прево. На местном уровне юстиция еще полностью не отделилась от административных органов.

Церковный суд в этот период становится, главным образом, специальным судом по делам особой предметной и персональной подсудности.

В XIV в. создается и специальный орган уголовного преследования и обвинения – прокуратура. Первоначально прокурорами были доверенные люди короля, официально уполномоченные следить за соблюдением интересов короны во время судебных разбирательств. Позднее их функции расширились. Королевские прокураторы стали выступать как обвинители в судах по делам, где затрагивались прямо или косвенно интересы монарха.

Абсолютная монархия .. В этот период функционировало несколько судебных систем: суды королевские, сеньориальные, городские, церковные, при этом четкое разграничение их компетенции отсутствовало.

Значение королевских судов существенно усилилось. В соответствии с Орлеанским ордонансом 1560 г. и Мулинским ордонансом 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Они также продолжали разрешать гражданские дела с небольшой суммой иска, но по усмотрению сторон они могли сразу же передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила право эвокации, т.е. принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суд, на какой бы стадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составляли лишь некоторые церковные дела.

Система общих королевских судов состояла из трех звеньев: суды прево, суды бальи и парламенты. Особыми преимуществами пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду с профессиональными судьями входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.

Государственный совет рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права.

Помимо общих судов существовали и суды специальные, ведомственные, рассматривавшие дела, затрагивающие ведомственные интересы. Так, судебным и функциями были наделены Счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора. Особую значимость имели военные суды, морские и таможенные.

Король являлся высшим судьей, он мог принять к рассмотрению лично или поручить своему доверенному лицу любое дело, рассмотренное каким бы то ни было судом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных