Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государство и право средневековой Германии




Периодизация развития государственности

1. IX–XIII вв. сеньориальная монархия
2. XIV–XVII вв. сословно-представительная
3. XVII–XVIII вв. абсолютная монархия

Германия выделилась из монархии Карла Великого в IX в. По Верденскому договору 843 г. к Людовику Немецкому, внуку Карла Великого, перешли земли, лежавшие к востоку от Рейна и архиепископства Вормсское, Майнцское и Шпейерское. Германия состояла из племенных герцогств Баварии, Саксонии, Франконии и Швабии. В первой половине X в. к ним присоединилась Лотарингия.

<QUEST2< FONT>Главной особенностью государственной эволюции Германии в период Средних веков стал ее распад на отдельные земли (княжества), многие из которых сохранили самостоятельность до второй половины XIX столетия. Дело в том, что экономическое, политическое и правовое развитие различных регионов страны происходило неравномерно и они были мало связаны друг с другом. Кроме того германские короли со второй половины X в. пытались завоевать Италию, а это ослабило их власть в Германии: монархи делали огромные политические уступки своим вассалам, чтобы получить их вооруженную поддержку. Далее, германские монархи ввязались в ожесточенную борьбу с римскими папами, что в конечном итоге привело их к поражению и ослаблению власти. Наконец, германские властители в отличие от французских королей не установили прочную связь с городским сословием и не смогли сделать его своей опорой.

<QUEST3< FONT>Поначалу развитие феодальных отношений шло в Германии замедленными темпами и даже в начале X в. иммунитеты и ленная система были недостаточно развиты:

· Обладатель иммунитета и светский, и духовный, располагал судебной властью лишь в отношении несвободных держателей. Кроме того, ему принадлежала лишь низшая юстиция, а дела о тяжких преступлениях оставались в ведении графа. А в отношении свободных держателей вотчинный суд являлся первой инстанцией, второй же оставался суд графа;

· Не каждый средний или даже крупный земельный собственник находился в вассальной зависимости; не реализовался последовательно принцип условности ленных держаний. Должность графа еще не «феодализировалась» и он оставался чиновником короля.

Однако уже возникли два основных сословия: рыцарство (военное сословие) и крестьянство (податное сословие). Этому способствовала реформа короля из Саксонской династии Генриха Птицелова (919–936). Чтобы создать конницу для борьбы с вторжениями венгерских варваров, всех, кто мог сражаться в конном строю, зачислили в военное сословие, а другие зачислялись в податное сословие. На этом этапе в военное сословие попала и наиболее зажиточная часть крестьянства, и некоторые категории несвободных слуг феодалов (министериалы).

Оба сословия были неоднородными. В военное сословие кроме крупных землевладельцев, светских и духовных, вошло среднее и мелкое рыцарство. А податное сословие включало и свободных мелких земельных собственников, и несвободных лиц, включая дворню крупных и средних землевладельцев.

Горожане в рамках этой системы не могли рассматриваться как податное сословие, так как обложение налогами падало на город в целом. Многие германские города получили самоуправление и были освобождены от ряда налогов, падавших на сельские общины.

<QUEST4< FONT>Герцоги стремились к политической самостоятельности и вступали борьбу с королями. Преемник Генриха Птицелова Оттон I (936–973) распределил герцогства между своими родственниками, но некоторые из них восстали. Тогда Оттон I стал укреплять церковное землевладение, поставив его на службу королевской власти. Он издал так называемые оттоновские привилегии, которые обеспечили распространение церковного иммунитета не только на церковные владения, но и на весь округ, где они располагались. Кроме того, обладатели церковного иммунитета получил право не только низшей, но и высшей уголовной юстиции в пределах своего округа. Тем самым на герцогских территориях возникли самостоятельные церковные округа, непосредственно связанные с королевской властью: король облагал церковные земли налогами в свою пользу, получал доходы с вакантных церковных должностей и т. п. Судебные функции в иммунитетном округе были переданы королевскому чиновнику.

Установив тесную связь с церковным землевладением, подчинив себе епископов и усмирив после борьбы светских князей, Оттон I начал борьбу за подчинение Италии. Он стремился получить императорскую корону и возвысить свою власть над герцогами в Германии. Кроме того захваты в Италии манили доходами, извлекаемым из торговли в богатых итальянских городах. Наконец, господство в Италии означало господство над папой, а значит, укрепление королевской власти в отношении германских епископов.

Римский папа в это время нуждался в поддержке германского монарха, так как местные феодалы захватили власть в городе. За помощь папе Оттон I В 962 г. получил императорскую корону. Возрожденная в третий раз империя получила впоследствии наименование Священной римской империи: Священной она именовалась потому, что во главе ее должны были стоять совместно папа и император при фактическом доминировании последнего; римской — потому, что ее рассматривали как преемницу Западной римской империи.

Итальянские походы, укрепив на некоторое время положение германских королей — римских императоров, в конечном итоге способствовали усилению феодалов. Монархи покупали их военную поддержку путем расширения иммунитетных прав, наследственность мелких ленов, установившаяся еще во второй половине X в., стала применяться и к крупным ленам — герцогствам, графствам и т. п. В начале XI столетия при короле образовался совет из высших представителей знати (гофтаг), совместно с которым король рассматривал наиболее важные дела.

Между тем папская власть окрепла и начала борьбу с германскими императорами, стремясь освободить духовенство от подчинения светской власти и поставить ее власть в зависимость от церкви. Папа Григорий VII проводил идею теократии, т. е. господства папы над всеми государями Европы. Он утвердил безбрачие католического духовенства, чтобы подчинить его деятельность интересам церкви; боролся с продажей церковных должностей. От императора папа потребовал отказа от предоставления духовного сана светской властью, т. е. от инвеституры. Это вызвало ожесточенное сопротивление германского императора Генриха IV. Борьба приняла длительный характер, и закончилась уже после смерти обоих противников заключением между императором и папой Вормсского конкордата (1122 г.). Он имел компромиссный характер: посвящение на церковные должности производила церковная власть, а наделение леном — император. При этом император утратил право распоряжаться церковными землями, как раньше.

В дальнейшем германские императоры продолжали свою итальянскую политику, что привело к новым столкновениям с папской властью. Захватническим устремлениям германских феодалов успешно сопротивлялись окрепшие итальянские города.

Фридрих II (1215–1250) еще более расширил права духовных и светских феодалов Германии за их военную помощь в его итальянской политике. Он предоставил духовным землевладельцам ряд таких привилегий, которые приблизили их к положению государей (1220 г.). Владения церковных феодалов стали неприкосновенными для вмешательства светской власти: никто не мог устраивать на землях духовных князей таможни, монетные дворы, города без их разрешения; расширялись судебные права епископов, им также передавались права на взимание доходов и т. п.

Вормсские и Фриульские привилегии (1231–1232) расширили права светских князей — непосредственных держателей ленов от императора: они получили право чеканки монеты, были изъяты из какой-либо посторонней, в частности королевской, юрисдикции; юрисдикции князей были непосредственно подчинены рыцари и т. д. В то же время сужались права городов: они были подчинены княжеской власти.

С кончиной Фридриха II в очередной раз прервалась королевская династия в Германии. Наступило длительное междуцарствие (1250–1273), завершившееся утверждением принципа выборной монархии. Крупные феодалы стали избирать королей из числа представителей различных феодальных домов, чтобы предотвратить возвращение к наследственной монархии. Усиливается самостоятельность отдельных земель.

<QUEST5< FONT>В 1356 г. император Карл IV издал так называемую Золотую буллу. Она стала одним из основных законодательных актов Священной Римской Империи и регулировала выборы и коронацию королей курфюрстами вплоть до 1806 г. Этот акт покончил с притязаниями пап на господство над светской властью, поскольку они устранялись от участия в выборах королей-императоров. Выборы производились курфюрстами: Майнцским, Кельнским и Трирским архиепископами и государями Богемии (Чешскими кролями), Пфальца, Саксен-Виттенберга и Бранденбурга.

В Золотой булле строго прописана процедура смены монарха. После смерти короля архиепископ Майнца должен был в течение 30 дней собрать курфюрстов во Франкфурте-на-Майне, чтобы выбрать следующего властителя и провозгласить его в церкви Св. Варфоломея. Курфюрсты давали клятву, принимать свое решение честно, бескорыстно и непредвзято. Выборы производились большинством голосов. Голосование шло согласно рангу в определенной последовательности: архиепископы Трирский, затем Кельнский, Майнцский и т. д. После выборов королей короновал Папа Римский.

Золотая булла оговаривала ежегодное собрание курфюрстов, на которых должны были проводится переговоры с императором (кайзером). Булла признала полную политическую самостоятельность курфюрстов. В числе прав, предоставленных курфюрстам, была регалия, т. е. исключительное право добычи драгоценных металлов, а также чеканки монеты. Земли курфюрстов провозглашались неделимыми, наследником признавался старший законный сын.

Золотая булла узаконила частные войны, кроме войн вассалов против своих сеньоров; она также запретила союзы городов. Золотая булла (извлечения) // Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., 1961. С. 413–428 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIV/Bulla1356/text.htm)

Определенное влияние на затяжную политическую децентрализацию Германии оказало также завоевание князьями и духовно-рыцарскими орденами славянских земель за рекой Эльбой (с XII в.) и ряда прибалтийских областей (в первой половине XIII в.). Эти завоевания производились не императором, а потому усиливали разобщенность различных областей Германии.

В XV в. независимость германских княжеств упрочилась настолько, что они уже не страшились передачи императорской короны в рамках одной династии — Габсбургов. Но последние были вынуждены отказаться от восстановления единства страны, ограничиваясь увеличением собственных владений.

Высшее управление Германией постепенно начинает сосредоточилось в руках наиболее могущественных феодалов — курфюрстов. Император был обязан решать важнейшие государственные дела совместно с ними.

<QUEST6< FONT>Время от времени собирался рейхстаг, состоявший из трех курий:

1. коллегия курфюрстов,

2. остальные духовные и светские князья, а также мелкие имперские графы, гроссмейстеры духовно-рыцарских орденов (тевтонского и иоаннитов), являвшиеся вассалами императора;

3. представители имперских городов, т. е. городов-вассалов императора.

Рейхстаг созывался императором. С начала XVI в. коллегия курфюрстов приобрела право наблюдать за периодичностью созыва рейхстага (каждые шесть лет). Рейхстаг издавал законодательные постановления, обязательные для империи. В промежутках между заседаниями рейхстага император мог издавать при участии членов надворного совета — гофрата указы, которые, однако, приобретали силу закона только после утверждения рейхстагом.

Рассмотрение вопросов производилось отдельно каждой курией, после чего они проводили переговоры для издания согласованного решения. Император отклонить принятое решение, а в случае внесения им изменений документ вновь поступал на обсуждение рейхстага.

Постановления рейхстага приводились в исполнение администрацией земель, входивших в состав рейха. Это являлось еще одним фактором слабости центральной власти.

Император не располагал постоянными общеимперскими средствами. Обложение налогами могло производиться императором с согласия рейхстага. У рейха не было постоянного общеимперского войска.

Внутренние смуты вынудили князей и имперские города при императоре Максимилиане (1493–1519) сделать попытку укрепить имперскую власть. В 1495 г. на рейхстаге в Вормсе был провозглашен вечный земский мир, т. е. запрещены частные войны, введена подать на имперские нужды, так называемый имперский пфенниг, предназначенный на содержание администрации и армии, и, наконец, учрежден имперский суд. Последний образовал первую инстанцию по делам имперских подданных и вторую — по делам подданных отдельных княжеств по спорам с их владетелями. Территория Германии была разделена на десять округов, во главе которых поставлены князья — «блюстители мира».

Однако налог не собирался, имперский суд не имел органов для приведения в исполнение его решений, а «блюстители мира» больше заботились о своих, чем об имперских интересах. Последней попыткой направить Германию по пути централизации стало принятие общеимперского уголовного и уголовно-процессуального свода законов в 1532 г., но и эти усилия оказались в конечном итоге напрасными.

<QUEST7< FONT>Власть князей в отдельных землях первоначально ограничивалась собраниями местных чинов, или ландтагами. Уполномоченные получали от своих избирателей инструкции, носившие характер обязательных мандатов. Поэтому когда уполномоченные не находили в инструкциях указаний, как решать тот или иной вопрос, они обращались к своим избирателям за новыми указаниями. Компетенция ландтагов изменялась в различные периоды их развития. Обычно князь не мог без согласия ландтага издавать и изменять законы, но в некоторых землях ландтаг имел совещательный статус.

Самым важным правом ландтагов как органов сословного представительства являлось установление налогов. Сначала источником покрытия государственных расходов были доходы с имущества государя и так называемые регалии (таможенные, торговые и другие пошлины); кроме того, в пользу князей взимался постоянный прямой налог. По мере роста государственных расходов князьям все чаще приходилось обращаться за денежными субсидиями к ландтагам.

Ландтаги сначала считались верховными судами в своих землях. Но после создания особых княжеских судов они потеряли эти полномочия и только в ряде государств стали апелляционной инстанцией. Ландтаги оказывали влияние на состав княжеских советов и назначение высших чиновников. В компетенцию ландтагов входило избрание государя в случае пресечения правящей династии, отправление известных функций в области внешней политики (например, в ряде земель объявление войны производилось с согласия ландтага), некоторые церковные дела, наблюдение за чеканкой монеты, попечение о бедных, охрана лесов и т. д.

Первоначально вооруженные силы земель состояли из феодального ополчения: по призыву сеньора вассалы являлись в войско в сопровождении определенного числа своих вассалов и даже зависимых крестьян. В дальнейшем вассалы с каждого своего имения поставляли оговоренный вооруженный контингент. Также и города, монастыри и княжеские земли выставляли определенное количество пехоты. В дальнейшем наемные войска оттеснили на второй план земское ополчение. Но количество наемников и срок контракта определялись с участием ландтага, отпускавшего денежные средства на содержание войска; это открывало сословиям возможность вмешиваться в военные дела.

<QUEST8< FONT>Общей тенденцией государственной эволюции было усиление княжеской власти, чему способствовала постепенная бюрократизация управления. Высшим органом управления являлся княжеский совет. Постепенно из него выделились судебное и финансовое ведомство. На местах управление производилось посредством образования городских округов — бургов. Во главе бурга с округой стоял назначенный князем бургграф (впоследствии амтман). Он возглавлял все отрасли местного управления, но в дальнейшем финансовые, судебные и некоторые другие дела из компетенции амтмана были переданы в ведение специальных должностных лиц по назначению князя.

Вместе с тем довольно долго сохранялось самоуправление в крестьянских общинах. Омельченко О. А. Самоуправление в феодальной Германии, XI–XVIII вв. // Институты самоуправления. Историко-правовое исследование. М, 1995. С. 105–107 В городах первоначально все управление сосредоточивалось в руках патрициата. Главным органом был городской совет, имевший и административную, и судебную власть. Члены совета избирались обычно на год. Позже возникла должность бургомистра — городского головы. Как правило, члены совета и бургомистр не получали жалованья. В XIII–XIV вв. в ряде городов ремесленники добились участия в городском управлении. Однако и в этих городах в действительности власть сосредоточилась в руках наиболее влиятельных семей. Таким образом, в целом городское управление строилось на олигархической или цензовой основе.

В Германии существовала значительная прослойка мелкого рыцарства, в особенности по реке Рейну и во Франконии, причем часть этого их была вассалами непосредственно императора — так называемое имперское рыцарство. По мере развития рыночных отношений многие из них разорялись. Рыцари стали грабить горожан. Города, которые также испытывали различные притеснения со стороны князей, для защиты от князей и рыцарей стали организовываться в союзы. Так во второй половине XIV в. возникли союзы швабских и рейнских городов. В XVI в. их разгромили крупные феодалы.

Объединением северогерманских городов была Ганза, в состав которой к середине XIV в. вошли почти все северные германские города, расположенные на побережье, а также те города, расположенные внутри Германии, которые были связаны с торговлей на Северном и Балтийском морях. Их интересы лежали главным образом в сфере международной торговли. Со второй половины XIV в. во главе Ганзы стоял съезд представителей ее городов-членов, решения на котором принимались большинством голосов. Решения съезда имели обязательный характер и для городов, представители которых не были на съезде. Кроме общих съездов Ганзы, обычно собиравшихся в Любеке, проходили съезды городов отдельных районов, рассматривавшие местные вопросы.

Других постоянных органов управления и общей казны Ганза не создавала. С середины XV в. начинается упадок Ганзы, вызванный раздорами внутри союза и иностранной конкуренцией. Смертельный удар Ганзе нанесло открытие морских путей в Америку и Индию. Омельченко О. А. Самоуправление в феодальной Германии, XI–XVIII вв. // Институты самоуправления. Историко-правовое исследование. М, 1995. С. 107–115 Вообще с XVI столетии экономика Германии стала клониться к упадку. Перемещение путей мировой торговли, непрекращающиеся внешние и внутренние войны, конкуренция первого буржуазного государства — Нидерландов повлекли за собой спад внутренней торговли и ремесленного производства (последнее стагнировало еще и вследствие устаревшей цеховой системы). Тенденция «декоммерционализации» оживила натуральное хозяйство. Правовое положение крестьян ухудшилось: усилилось их закрепощение, в особенности на северо-востоке Германии. Упадок торговли и промышленности вызвал обеднение городов и падение роли городского сословия.

<QUEST9< FONT>Кроме того, в первой половине XVI в. в Германии происходит реформация, которая сопровождалась острейшими социальными конфликтами, в частности Великой крестьянской войной 1525 г. Крестьянская война сделала популярной идею секуляризации церковных имуществ в пользу крестьян. Однако князья и отчасти города Северной Германии провели эту секуляризацию в свою пользу. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

<QUEST10< FONT>Реформация усилила факторы, способствовавшие разъединению Германии, прибавив к ним еще и вероисповедный: страна раскололась на протестантский (лютеранский) север и католический юг. Габсбурги сохранили верность католицизму, поэтому на протяжении столетия велись войны, в которых северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Их успех закрепил Вестфальский мир 1648 г., завершивший первую в истории общеевропейскую Тридцатилетнюю войну. Германия осталась расчлененной более чем на 300 самостоятельных государств, превратившись в монархическую «конфедерацию». Власть князей максимально усилилась: за ними признано право заключать союзы с иностранными государствами. Партикуляризм и мелкодержавие восторжествовали в государственном строе Германии, будучи гарантированы по Вестфальскому миру иностранными державами, такими как Франция и Швеция.

Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Духовенство в протестантских странах стало в полную зависимость от светской власти. Князья во время Тридцатилетней войны привыкли взимать подати без согласия ландтагов. Власть князей получила опору в лице формирующегося дворянства. Князья блюли социально-экономические привилегии дворянства, а оно поставляло из своей среды высших чиновников и офицеров.

Центральная имперская власть обратилась в фикцию, хотя в 1663 г. рейхстаг превратился в постоянное учреждение с пребыванием в Регенсбурге. Но в нем заседали уже не сами государи, а их уполномоченные. Реальной властью рейхстаг не располагал. Князья освободились от военной службы рейху. Общеимперский налог собирался плохо. Распад страны обессилил имперский суд.

Таким образом, в XVII столетии в княжествах установился абсолютизм.

В этот период наиболее крупными немецкими государствами были протестантская Пруссия (владения дома Гегенцоллернов) и католическая Австрия (точнее держава Габсбургов, в которой Австрия составляла лишь одну из частей). Между обеими странами существовал постоянный антагонизм, причем во второй половине XVIII в. уже наметились претензии Пруссии на гегемонию в Северной Германии.

Прусские короли преуспели в выстраивании бюрократической вертикали власти и, мобилизовав все ресурсы страны, создали в XVIII в. одну из лучших европейских армий. Опираясь на нее они повели активную внешнюю политику, которая позволила им только в 1740–1792 гг. увеличить территорию своих владений более чем в три раза. При этом за счет разделов Польши была решена важнейшая национальная задача: эксклав Восточно-Прусских земель (Кенигсберг) соединился вдоль Балтийского моря с основным территориальным ядром страны — Бранденбургом (Берлин).

Австрия в отличие от Пруссии представляла собою страну, весьма далекую от централизации. Она являлась, в сущности, собранием отдельных государств, имевших одного правителя и плохо друг с другом связанных. Недостаточно развитая централизация отвечала интересам крупных землевладельцев (магнатов), господствовавших в стране. Но и в рядах этой немногочисленной группы не было единства: австрийские магнаты соперничали с венгерскими. Среднее и мелкое дворянство в значительной мере стояло в зависимости от магнатов, а городское сословие было недостаточно сильно.

В государствах, входивших в состав Австрии, имелись сословные ландтаги, или сеймы. Обычно ландтаги в австрийских землях состояли из четырех курий: духовенства; «господ», т. е. титулованных крупных землевладельцев; рыцарей (средних землевладельцев) и королевских городов, непосредственным сеньором которых был король. В Тироле к четвертому сословию принадлежали и свободные крестьяне. Начиная с XVII в. политическое значение сеймов постепенно падало, но в их ведении оставался ряд общегосударственных функций: финансовое управление, набор рекрутов; почти весь суд и местная администрация были подведомственны должностным лицам, избранным на ландтагах.

В ряде областей как Пруссии, так и Австрии существовал национальный гнет. Так, в славянских землях большинство крупных земельных владений принадлежало немцам или венграм.

Германские государства управлялось при помощи иерархически организованного чиновничества. Оно стремилось подчинить своей мелочной опеке общественную жизнь во всех ее проявлениях и пресекало попытки развития самоуправления. Точно так же вели себя власти Австрии и других немецких государств (так, императрица Мария-Терезия воспретила женщинам румяниться и белиться). Деятельность государственной власти приобрела всепроникающий характер. Каждый шаг подданного подвергался регламентации, правительство стремилось предвидеть все, что могло быть воспрещено и что дозволено, а полиция была обязана следить за точным исполнением предписаний. В этом смысле германскую государственность периода абсолютизма можно назвать «полицейской».

Во второй половине XVIII в. в ряде государств Германии наступает эпоха так называемого просвещенного абсолютизма. Наиболее выдающимся ее представителем в Пруссии был Фридрих II, а в Австрии — Иосиф II. Просвещенный абсолютизм не порывал с политикой полицейского государства, а скорее даже усиливал ее. Только обосновывал ее идеей естественного права и ссылкой на принцип общего блага. Определяющим моментом были интересы государства, служить которым были обязаны как государь, так и подданные: «Цель гражданского союза и общая цель законов есть благо государства вообще и его обитателей в частности», — провозглашало Прусское земское уложение 1794 г., «…каждый член государства обязан поддерживать, соответственно его состоянию и средствам, благо и безопасность общежития».

На деле реформы этого периода проводились в интересах дворянского государства. И если принимались, например, меры по защите крестьян, то не по столько по соображениям гуманности, сколько в интересах казны, так как крестьяне были главными плательщиками налогов. Задачей этой политики просвещенного абсолютизма было сохранение неограниченной монархии и сословного строя, основанного на преобладании дворянства, путем некоторых уступок буржуазным слоям общества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных