Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Наследственное право. Римское право регулировало два вида наследования: по закону и по завещанию




Римское право регулировало два вида наследования: по закону и по завещанию. Последний появился в истории позднее, но зафиксирован уже в XII Таблицами, которые установили правило: если умерший не оставил завещания или оставленное завещание признано недействительным, имеет место наследование по закону

Наследование по закону. Все особенности наследования по закону были предопределены семейными отношениями. Важное значение имело выделение двух видов родства: агнатического и когнатического. В древний период в цивильном праве приоритет отдавался агнатическому родству.

Наследники одной очереди получали наследство в равных долях. Такая система наследования по закону полностью соответствовала патриархальному укладу римской семьи. По мере его изменения, модифицировалась и система законного наследования.

В предклассический и классический периоды преторское право, все еще отдавая предпочтение агнатическому родству, признавало наследниками и когнатов и устанавливало четыре очереди наследников.

В постклассический период императорское законодательство развивало основывалось на началах преторского права. Император Юстиниан в новеллах 118 (543 г.) и 127 (548 г.) унифицировал и упорядочил систему наследования по закону. Полностью отказавшись от устаревшего принципа агнатического родства, Юстиниан установил четыре очереди наследников из когнатов.

О пережившем супруге в новеллах не упоминалось. Очевидно, продолжало действовать преторское правило о наследовании в последнюю очередь. Но при Юстиниане установилось особое правило в отношении бедной вдовы: если она не имеет своего имущества, то она участвовала в наследовании с наследниками всех очередей, получая при этом одинаковую с каждым из них часть, но не более одной четверти наследства. Если же она конкурировала с собственными детьми от брака с покойным, то наделялась положенной ей частью только в виде узуфрукта.

При отсутствии наследников, наследство становится выморочным и отходило фиску.

Наследование по завещанию. В древний период завещания устными и гласными. Они объявлялись перед народным собранием или строем войска.

 

Институции Гая. II. 101.

Впрочем, они вышли из употребления в конце предклассическую эпоху. Вскоре после принятия Законов XII Таблиц потребности завещателей стала обеспечивать манципация.

 

Институции Гая. II. 102 - 103.

При данной форме завещатель передавал посредством данного обряда все свое имущество доверенному лицу, а тот брал на себя обязанность выполнить объявленные распоряжения завещателя.

Вместе с тем, устное изложение распоряжений могло быть заменено письменным, изложенным на навощенных табличках.

 

Институции Гая. II. 104.

В результате содержание завещания в такой форме оно могло быть теперь неизвестным присутствующим. Однако с точки зрения цивильного права после данного акта все имущество завещателя становилось собственностью доверенного лица, лишь после смерти завещателя он был обязан исполнить его волю.

В предклассический период письменная форма завещаний с печатями стала более распространенной, что было подтверждено преторским эдиктом. Но получившая защиту табличка все-таки должна была подкреплялась манципацией. В классический период последняя утратила свое значение. Вместе с тем, претор признал юридическую силу простого письменного завещания, удостоверенного 7 свидетелями.

В постклассическую эпоху использовались устная, письменная и публичные формы завещаний. Письменная форма была подтверждена конституцией императоров Феодосия II и Валентиниана III (439 г.). Типичным становится документ, подписанный самим завещателем и семью свидетелями. Но было признано и устное завещание, объявленное в присутствии также семи свидетелей. Эти правила сохранились и в праве Юстиниана, причем в обоих случаях требовалось, чтобы присутствие свидетелей было одновременным, и акт совершался без перерывов. Впрочем, в некоторых случаях допускались исключения. Публичные формы были представлены завещаниями, объявленными перед судом и занесенными в протокол, а также врученными императору на хранение в его канцелярии.

Но, кроме соблюдения формы, римское завещание должно было отвечать и иным условиям, каковыми являлись требования завещательной правоспособности как для завещателя, так и для наследника. Долгое время не могли завещать женщины, лишь при императоре Адриане это право было им предоставлено. В то же время закон Вокония 169 г.до н.э. запретил гражданам первого класса назначать женщин наследницами, чем в этих случаях лишил их пассивной завещательной способности. Но этот закон в период империи вышел из употребления, а в праве Юстиниана женщина по отношению к завещаниям уравнялась с мужчиной. Древнее право требовало, чтобы личность назначаемого наследника была определена для завещателя. Поэтому по римскому праву нельзя было назначать наследниками постумов. Но затем такое назначение было допущено для собственных детей, а затем и для всех вообще. По той же причине было невозможно назначение юридических лиц, и лишь законодательство Юстиниана допустило ряд исключений.

Особых предписаний относительно хранения и вскрытия завещаний не существовало. Но закон Августа 6 г.до н.э. ввел 5% налог с наследства, а в целях фискального контроля установил под угрозой штрафа в течение определенного срока после смерти завещателя предъявлять завещание магистратам, в присутствии которых должна была происходить торжественная процедура вскрытия документа. После удостоверения свидетелями подлинности подписей и печатей, шнур разрезался, завещание раскрывалось и прочитывалось.

Уголовное право

Республиканский период. По мере становления государственности в Риме власть принимается за регламентацию наказаний за совершенные преступления. Но первые шаги в этом направлении еще нерешительны, что наблюдаем в Риме не только в царский, но и республиканский периоды.

Публичные деликты (delictum publicum), т.е. преступления, непосредственно затрагивающие интерес всего общества, преследовались от имени римского народа и подлежали суду царя, а позднее магистратов, народного собрания и Сената. Однако их круг был весьма узок По преданию одной из старейших римских магистратур является «коллегия двух по делам о публичных преступлениях», помощники царя для расследования дел о государственной измене в широком смысле слова. По Законам XII Таблиц предавались смертной казни лица, подстрекавшие врага римского к нападению на Римское государства» или предавшие врагу римского гражданина (Х. 5). К числу преступлений относились лжесвидетельство, сочинение пасквилей, нарушение патроном своих обязанностей перед клиентом, нарушение клятвы и присяги. Преступления против частных лиц по общему правилу еще рассматриваются как частное дело самого потерпевшего. Лишь немногие из них влекут за собой уголовное наказание, налагаемое по инициативе публичной власти. Таково, например, убийство, по преданию для дел об убийстве существовали особые квесторы, наказание – смертная казнь. Строго караются земледельческие преступления: умышленное нарушение межевых знаков (считались, что межи находятся под охраной богов), истребление посевов и их заколдовывание.

По XII Таблицам за совершение преступлений предусматривалось применение смертной казни в различных формах: удушения, отсечения головы, сожжения, утопления, сбрасывания с Тарпейской скалы (для рабов). Постепенно смертная казнь в республиканский период стала выходить из употребления и для римских граждан заменяется изгнанием с утратой гражданства. В этот период, кроме того налагались членовредительские и болезненные (битье кнутом) телесные наказания, ограничение гражданского статуса, лишение права на погребение, штрафы, конфискация имущества. За некоторые преступления сакрального характера следовало и религиозное проклятие. Наказание следовало только за умышленно совершенное преступление, т.к. по мнению римлян, отсутствие умысла делало преступление случайным.

Существенные изменения происходят в уголовном праве в конце периода республики, они выразились, в ужесточении уголовной политики, прежде всего, в отношении лиц, совершивший государственные, политические преступления. Так, при диктаторе Сулле вводится закон об ответственности за оскорбление величия римского народа». Но самое понятие последнего стало всеобъемлющим. Тацит пояснял: «Закон этот относился вначале только к изменам в войске, к мятежам в Риме и к действиям, оскорблявшим величие римского народа. Мало этого: преследованию поэтому закону подвергались исключительно совершенные деяния, но не слова. Август расширил действие этого закона: раздраженный неблагоразумием Кассия Севера, очернившего в ядовитом памфлете его особу, столь прославленную Римом, он распространил действие закона... на сочинителей пасквилей. Несколько позднее Тиберий на вопрос претора Мацера - следует ли применять законы против оскорбителей величества – отвечал, что «законы созданы для того, чтобы их исполняли». По словам писателя Плиния, это был единственный и специальный состав преступлений для всех тех, кто не совершил никакого преступления.

Монархический период. По мере усиления власти императора уголовное право в Риме становится все более определенным и жестоким. Это проявляется в увеличении числа деяний, признаваемых преступными и ужесточении наказаний за них. Расширяется круг преступлений проходило двумя путями. Во-первых, за счет введения ответственности за новые преступления. Наряду со старыми, предусмотренными республиканскими законами, императорскими конституциями были созданы новые составы. Таковыми стали неосторожное убийство, поджог, клятвопреступление, особые виды обмана и, позднее, оскорбление христианской религии. Особое внимение было уделено преступлениям против государства, против императорской власти. К ним относились – заговор с целью свержения императора, покушение на его жизнь или жизнь его чиновников, непризнание религиозного культа императора и т.д. Во-вторых, некоторые частные деликты были преобразованы в преступления. Так, воровство, по-прежнему считаясь частным деликтом, в некоторых своих проявлениях признавалась преступлением, например, кража со взломом или с применением насилия и т.п..

Система наказаний в этот период делается более сложной и суровой, разнообразной и изощренной, что отвечало целе общественного устрашения и отмщения преступнику, полностью заменившую цель возмездия, еще присущую предыдущему периоду. Широко использовалась смертная казнь, применяемая в квалифицированном виде – сожжение, распятие на кресте и т.д., каторжные работы в рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы, ссылка из отечества и высылка в определенное место, телесные наказания, заключение в тюрьму, лишение гражданских прав, штрафы, конфискация имущества как дополнительное наказание к смертной казни.

Характерной чертой уголовного права периода домината становится его ярко выраженный сословный характер. По ряду преступлений наказания различаются по признаку принадлежности виновного к тому или иному сословию. Представители высших освобождались от некоторых наказаний (каторга, принудительные работы, болезненные телесные и т.д., которые заменялись ссылкой). В это время привилегированные могли наказываться смертной казни только в определенных случаях: за совершение убийства, поджог, магию и оскорбление величества. Для представители же низшего сословия смертная казнь была установлена по 31 составу. Военные не могли приговариваться к повешению, каторжным работам на рудниках. Особо сурово наказывались за совершение преступлений рабы. Так, сенатусконсультом 10 г. было установлено: в случае убийства хозяина все рабы, находившиеся в доме, подлежали смертной казни, если они не попытались спасти его.

Для уголовного права монархического периода нашла отражение более высокая степень разработки вопросов общей части уголовного права: так, различая две формы вины, римляне стали наказывать за преступление, совершенное по неосторожности, более мягко, чем за совершенное с умыслом; стали различать приготовление к преступлению и покушение на его совершение, что влекло применение не столь сурового наказания; строго наказывали соучастников; вырабатывали и представление о необходимой обороне как об обстоятельстве, исключающем ответственность.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных