Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Форма национально-государственного устройства




Форма устройства — это способ административно-территориального деления государства, который облегчает осуществление государственной власти на местах, это взаимоотношение между государством и его частями, взаимоотношения между этими частями. Таким образом, форма устройства — это внутреннее деление государства, как на административно-территориальные единицы (край, область, район, губерния, провинция и т. д.), так и на соответствующие автономные политические образования и даже суверенные государства.

Известны унитарная и федеративная формы государственного устройства.

При первой — территория делится лишь на административно-территориальные единицы, для которых свойственны общие для всей страны в целом высшие органы власти, конституция, гражданство, система права, судебная система.

Например, если бы в России существовали только такие субъекты территориально-административного деления, как области и города, Россия была бы унитарным государством.

Вторая форма государственного устройства — это объединение ряда государств — членов федерации. Федерация — союзное государство. Конфедерация — союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных, не имеет единой территории и гражданства.

Автономия — форма самоуправления части территории.

Политический режим

Политический режим определяет способы, приемы, методы осуществления государственной власти, взаимодействие институтов государства, соотношение классовых сил, политический статус различных общественных групп. Правовые или внеправовые методы — это основные черты того или иного политического режима. Деспотия — общее название недемократических режимов, в которых существует неограниченная власть высших органов правления. При тирании такое правление единоличное. Тоталитарный режим — крайняя форма авторитарного режима, для которого характерны всеохватывающая, всепроникающая власть, единая идеология, однопартийность, зачастую — культ личности вождя народов. Фашизм — крайняя форма тоталитаризма. Во всех этих режимах широко применяется террор, нарушение прав и свобод человека, милитаризация, тотальный контроль.

Либерально-демократический режим, демократия — режим, распространенный во многих странах, основанный на системе наиболее гуманистических и демократических принципов. Эти принципы проявляются во взаимоотношениях государства и личности, правовом положении института частной собственности, соблюдении прав и свобод человека, демократической избирательной системе, свободе слова, рыночной организации экономики, разделении властей и др.

Начнем с того, что само понятие «режим» имеет неодинаковую трактовку. Чаще всего для характеристики формы государства употребляется термин «политический режим». Но даже те, кто вводит понятие «государственный режим», делают его либо синонимом «политического режима», либо, различая их терминологически, по сути, сводят государственный режим к политическому.

Выделяя обычно демократические, авторитарные и тоталитарные режимы, эти исследователи акцентируют внимание на методах деятельности политических институтов, на состоянии демократии, на «политическом климате» в стране.

Между тем, понятие государственного режима не следует смешивать с понятием политического режима.

Содержание термина «политический режим» гораздо шире его характеристики в качестве элемента формыгосударства. Под политическим режимом понимается система приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти (включая государственную) в обществе.

Все большее распространение в отечественной литературе получает термин «государственный режим»[2].

Но здесь тоже нет полной определенности. Так, например, В.Е. Чиркин аргументировано отвергает неадекватно используемый многими государствоведами термин «политический режим» и при характеристике формы государства пользуется понятием «государственный режим». Но при этом известный ученый говорит о методах осуществления государственной власти и в типологии государственных режимов среди прочих видов выделяет демократический, авторитарный и тоталитарный государственные режимы.

В данном случае исследователь выходит за пределы анализа государственных институтов и структур, характеризует средства и методы их взаимодействий с институтами гражданского общества и человеком. Видный государствовед исходит из того, что государственный режим, «как правило … составляет главное в политическом режиме, его суть, сердцевину, доминанту». Таким образом, это лишь узкая трактовка политического режима.

В этой полемике мы разделяем точку зрения тех ученых, что и терминологически, и содержательно разводят понятия политического и государственного режима.

При этом мы отдаем себе отчет в том, что характеристики государственных режимов неразрывно связаны с характеристиками политических режимов. Очевидно, что нельзя анализировать конституционную модель отношений власти без учета фактической системы и характера этих отношений.

Под государственным режимом понимается реальный механизм взаимодействия главы государства,

высших органов законодательной и исполнительной власти. Государственный режим тесно связан с формой правления. В рамках одной формы правления возможно функционирование нескольких государственных режимов.

Абсолютной монархии соответствует государственный режим абсолютизма, когда реально вся власть исходит от монарха. Дуалистической монархии может соответствовать как государственный режим абсолютизма, так и государственный режим ограниченного дуализма, который характеризуется наличием конституции и парламента при решающей роли монарха.

При парламентарной монархии, равно как и при парламентарной республике, как правило, устанавливается либо режим системы кабинета (министериализм), либо режим парламентаризма. При режиме системы кабинета однопартийное правительство возглавляется лидером партии, обладающей в парламенте (его нижней палате) абсолютным большинством, что ведет лишь к номинальной ответственности правительства перед парламентом. Режим парламентаризма действует при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства, не может сформировать однопартийное правительство. Таким образом, политическая ответственность правительства перед парламентом становится реальной.

В президентской республике государственный режим дуалистический (если действует система сдержек и противовесов) или суперпрезидентский (в случае сосредоточения президентом большой власти, нередко выходящей за рамки конституционных полномочий).

Если рассматривать избирательную систему демократических государств, можно увидеть общие черты, свойственные любому типу таких систем. Такие государства основаны на демократических способах формирования представительной власти, политическом плюрализме (существует множество видов общественных объединений), разнообразии форм участия народа в решении государственных вопросов: референдумы, выборы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги и т. д.

Избирательная система — это совокупность правил, приемов и процессов, действующих в конкретном государстве и регулирующих формирование представительных органов власти. В законодательстве страны отражены:

порядок выдвижения кандидатов;

требования к кандидатам;

процедура голосования и подсчета голосов;

порядок проведения предвыборной компании;

порядок финансирования избирательной компании и т. д.

Различия в избирательных системах разных стран весьма интересны. В основном они сводятся к порядку выдвижения кандидатов и порядку голосования за выдвинутых кандидатов. Граждане могут голосовать (например, выбирать своих представителей в парламент) напрямую (прямые выборы) или выдвигать лиц, которые имеют право голосовать на другом витке избирательной кампании, часто существует смешанный порядок.

В США существует избирательное законодательство штатов. За двумя главными партиями постоянно закреплено право выдвигать своих кандидатов, остальные партии могут это делать при наборе определенного количества голосов[3].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных